Введение3 1.Особенность национального костюма башкир4 2.Исторический аспект: национальный костюм у древних башкир10 3.Национальный костюм и предметы-атрибуты на праздниках и в обрядах башкир18 4.Специфика проектирования башкирского национального сценического костюма26 Заключение33 Список литературы35 Приложение36

Башкирский костюм как отражение этнического самосознания народа

курсовая работа
Культура
0 страниц
100% уникальность
2012 год
123 просмотров
Вязникова А.
Эксперт по предмету «История культуры»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение3 1.Особенность национального костюма башкир4 2.Исторический аспект: национальный костюм у древних башкир10 3.Национальный костюм и предметы-атрибуты на праздниках и в обрядах башкир18 4.Специфика проектирования башкирского национального сценического костюма26 Заключение33 Список литературы35 Приложение36
Читать дальше
"После зарождения мира расселились люди вразныхместах и стали жить-поживать. Каждому народу был дан свой определенныйязык,своя одежда..."–рассказываетсяв одном из башкирскихсказаний.


Умеете писать диплом за деньги ? Вы нужны Work5.


. Традиционный костюм — это важный источник, который отражает глубинное понимание гармонии и красоты народа, дает нам зримое представление о том, что отличает культуру одного этноса от культуры других этносов и этнических групп. Национальныйкостюм служил наиболее ярким определителем народнойпринадлежноститого или иного человека. Его стиль, определенныйобразформировалисьвпроцессемноговековой истории. Его особенности зависели отприродных,хозяйственных условий, в которыхпроживалнарод,отдомашнегоукладаитрудовыхнавыков. В костюмеолицетворялисьхудожественно-эстетические идеалы,отражалсявнутренниймир людей. Традиционный праздничный наряд являлсяобязательныматрибутом обрядов ипраздничныхцеремоний. Территория,накоторойпроживалибашкиры,была обширной.Этоспособствовалоразобщенности населения,продолжительномусохранению этнических (племенных, родовых, локальных)отличийв культуре. В национальномкостюме нашли претворение многие искусныеумения: узорное тканье, вязание,разнообразнаявышивка, аппликация, составление украшений из кораллов, монет,орнаментация кожи.Высокоемастерствоисполнителейобъединялодетали в слаженный ансамбль, подчиненный единому художественному замыслу; в его основе лежали глубокиеисторическиетрадиции. Цель нашей курсовой работы – рассмотреть башкирский костюм как отражение этнического самосознания народа. Объект исследования – башкирский костюм. Предмет исследования – этнические особенности башкирского костюма. Особенностьнационального костюма башкир Костюм — частица народной души. Огромное историческое и художественное значение народного костюма, который в своих классических, веками сложившихся формах, сконцентрировал многовековой опыт народа. Башкирский традиционный костюм не повторяет одежду ни одного другого народа, хотя за долгое время своего развития впитал различные стили предшественников. В башкирской традиционной одежде выделяют семь комплексов: северо - западный, северо - восточный,юго - западный, юго - восточный, центральный, восточный и самаро-иргизский. Первый комплекс охватывал западный Ик, междуречье западного Ика и Агидели, Агиделии Уфы, смежные с Башкортостаном районы современного Татарстана и Пермской области. В любом костюмном комплексе есть элемент, характерный только для него.Для центрального комплекса таковым была ката с войлочными голенищами, для юго-восточного - кашмау, оригинальный головной убор, покрытый серебром и т.д. Башкирский костюм в основе своей образовалсяподвоздействиемдревнегои скотоводческого мира. Из овчин шили теплую верхнюю одежду (шубы,тулупы),мужские головные уборы. Снятая шерсть использоваласьдля войлока ишерстяныхтканей. Из нее катали шляпы и колпаки, валяли зимнюю обувь. Изготавливалосьдомашнее сукно (тула)натуральногобелого или коричневого цвета.Тонкое сукно (бустау)употреблялосьдляпраздничнойверхнейодежды,грубое(мэллэ) - дляповседневной Из выделанных коровьих и лошадиных кож местные сапожники иранее делалибашмаки,глубокиекалоши,сапоги.Изтонкойкозьейкожи(сафьяна, шевро) шили сапожки ситек. Зачастую, изготавливая те или иныевидыобуви, сочетали кожу с сукном, войлоком, реже – с домашним холстом. Пришитьеодеждыприменялисьшкурыи мех дикихзверей.В то же времявбашкирском бытусуществовалитрадициипроизводствапряжи из растительных волокон. В качестве основногоматериала, как иународовЮжнойСибири, Средней Азии и Восточной Европы, употребляласьконопля–киндер.Домашнее производство конопляных нитей существовало у башкир ещевпрошломвеке. В ХVIII веке зарегистрированынередкие в ту поруслучаиупотребленияикрапивы[2]. Крашение натуральными красителями (например, корой ольхи жирек) дало в более ранних вариантах дошедших до нас музейных образцов народной одежды теплую неинтенсивную гамму цветов с оттенками от бледно-желтогодо темно-коричневого. Впоследствии с появлением фабричных красителей, цветовые сочетания стали более яркими и изощренными, цвета более насыщенными. Яркая цветовая гамма привнесла новые черты в уникальный по сочетаниям цветов костюм. Традиция использования старинных способов окрашивания сохранялась в редких случаях и в XX веке, так, например, большой интерес представляет факт окрашивания (декорирования) готовых покупных тканей с помощью травяных красителей. Девушки в 50-е годы XX века в Нижнесергинском районе Свердловской области, собираясь на летние гуляния, использовали листья подорожниканогышдля того, чтобы получилась яркая зеленая орнаментальная полоса по всему периметру квадратного ситцевого платка. Интересно, что приурочено это было к весенне-летним гуляниям на лугах, когда коллективно девушки и молодые женщины, нарвав листьев и поместив их между слоями ткани, прикусывали ее зубами в разных направлениях, что в результате давало дугообразные, расходящиеся линии интенсивного зеленого цвета, образующие кайму узора. Виртуозное владение данной «техникой» давало разные у каждой мастерицы полосы орнамента. На летние гуляния каждая девушка надевала такой платок, что в пору малого количества покупных тканей позволяло разнообразить костюмный комплекс молодежи.

