Введение 2 Глава 1. НИР в области библиотековедения общего характера 4 1.1. Научные исследования и достижения Национальной библиотеки республики Саха 4 1.2. Персоналии библиотеки 8 Глава 2. НИР в области библиотековедения (планы, мероприятия) 10 Глава 3. НИР в области книговедения 14 Заключение 20 Список литературы 23

НИР в области библиотековедения (Национальная библиотека им. А.С. Пушкина РС(Я))

курсовая работа
Литература
0 страниц
100% уникальность
2012 год
233 просмотров
Молодцов В.
Эксперт по предмету «Библиотековедение»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 Глава 1. НИР в области библиотековедения общего характера 4 1.1. Научные исследования и достижения Национальной библиотеки республики Саха 4 1.2. Персоналии библиотеки 8 Глава 2. НИР в области библиотековедения (планы, мероприятия) 10 Глава 3. НИР в области книговедения 14 Заключение 20 Список литературы 23
Читать дальше
В библиотековедении остро дискуссионным является вопрос об источниках и побудительных силах развития библиотековедческого познания. Первоначальное развитие получили экстерналистскийиинтерналистскийподход, что объясняется эволюцией библиотековедения, превращением его из некоторой сначала весьма ограниченной совокупности знаний в сложную открытую динамическую систему.[13, c.


Чтобы заказать написание дипломной работы по юриспруденции нужно всего лишь заполнить форму заказа. Переходите по ссылке, заполняйте форму и мы поможем вам с написанием диплома!


. 89] Библиотековеды, отстаивающие экстерналистскийподход, в качестве источника и побудительной силы развития библиотековедения называют социальные потребности, складывающиеся в конкретно-исторический период. Они определяют направленность развития библиотековедения, содержание его основных концепций, тематику, масштабы, интенсивность проведения исследовательской работы, формы и способы ее организации. При этом социальные потребности воздействуют не только на производство библиотековедческого знания в ходе НИР, но и на его распространение, функционирование и внедрение в рамках библиотечно-информационной отрасли. Трансформации, происходящие в обществе (экономические, социокультурные, политические и др.) неизбежно влекут за собой и, более того, предопределяют изменения в характере, структуре, динамике социальных потребностей и, как результат, в тех требованиях, которые общество предъявляет к библиотечной науке. При этом более высокий уровень развития общества и, соответственно, социальных потребностей обусловливает и более высокуювостребованность библиотековедческого знания. Это, в свою очередь, открывает новые возможности для прогрессивного развития библиотековедения.[3, c. 145] Цель исследования – охарактеризовать особенности НИР в области библиотековедения и книговедения на примере деятельности Национальной библиотеки имени А. С. Пушкина Республики Саха (Якутия) Задачи исследования: Проанализировать НИР библиотеки Рассмотреть важные персоналии библиотеки Охарактеризовать НИР библиотеки в области книговедения Сделать вывод о роли НИР в библиотековедении. Объект исследования – НИР в библиотековедении. Предмет исследования – научная деятельность Национальной библиотеки Республики Саха. Методы исследования – работа с литературными источниками, контент-анализ, дискурс-анализ. Глава 1. НИР в области библиотековедения общего характера1.1. Научные исследования и достиженияНациональной библиотеки республики Саха В настоящее время Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) (НБ) – одна из крупнейших библиотек на Севере–Востоке Российской Федерации. Книжный фонд – около 1,5 млн. печатных изданий. Ее фондами ежегодно пользуются 35 тыс. читателей, которым выдается около 900 тыс. экз. По итогам Всероссийского конкурса "Окно в Россию" библиотека объявлена "Библиотекой – 2001 года". Придавая исключительное значение роли Национальной библиотеки в сохранении исторической памяти и развитии духовной культуры народов России и Республики Саха (Якутии), 22 сентября 2003 г. Президент Республики Саха (Якутия) подписал указ "Вопросы Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)". Этим указом утвержден состав Попечительского совета библиотеки, учреждена ежегодная премия Президента Республики Саха (Якутия) им. И.И. Крафта за вклад в развитие библиотечного дела республики. Отреставрированному Историческому зданию библиотеки придан статус памятника культуры и искусства.[28] Миссией национальных библиотек являются сохранение культурного документального наследия народов республики для настоящих и будущих поколений и обеспечение доступа к национальным, российским и мировым библиотечно-информационным ресурсам. В соответствии с этой миссией национальная библиотека строит всю свою деятельность и старается связать традиции прошлых поколений и достижения современной цивилизации. Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) занимает одно из ведущих мест как хранилище коллекции книг на языках коренных народов Якутии. Данная часть документов является предметом особой ответственности библиотеки в рамках международных требований сохранения национальной культуры. На 1.01.2004 г. книжный фонд на якутском языке составляет 44598 экз., на языках народов Севера - 1538, причем в последние годы наблюдается существенный рост данных фондов в связи с увеличением книгоиздания на национальных языках. Ведутся работы по созданию мемориального свода документальной памяти "Сандалы Бичик", включающего в себя местные издания, а также литературу о Якутии и книги местных авторов вне зависимости от языка и места выпуска. Основная цель создания свода документальной памяти – собирание и вечное хранение для настоящих и будущих поколений документального печатного наследия народов Якутии. Для активизации и повышения уровня работы по сбору, хранению, изучению редких и ценных документов, истории книгоиздания и книгораспространенияв Якутии в структуре библиотеки создан Научно-исследовательский центр книжных памятников Республики Саха (Якутия), в структуре которого создается Музей книги. Согласно республиканской целевой программе "Память Якутии" (2002-2006 гг.) библиотека приступила к оцифровыванию первых изданий на якутском языке, а также редких звуковых и музыкальных записей якутских композиторов и исполнителей с целью сохранения документального наследия народов Якутии и обеспечения свободного доступа граждан к информации [28]

