ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ДОСТОЕВСКИЙ КАК ВЫДАЮЩИЙСЯ КРИМИНОЛОГ…………………………………………………………………...6 1.1. Жизнь Ф. М. Достоевского и особенности его криминологического творчества………………………………………………………………………….6 1.2. Предмет криминологического исследования Ф.М. Достоевского……………………………………………………………………..14 Глава 2. РЕЗУЛЬТАТЫ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО…………………………………………………………...28 2.1. Мотивация преступного поведения……………………………….28 2.2. Типы преступников по Ф. М. Достоевскому……………………..34 2.3. Истоки терроризма у Ф. М. Достоевского………………………..46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………57 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………64

Криминологическая проблематика в произведениях Ф.М.Достоевского

дипломная работа
0 страниц
100% уникальность
2012 год
108 просмотров
Смирнова С.
Эксперт по предмету «Право»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ДОСТОЕВСКИЙ КАК ВЫДАЮЩИЙСЯ КРИМИНОЛОГ…………………………………………………………………...6 1.1. Жизнь Ф. М. Достоевского и особенности его криминологического творчества………………………………………………………………………….6 1.2. Предмет криминологического исследования Ф.М. Достоевского……………………………………………………………………..14 Глава 2. РЕЗУЛЬТАТЫ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО…………………………………………………………...28 2.1. Мотивация преступного поведения……………………………….28 2.2. Типы преступников по Ф. М. Достоевскому……………………..34 2.3. Истоки терроризма у Ф. М. Достоевского………………………..46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………57 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………64
Читать дальше
Достоевский – писатель преступления. Можно даже сказать, Достоевский это писатель-криминолог. Марсель Пруст, великий французский романист XX века, сформулировал это со всей подобающей чёткостью. В его главном произведении «В поисках утраченного времени» находим обширное рассуждение о Достоевском. Альбертина говорит следующие слова: «Те его романы, которые я знаю, могли бы называться „История одного преступления“. У него это навязчивая идея, он все время только о ней и говорит.


Если нужны рефераты на заказ в Перми , заполняй форму на Work5.


. Разве это естественно?»[1] Пять больших романов Достоевского, на которых основывается его мировая слава, обращаются к теме преступления, т.е. убийства. Только во втором романе Достоевского, «Подросток», намечающаяся развитием сюжета смерть не осуществляется. В четырех остальных убийство стоит в центре повествования – в «Преступлении и наказании» даже двойное убийство: Раскольников убивает двух женщин одним топором. Рогожин из романа «Идиот» закалывает Настасью Филипповну, Петр Верховенский в «Бесах» стреляет в Шатова из американского револьвера. Смердяков в «Братьях Карамазовых» убивает Федора Карамазова чугунным пресс-папье. Марсель Пруст прав. Куда ни посмотришь, встретишь историю преступления. Как объяснить такое пристрастие к смерти? Кажется действительно противоестественным, что Достоевский говорит «только о ней», как замечает Альбертина Пруста. Романы Достоевского можно рассматривать как своеобразное философско- художественное введение в русский криминологический дискурс. Их иногда обозначают словами, взятыми из словаря самого писателя, - «Житием великого грешника». В процессе работы мною были использованы сочинения критиков, исследовавших творчество Достоевского. Книги М. Бахтина «Поэтика романов Достоевского» и Н. Бердяева «Миросозерцание Достоевского» являются одними из самых значительных работ, посвященных Достоевскому. Бердяев в своих трудах особое значение придает теме свободы и насилия. Он считает ее основной темой в творчестве писателя. Во многих произведениях Достоевский показывает становление личности преступника из «социально опасной личности»[2]. Н.В. Кашина в книге «Человек в творчестве Достоевского» исследует различные типы героев Достоевского. Среди прочих проблем она уделяет особое место восприятию героями Достоевского свободы. Наиболее полно и интересно тема свободы и насилия раскрывается также в следующих работах: Гус М. «Идеи и образы Достоевского», Одиноков В.Г. «Типология образов в системе Достоевского», Селезнев В. И. «В мире Достоевского». Ю.Г. Кудрявцев в своей книге «Три круга Достоевского» подходит к изучению творчества писателя с трех позиций: событийной, социальной и философской. Книги «Повесть безвременных лет» К. Баршта и «Бесы: роман-предупреждение» Л. Сараскиной посвящены подробному анализу романа «Бесы». Мною также были использованы сборники «Достоевский в конце 20 века», «Достоевский и мировая литература» и «Достоевский: материалы и исследования». В них содержаться интересные статьи Т. Касаткиной, Е. Трофимова, Г. Фридлендера, С. Белова, К. Степаняна. Еще одним важным сборников является «Властитель дум. Достоевский в русской критике конца 19-начала 20 в.в.», содержащий статьи известных русский критиков, таких как Д.И. Писарев. Цель исследования – проанализировать криминологическую проблематику в творчестве Достоевского на примерах произведений «Бесы», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и других. Задачи исследования: 1. Проанализировать жизненный путь писателя; 2. Выявить взаимосвязь между его биографией и криминологической составляющей в произведениях Достоевского; 3. Описать предмет криминологического исследования; 4. Проанализировать результаты криминологического творчества Достоевского; 5. Выявить типы преступников; 6. Проанализировать мотивы преступлений; 7. Описать истоки терроризма по Достоевскому. Объект исследования – криминологические проблемы в творчестве Ф. М. Достоевского. Предмет исследования – тексты произведений Ф. М. Достоевского. Методы исследования – работа с литературными источниками, контент- анализ.

