Не знаете, где делают контрольные на заказ в Кемерово ? Обратитесь за помощью в Work5.
. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности. Таким образом, память связана с особенностями личности. Начало изучения памяти как деятельности было положено работами французских исследователей, в частности П.Жане. Он одним из первых начал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение информации. Французской школой в психологии была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, её зависимость от практической деятельности людей. У нас в стране эта концепция получила своё дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций человека, разработанной Л.С.Выготскими его ближайшими ученикамиА.Н.ЛеонтьевымиА.Р.Лурией. Свой значительный вклад в изучение памяти внесли также П.И.Зинченко и А.А.Смирнов. Они детально исследовали зависимость непроизвольного и произвольного запоминания от организации практической деятельности и от других условий, в которых происходит запоминание или воспроизведение информации человеком. Среди первых психологов, исследовавших мнемическиепроцессы, был немецкий учёныйГ.Эббингауз. Исследования процессов памяти он осуществлял при обращении к запоминанию бессмысленных словосочетаний, что позволило ему выявить ряд законов запоминания, которые, однако, были применимы лишь к материалу, который не имел логической организации. Данная тема была выбрана в виду ее значимости в жизни любого человека. Актуальность данной работыопределяется тем, что память является одним из важнейших психических процессов человека, во все времена. Новизна и практическая значимость данной работы заключается в сборе большого количества данных, которые разрабатывались по этой теме, и их систематизации. 1. Значение памяти в жизни человека Память имеет огромнуюзначимостивдеятельности и жизнилюдей. При помощи памяти человек может использовать знанияо воспринятых ранееявлениях или вещах, вследствиечегосознание егоне ограничиваетсяимеющимисявосприятиями и ощущениями, но заключает в себеиполученныев прошломзнания и опыт. Человек запоминает свои мысли, сохраняетвпамятипоявившиесяу нассужденияозаконах, вещахи их существовании. Память дает нам возможность применятьданныепонятия для организациии планированиянашегобудущегоповедения и действий. Если бы у человека не былопамяти, мышлениеегосталобыкрайнеограниченным,потому что оперировало бы лишьматериалом, получаемымвходенепосредственного восприятия. Психолог И. М. Сеченовполагал, чтопамятьпредставляет собой «основноеусловие психического развития», «краеугольныйкаменьпсихической жизни». Память являетсясилой, «на которой базируется все психическоеразвитие. Если бы не существовалоэтой силы,всякоереальноеощущение, не оставлялобы следа после себя и должно было бы восприниматься, пусть дажеи втысячныйразтаким же образом, как и в самый первый,— постижениеконкретных ощущенийи егопоследствия, даи вцеломпсихическое развитиечеловекастало бы невозможным». Без памяти, заявлялИ. М. Сеченов, восприятия иощущения, «улетучиваясьбесследно по мерепоявления, оставляли бы разум человека навечно в состоянииноворожденного».[10, 86 с] Подобным образом совершались бы нашидействия:в них человек ограничивалсябытольковрожденными реакциями наестественныераздражителии был бы лишенспособностипланироватьи организовывать, основываясьна предшествующемопыте,свою будущую деятельность. Также память органически принимает участиев процессе восприятия. «Слышимое и видимоечеловекомсодержитвсегдав себе элементы,которыеонслышал и виделранее. Вследствиеэтоговпроцессе каждого новогослышенияи виденияк продуктам первогоприбавляютсявоспроизводимые изхранилищапамятианалогичныеэлементы, ноне отдельно друг от друга, а в такихсочетаниях, в которых онихранятся впамятичеловека».[10, 123 с] Любоевосприятиеподразумеваетосмыслениетого, чточеловеквоспринимает, а этостановится возможнымисключительнопри участииимеющихсяв памятиобразов и сужденийиз прошлого опыта. Особенно важное значениепамятьимеетвпроцессе учебной деятельности, в ходекоторой учащимсянеобходимоусваивать ихорошо запоминать огромноеколичество,всевозможногоучебного материала.Вследствие этого,с педагогической точки зрения,крайне важно формировать хорошую память у учащихся.