Введение3 1.Понятие потерпевшего4 2.Права потерпевшего8 Заключение13 Список литературы15

Правовой статус потерпевшего в административных делах

реферат
Право
0 страниц
100% уникальность
2012 год
137 просмотров
кулькова я.
Эксперт по предмету «Административное право»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение3 1.Понятие потерпевшего4 2.Права потерпевшего8 Заключение13 Список литературы15
Читать дальше
Конструирование понятия «административно-процессуальный статус гражданина» в значительной степени зависит от четкого определения соотношения таких понятий, как «человек», «личность», «гражданин», «лицо», иных понятий, используемых в различных правовых актах, а также в юридической литературе как синонимы. Зачастую между указанными понятиями не проводится различия, они трактуются как однозначные. Следует отметить, что в определенных случаях эти понятия можно расценивать как однопорядковые, однако необходимость выяснения их содержания – объективная предпосылка для уяснения содержания и особенностей административно-процессуального статуса гражданина. В ряде международно-правовых документов речь идет о правах индивидов. Примером может служить Азиатско-тихоокеанская декларация человеческих прав индивидов и народов, принятая 15 февраля 1988 г. на 2-й Конференции юристов стран Азии и Тихого океана.


На сайте можно купить курсовую работу онлайн , качество гарантируем.


.1 Большой юридический словарь/ сост.А.Я.Сухарев. – М.: Инфра-М, 2007. Упоминание о личности достаточно редко встречается как в международно-правовых документах, так и в законодательных актах нашего государства. Следует признать, что использование этого понятия в большей степени характерно для публикаций научного характера. В конституционном и текущем законодательстве Российской Федерациинаиболее часто употребляются понятия «гражданин» и «лицо». Так, КонституцияРФопределяет права и обязанности гражданРоссии, а КоАП – перечень лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях, регламентирует права лица, привлекаемого к административной ответственности. Понятие потерпевшего Категория «потерпевший»в административном законодательстве впервые появилась в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях (утв. Постановлением ВС СССР от 23.10.1980 N 3146-X).2 Административное право / Под ред. Г.В. Атаманчука. - М.: РАГС, 2009. - 392с. Однако содержание этого термина в указанном нормативном акте не раскрывалось. Часть 1 ст. 248 КоАП РСФСР 1984 года определила потерпевшего как «лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред». Существующая в современном административном законодательстве дефиниция «потерпевший»не претерпела серьезных изменений, за исключением того, что сейчас потерпевшим может быть признано и юридическое лицо. Действующее законодательство предусматривает два способа возмещения имущественного ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения: в порядке производства по делу об административном правонарушении и в порядке гражданского судопроизводства. Выбор способа зависит от различных обстоятельств: от усмотрения должностного лица (судьи), рассматривающего дело об административном правонарушении; от наличия (отсутствия) у сторон спора о праве; от вида уполномоченного органа, разбирающего дело; от стадии производства. Необходимо иметь в виду, что решение о возмещении ущерба принимается лишь в случае вынесения постановления об административном наказании. В случае же прекращения дела производством вопрос о возмещении ущерба в рамках производства по делу об административном правонарушении не рассматривается, что в какой-то степени нарушает права участников производства. В соответствии с ч. 3 ст. 4.7 КоАП РФ споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, разбираются судом только в порядке гражданского судопроизводства. В проблематике административно-процессуального статуса потерпевшего наиболее значимы в настоящее время следующие вопросы: в какой нормативно закрепленный отрезок времени лицо становится потерпевшим, кто признает его таковым, на какой стадии производства по делу об административном правонарушении потерпевший может реализовать принадлежащие ему процессуальные права?3 Ламонов Е. Проблемы совершенствования процессуального регулирования производства по делу об административном правонарушении // Российская юстиция. 2005. N 1-2. С. 41. Кроме того, в законе не определено: факт признания лица потерпевшим - это право или обязанность субъекта административной юрисдикции (суда)? Исходя из анализа ст. 28.2 КоАП РФ, наделение лица статусом потерпевшего допустимо как на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, так и при рассмотрении данного дела. Следовательно, лицо может быть признано потерпевшим как должностным лицом, уполномоченным составить протокол об административном правонарушении на стадии возбуждения дела, так и судьей, органом или должностным лицом, имеющим право рассмотреть дело об административном правонарушении.4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть I) ст. 1. Предположив, что лицо становится потерпевшим в момент причинения ему физического, материального или иного ущерба, т.е. в момент совершения административного проступка, потерпевший приобретает процессуальные права уже на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, в момент составления протокола об административном правонарушении и может уже здесь воспользоваться юридической помощью представителя, заявить ходатайство. О существовании данного варианта свидетельствуют административная практика и ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, предусматривающая, что в протоколе об административном правонарушении должны быть указаны сведения о потерпевших (их фамилии, имена, отчества, адреса места жительства).5