Читать дальше
Творчество Достоевского — одно из тех важнейших явлений в истории русской литературы XIX в., которым суждено было стать в XX в. определяющими для всей мировой культуры. Глубокое сочувствие человеческому страданию, в каких бы сложных и противоречивых формах оно ни проявлялось, интерес и внимание ко всем униженным и отринутым «париям» дворянско-буржуазного мира — талантливому человеку, роковым образом заблудившемуся в путанице своих собственных идей и представлений, падшей женщине, ребенку — сделали Достоевского одним из величайших писателей-гуманистов мира. К числу величайших творений Достоевского, оказавших громадное влияние на последующую мировую литературу, принадлежит роман «Преступление и наказание». Достоевский верно почувствовал, что восстание против старой, буржуазной морали посредством простого ее выворачивания наизнанку не ведет и не может привести ни к чему хорошему. Лозунги «убей», «укради», «все дозволено» могут быть субъективно, в устах тех, кто их проповедует, направлены против лицемерия буржуазного общества и буржуазной морали. Ибо, провозглашая в теории: «не убий», «не укради», капиталистический мир на практике возводит убийство и грабеж в повседневный, «нормальный» закон общественного бытия. Но объективно лозунг «все дозволено» представляет собой апологию зла, более агрессивную, злобную форму той же буржуазности. Необычайно чутко, во многом пророчески Достоевский понял уже в XIX в. возросшую роль идей в общественной жизни. С идеями — по Достоевскому — нельзя шутить. Они могут быть благотворны, но могут оказаться разрушительной силой и для отдельного человека, и для общества в целом. Эта мысль выражена в эпилоге романа — в символическом по своему смыслу сне Раскольникова. Последний, самый грандиозный по замыслу роман Достоевского «Братья Карамазовы» был задуман как широкая социально-философская эпопея о прошлом, настоящем и будущем России, преломленных сквозь призму «истории одной семейки». Рассказом о трагическом разладе в семье, закончившемся убийством старика Карамазова, Достоевский воспользовался для изображения картины брожения всех слоев пореформенного русского общества, анализа интеллектуальных исканий интеллигенции. Хотя фактическим убийцей является четвертый, незаконный сын Карамазова — Смердяков, нравственная ответственность за убийство, как сурово показывает автор, падает и на обоих старших Карамазовых, прежде всего на Ивана. Оба они, хотя и не совершили убийства, но в душе осудили отца за его нравственное «безобразие» и желали его смерти. Иван сыграл роль вдохновителя Смердякова, заронившего в него мысль о преступлении и давшего молчаливое согласие на убийство,— лишь бы преступление совершил другой, а не он. Индивидуалистическая цивилизация, трагически разобщающая людей и отрывающая их друг от друга, порождает, согласно диагнозу автора «Братьев Карамазовых», свой, враждебный человеку, отвлеченный склад мышления, который является ее необходимым духовным выражением и дополнением. Эту мысль раскрывает глава «Бунт», где мятеж Ивана Карамазова приобретает черты богоборчества. Иван способен допустить, что для целей, неизвестных человеку, бог мог обречь людей на лишения и страдания, но он не может — даже при допущении будущей гармонии и блаженства за гробом — примириться с мыслью о страданиях детей. Бросая вызов всем религиям и всем философским теодицеям со времен Лейбница, Иван заявляет, что он отказывается своим земным, «эвклидовским» умом понять мир, где не только взрослые, причастные грехам этого мира, но и невинные дети обречены на социальные унижения, страдания и гибель. Поэтому он почтительно возвращает творцу «билет», дающий право присутствовать на финале, венчающем поставленное им земное представление. Сознание невозможности примириться с преступлениями против человечности рождает и у Алеши мысль о необходимости отмщения за них: на вопрос Ивана, что следует сделать с помещиком, затравившим ребенка, Алеша, отбросив в сторону свои религиозные идеалы, без колебаний отвечает: «Расстрелять!». В своих романах и повестях Достоевский разработал особый тип насыщенного философской мыслью психологически углубленного реализма. Действие в его романах развивается одновременно в фабульном, бытовом и идеологическом плане. Каждое лицо является одновременно участником разыгрывающейся в романе драмы и выразителем определенной точки зрения, идеологической позиции по отношению к основной социально-философской и нравственной проблематике романа. Достоевский определил как главную, определяющую черту своего реализма стремление «найти человека в человеке».[55] Найти «человека в человеке» значило в понимании Достоевского, как он многократно разъяснял в полемике с
