Российское страхование, несмотря на уже довольно солидный срок истории страхования в России почти в 20 лет, по сути еще находится в зачаточном состоянии. Конечно, другого и ожидать было довольно сложно - долгие годы советского строя, с крайним неодобрением относившегося к частной инициативе, выветрили все те успехи развития отрасли, которые были в царской России.
Действительно, после отмены крепостного права развитие страны довольно стремительно пошло по капиталистическому пути. Крестьянин из забитого, бесправного раба, превратился в эффективного собственника. Начали открываться частные предприятия, мануфактуры, все экономические показатели стремительно росли. Неудивительно, что такому бурному развитию экономики сопутствовало и российское страхование.
История развития страхования в России в то время характеризуется открытием многих страховых обществ, которые, помимо уже классического страхования от пожара, предлагали и прочие страховые услуги. Самое известное из них - конечно, страховое общество Саламандра, которое уже своим названием намекало на свой основной вид деятельности.
Однако революция поставила российском страховании точку. Любые частные предприятия были реквизированы в пользу государства и в конце концов загублены. Страхование в Советском Союзе развивалось лишь постольку, поскольку без него было не обойтись. Действительная функция страхования - защита интересов граждан государства - конечно, не выполнялась, поскольку эти самые интересы никого не интересовали. Граждане страны опять превратились в население, а по сути - бесправных рабов, с которых лишь требовали трудовых подвигов, но о которых не заботились.
По сути, в СССР был только Госстрах, осуществлявший страхование предприятий, посевов, и, в очень незначительных количествах - страхование имущества граждан. Современным его преемником является Росгосстрах, хотя и в очень незначительной степени - доля государства в нем и сейчас уже мизерна, а в ближайшем будущем и вовсе сократится до нуля. Единственной общей чертой, пожалуй, являются принципы его работы.
В советское время в российском страховании автомобилей и не могло - машины слишком у немногих людей были, и поэтому проблема регулирования процесса страховых выплат была не настолько серьезна, чтобы озаботиться специальным законом. Хотя в последние годы существования Советского Союза в специализированных журналах уже постепенно стали возникать идеи о том, что надо опять взять пример с загнивающего Запада и ввести закон об обязательном страховании автогражданской ответственности.
Историю страхования в России основным вниманием уделено девятнадцатому веку, когда страхование в стране активнейшим образом развивалось и во многом уже приближалось к западным стандартам. Рассмотрены все подробности, приведены точные цифры, названы наименования страховых сообществ, прослежен их путь с начала до трагического финала в 1917 году. Немалое место будет также уделено и советскому времени, которое, хотя и характеризовалось усеченным вариантом страхования, все же представляет собой интерес в качестве примера сугубо государственной модели страхования.
В среднесрочной перспективе допуск к участию на рынке страховых услуг должны иметь страховые организации - резиденты Российской Федерации, подчиняющиеся требованиям законодательства о страховании. В целях повышения капитализации рынка страховых услуг сферой деятельности российских страховых компаний должен оставаться рынок обязательного страхования. Являющийся частью системы страховой зашиты, рынок страхования имущества, связанного с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также имущества государственных и муниципальных организаций. Затем будут приниматься решения о порядке и сроках допуска иностранных организаций к осуществлению отдельных видов обязательного страхования.
Государственный надзор за страховой деятельностью в Российской Федерации осуществляется на принципах законности, гласности, организационного единства надзора и обеспечивает проведение единой государственной политики в области страхования. В сферу государственного надзора за страховой деятельностью должны входить разработка планов развития страхового бизнеса, анализ финансового положения учредителей и их долей в уставном капитале страховой организации, порядок реорганизации и ликвидации страховых организаций, их платежеспособность и финансовая устойчивость. Указанные положения в полной мере отвечают международному опыту и стандартам страхового надзора.
Совершенствование государственного страхового надзора за деятельностью страховых организаций и иных профессиональных участников рынка страховых услуг, а также защита прав и интересов его субъектов предполагают:
- повышение надежности системы страхования посредством установления единых требований и стандартов предоставления страховых услуг, применяемых в международной практике;
- установление правил, нормативов и показателей платежеспособности и финансовой устойчивости на основе отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами ценообразования страховых услуг;
- финансовое оздоровление страховой компании, включая обязательное увеличение капитала и применение принудительных мер по управлению ее активами;
- установление для профессиональных участников страхования требований о наличии соответствующих образования и стажа работы по специальности, позволяющих выполнять возложенные на них функции, а также осуществление мер, препятствующих доступу к руководству страховой компанией лиц, допустивших финансовые злоупотребления.
Федеральная служба страхового надзора осуществляет функции контроля и надзора за страховым делом в Российской Федерации. В этих целях целесообразно закрепить за федеральным органом государственного страхового надзора функции по межведомственной координации и межотраслевому регулированию вопросов страхования.
Для решения задач развития рынка страховых услуг в первоочередном порядке необходимо разработать и осуществить меры по совершенствованию и развитию законодательства, регулирующего страхование, и в частности, обеспечить:
- создание правовых основ деятельности обществ взаимного страхования;
- совершенствование законодательства о налогах и сборах;
- установление основ обязательного страхования, а также определение их приоритетных видов;
- совершенствование осуществления государственного надзора за страховой деятельностью на территории Российской Федерации.
Решение указанных задач позволит продолжить работу по модификации основ законодательного регулирования страхования, которое должно отвечать возрастающему уровню развития страхового дела, и потребует в среднесрочной перспективе осуществления кодификации законодательства в области страхования.
Реализация подобных мероприятий позволит:
- повысить уровень защищенности организаций и граждан от различных групп рисков, поднять качество и расширить спектр предлагаемых страховых услуг;
- привлечь в российскую экономику значительные инвестиционные ресурсы;
- решить первоочередные задачи в области развития страхования в Российской Федерации и укрепления системы государственного надзора за страховой деятельностью;
- создать структурные основы для развития добровольного страхования;
- сформировать систему правовых основ страховой защиты имущественных интересов населения, организаций и государства, соблюдения прав и гарантий имущественной безопасности отдельной личности и сферы предпринимательства.
В связи с осуществлением мер по совершенствованию налогообложения страховых операций, развитием долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования и введением новых видов обязательного страхования произойдет дальнейший рост числа договоров страхования, размеров страховых выплат.
Как следствие, рост объема финансовых средств в системе страхования и предоставление более широкому кругу граждан и юридических лиц страховой защиты. Осуществление мер по развитию страхования и совершенствованию регулирования отношений в этой сфере будут способствовать увеличению общего объема страховых премий и объема страховых выплат. Рост объема страховых премий позволит страховщикам аккумулировать дополнительные финансовые средства, которые послужат источником инвестирования финансовых средств в экономику страны.