Читать дальше
Таким образом, башкиры, долго сохранявшие полукочевой образ жизни, широко использовали для изготовления одежды кожу, шкуры и шерсть. Нательную одежду шили из среднеазиатских или русских фабричных тканей. Те же, которые рано перешли к оседлому образу жизни, изготовляли одежду из крапивного, конопляного, льняного холста. Традиционный мужской костюм состоял из рубахи с отложным воротником и широких штанов. Поверх рубахи надевали короткую безрукавку, а выходя на улицу, кафтан со стоячим воротником или длинный, почти прямой халат из тёмной ткани. Знать и муллы ходили в халатах из пёстрого среднеазиатского шёлка. В холодное время башкиры облачались в просторные суконные халаты, овчинные шубы или полушубки. Повседневным головным убором мужчин были тюбетейки, у пожилых - из тёмного бархата, у молодых - яркие, расшитые цветными нитками.Поверх тюбетеек в холода надевали войлочные шляпы или обтянутые тканью меховые шапки. В степях во время буранов спасали тёплые меховые малахаи, которые прикрывали затылок и уши. Наиболее распространённой обувью были сапоги: низ делали из кожи, а голенишаиз холщовых или суконных тканей. По праздникам их меняли на кожаные сапоги. Встречались у башкир и лыковые лапти. Женский костюм включал платье, шаровары и безрукавку. Платья были отрезными, с широкой юбкой, украшали их лентами и позументом. Поверх платья полагалось надевать короткие приталенные безрукавки, обшитые позументом, монетами и бляхами. Фартук, вначале служивший рабочей одеждой, позднее стал частью праздничного костюма. Разнообразием отличались головные уборы. Женшинывсех возрастов покрывали голову платком и завязывали его под подбородком.Некоторыемолодые башкирки под платками носили небольшие бархатные колпачки, расшитые бисером, жемчугом, кораллами, а пожилые - стёганые ватныешапочки. Иногда замужние башкирки поверх платка надевали высокие меховые шапки. Башкирский традиционный костюм. В декоративном оформлении костюма разных башкирских родов есть общие черты размещения орнамента на одежде. Башкирский орнамент включал в себя знаки – обереги, с помощью которых человек стремился оградить себя от злых духов. Подлинно старинный национальный костюм башкир ушел в прошлое, и представление о нем можно получить лишь по немногочисленным сохранившимся гравюрам начало 19 века. А сами образцы- подлинники тоже немногочисленные, сосредоточены в музейных коллекциях. Теперь, к началу 21 столетия, они - памятники материальной культуры башкир.
Читать дальше
Антропология и популяционная генетика башкир.- Уфа, 1987.- 128 с. Башкиры: Краткий этноисторическийсправочник. Уфа, 1995.– 164с. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.– 120с. Бикбулатов Н.В. Башкиры //НародыПоволжья иПриуралья. М., 1985 – С. 115-118. Игнатович А. «Башкирская бурзянскаяобласть» - СПб,1863.– 75с. Интернет сервер Башкирского государственного университета, http://www.bashedu.ru КазбулатоваГ.Х. Историческая память и символика костюма //Ватандаш. — №3, 2005. С. 13-15. КузеевР.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974– 576с. КузеевР.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа, 1978. – 216с. ЛоссиевскийМ.В. Былое Башкирии и башкир по легендам, преданиям и хроникам // Справочная книжка Уфимской губернии. Уфа.1883. Отдел V. С. 368-389. Народы Поволжья и ПриуральяXIX - нач. XX вв.- Л.: Муз этнограф.народ. СССР,- 1981.– 312с. Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки. М.-Л., 1955. – 416с. Специфика проектирования башкирского национального сценического костюм//http://www.vatandash.ru/index.php?article=229 Традиции башкирского народного искусства в современной одежде.- Уфа,- 1988. – 376с. Хозяйство и культура башкир в XIX - нач. - XX в.- М.: Наука,- 1972.– 330с. Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. — Уфа: Китап, 1995. – 239с. Приложение[-- Image: Рисунок 1 --] [-- Image: Рисунок 3 --] [-- Image: Рисунок 4 --][-- Image: Рисунок 5 --]
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image