Читать дальше
1. Бачинин В. А. «Достоевский: метафизика преступления», «Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета», 2001 г. 2. Бачинин В. А. Антропология Достоевского: типы преступников. Журнал социальной антропологии, 2000, № 2. 3. Бачинин В. А. Достоевский как введение в русский криминологический дискурс: антропологема «подполья» «Российский криминологический взгляд». 2007, №2. 4. Белов С.В.Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Комментарии. Москва, «Просвещение», 1985 5. Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского. - М.: «Захаров», 2000. 6. Бердяев Н.А., Философия свободного духа, М., Проспект, 1993 г. 7. Бонн-Бруевич Вл. Ленин о книгах и писателях (из воспоминаний) // В. И. Ленин о литературе и искусстве. М., 1976. 8. Булич Н.Н., Ф.М.Достоевский и его сочинения: (Ист-лит. очерки): Первая литературная деятельность (1845-1849), М., 1994 г. 9. Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1959. Т. 18. 10. Гроссман Л.П. Достоевский., М., «Молодая гвардия», 1965 11. Гроссман Л.П. Жизнь и труды Достоевского., Л., «Академия», 1935 12. Гус М.С. Идеи и образы Ф.М. Достоевского., М., «Художественная литература», 1971 13. Достоевский в конце 20 века./ Сост. К. Степанян. - М.: «Классика плюс», 1996. 14. Достоевский и мировая литература./ Сост. К. Степанян. - Спб., 1993. 15. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Л., 1984 16. Затонский Д.В., В наше время, Советский писатель, 1989 г. 17. Канке В.А., Основы философии, М., Логос, 2003 г. 18. Карякин Ю.Ф.Самообман Раскольникова. Москва, «Художественная литература», 1976 19. Кашина Н.В. Человек в творчестве Достоевского. - М.: «Художественная литература», 1986. 20. Квашко Н.И., Соломонова В.В. Тесные врата «спасения» (путь Ивана Карамазова в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы») – материалы международной интернет-конференции «Святоотческие традиции в русской литературе» 2009-2010, http://traditions.org.ru 21. Кирпотин В.Я.Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. Москва, «Художественная литература», 1986 22. Клейменов М.П. Криминология. – М.: Норма, 2009. 23. Конев А.А. Криминологическая характеристика психологической тайны убийства по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». - Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2011. 24. Кони А. Ф. Воспоминания о писателях. Москва, издательство "Правда", 1989. 25. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. МГУ, 1991, 26. Кулешов В.И. Жизнь и творчество Достоевского. М. 1984. 27. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994 28. Парамонов Б. О подражании Христу. «Звезда» 2008, №10 29. Поспелов Г.Н. Творчество Ф.М. Достоевского. М., 1976. 30. Сайченко В.В. «Я только билет ему почтительнейше возвращаю…» (к вопросу о сущности «бунта» Ивана Карамазова) - материалы международной интернет-конференции «Святоотческие традиции в русской литературе» 2009-2010, http://traditions.org.ru 31. Сараскина Л. И. «Бесы»: роман-предупреждение. - М.: «Советский писатель», 1990. 32. Соловьев B.C. Три речи в память Достоевского. В кн.: О Достоевском. М., Книга, 1990, с.58. 33. Туган-Барановский М.И. Нравственное мировоззрение Достоевского. В кн.: О Достоевском. "Книга", М., 1990, с.132-133. 34. Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература., Л., 1985 35. Фридлендер Г.М.Реализм Достоевского. Москва, «Наука», 1964 36. Хорст-Юрген Герик - Места преступления Достоевского (перевод с немецкого А.И. Есаулова) [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.transformations.russian-literature.com/mesta-prestuplenija-dostojevskogo
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image