Читать дальше
Случаи нарушения процессуальных прав потерпевших объясняются отсутствием в КоАП РФ точных указаний о праве (механизме реализации права) совершения тех или иных процессуальных действий. Закрепленные в КоАП РФ правовые нормы, определяющие процессуальный статус участников производства, носят порой расплывчатый, бессистемный и коллизионный характер, что создает реальные возможности для административного произвола и делает затруднительным, а иногда и невозможным процесс восстановления и защиты нарушенных прав. Отсутствие в законе четких процессуальных гарантий и прав потерпевшего как участника производства по делу об административном правонарушении демонстрирует стадия обжалования постановления по делу об административном правонарушении.12 Административное право / Под ред. Г.В. Атаманчука. - М.: РАГС, 2009. - 392с. Так, ст. 30.4 КоАП РФ устанавливает, что при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья (должностное лицо) вызывает лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы. При этом принятие решения о вызове того или иного участника производства по делу об административном правонарушении законодатель отдает на усмотрение судьи (должностного лица), который будет рассматривать жалобу. Поэтому необходимо установить в КоАП РФ обязанность должностных лиц, ведущих расследование, и судей извещать о времени и месте рассмотрения жалобы лицо, в отношении которого вынесено обжалуемое постановление, а также потерпевшего, их законных представителей или защитников. Аналогичная ситуация складывается и при непосредственном рассмотрении жалобы, где заслушиваются объяснения лишь физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление, а показания других лиц, участвующих в процессе обжалования, принимаются к сведению лишь при необходимости. Такое положение противоречит конституционному принципу состязательности и равноправия сторон, ущемляет правовой статус потерпевшего. Таким образом, внесение изменений в КоАП РФ, связанных с административно-процессуальным статусом потерпевшего, должно быть направлено, с одной стороны, на укрепление и защиту его административно-процессуальных прав, а с другой - на формирование устойчивого механизма процессуальной ответственности. Реальное существование и эффективное функционирование обеих тенденций позволит в полной мере реализовать административно-процессуальный статус потерпевшего и обеспечить всестороннее, полное, объективное рассмотрение дела об административном правонарушении в соответствии с законом.
Читать дальше
Административное право / Под ред. Г.В. Атаманчука. - М.: РАГС, 2009. - 392с. Бахрах Д.Н. Производство по делам об административных правонарушениях - М.: Знание, 2009. - 96с. Большой юридический словарь/ сост.А.Я.Сухарев. – М.: Инфра-М, 2007. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (часть I) ст. 1. Ламонов Е. Проблемы совершенствования процессуального регулирования производства по делу об административном правонарушении // Российская юстиция. 2005. N 1-2. С. 41. Панкова О.В. Актуальные проблемы обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях в практике судов общей юрисдикции // Административное право и процесс. 2010. N 3. Якуб М.Л. Показания свидетелей и потерпевших. Оценка показаний свидетелей и потерпевших на предварительном следствии и в суде первой инстанции. М., 1968. С. 128.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image