Читать дальше
История библиотековедения как науки показывает, что ни одно из направлений библиотековедения не получало должного развития, пока не становилось насущной потребностью общества. Так, в настоящее время перспектива перехода общества к постиндустриальному (информационному) заставляет библиотековедовзаниматься разработкой таких глобальных проблем, которые не находились ранее в сфере традиционных интересов библиотечной науки, а именно: универсальность информации и ее практическая всеобщность, библиотека и информация как способы сохранения ценностей цивилизации, созидательные и разрушительные начала информации,социопсихологическоемоделирование информационных систем как средств синтеза интуитивных и логических методов познанияв различных областях наук и др.[7, c. 234] Безусловно, библиотековедение тесно связано с жизнью общества. Общество непосредственно заинтересовано в производстве и практическом использовании библиотековедческого знания, так как оно является крайне необходимым для регулирования человеческой деятельности. Возникнув в ответ на практические потребности общества, библиотечная наука, в конечном счете, ориентируется на реализацию целей и задач, стоящих перед ним. Социальные потребности обеспечивают перевод внешних по отношению к библиотековедению целей и задач своего развития в темы научных проектов, дисциплинарные методы/техники/процедуры исследования, и, тем самым, определяют направления развития библиотековедения. Развитие общества и социальных потребностей, генерируемых в его рамках, предопределяют то, что библиотековедческое знание, являясь ограниченным на каждом конкретно-историческом этапе, обладает неограниченным потенциалом в исторической перспективе. И тем не менее оценивая данный подход, нельзя не привести слова ученого, утверждавшего, что "упрощенный, сугубо экстерналистскийподход, по существу дела, выносит критерий истинности научного знания за пределы гносеологии… Кроме того, подобный взгляд упускает из виду сложную диалектику практики и теории, а именно, что современные формы практической деятельности … нагружены теоретической компонентой, являются материальным воплощением, объективацией теоретической работы человеческого ума". [3, c. 87] Библиотековеды, сторонники интерналистскогоподхода, движущей силой развития библиотековедения называют факторы, связанные с сущностью природы научного знания. При этом подчеркивается, что доминирующее положение занимает внутренняя логика развития науки, ее объективно-гносеологическая составляющая. Приобретаемый запасвнутринаучныхзнаний определяет задачи познавательной деятельности, формирует темы научных исследований, способствуют созданию новых методов/техник/процедур познания. Библиотековедение выступает как самостоятельное явление, которое развивается по задаваемым "изнутри" принципам развития. Библиотековедческое знание развивается в рамках исторически определенного общества. Д. Ширапишет, что "общество не может функционировать - более того, едва ли можно считать, что оно будет существовать без некоей связующей силы, не дающей ему распасться, - культуры". Культура как определенное явление носит всеобщеисторическийхарактер, ее развитие обусловлено эволюцией человечества. Однако вобществе определенного этапа развития культура выступает как конкретно-исторический процесс. Взаимосвязь и взаимообусловленность генезиса библиотековедения и культуры, характерных для конкретно-исторического периода, следует рассматривать, непременно принимая во внимание уровень развития общества, особенности базовых основ культуры, систем объективно-гносеологических и ценностно-ориентационных аспектов жизнедеятельности общества и др. "Аксиомой является то, - подчеркивает Д. Шира, - что библиотека как социальное средство всегда обусловливалось и формировалось социальной средой, в рамках которой она функционировала.Общество - попечитель библиотеки, именно перед обществом она отвечает за свою деятельность и должна откликаться на его потребности. Отсюда, чтобы понять, чем библиотека была, чем она является теперь и чем может стать в будущем, надо, прежде всего, рассмотреть природу самого общества, а также культурную и ценностную систему, которые функционируют в нем".[17, c. 56] Откликаясь на потребности библиотечной практики, библиотечная наука возникла в конкретно-исторических условиях, является органической и неотъемлемой частью духовной сферы культуры, активно взаимодействует с ее другими элементами (образование, искусство, идеология и др.). Библиотековедение выступает как "явление взаимоположенноекультуре", является продуктом ее развития, органично связанным с культурой наличием общих целевых, духовных и практических ориентаций. Векторы развития библиотековедения определяются культурой и неукоснительно детерминируются ею на всех этапах социальной эволюции. Направления развития библиотековедения, которые были характерны для периода его возникновения, способы отражения библиотечной реальности, образ ученого-библиотековедазарождались в рамках культуры и обладали первоначально не столько научной значимостью, сколько общекультурной.
Читать дальше
БарулинB.C. Социальная философия: Учебник /БарулинB.C. 2-е изд. - М.: АИР-пресс, 2000. - 560 с. Библиотекарь и читатель: основы современных взаимоотношений: Сб. науч. Тр./ ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 1997. – 210 с. Библиотековедение. Общий курс: Учеб. пособие/ Под ред. К.И. Абрамова, Н.С. Карташова. – М., 1988. – 224 с. Бойко В.В. Социально–психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко. – М.: Мысль, 1983. – 207 с. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. – 2-е, перераб. и доп. изд.– Новосибирск: Наука, 1989. – 190 с. БоуменК. Основы стратегического менеджмента |/ К.Боумен. – М.: Банкии биржи, ЮНИТИ, 1997. – 175 с. БрэддикУ. Менеджмент в организации / У.Брэддик. – М.: ИНФРА – М, 1997. – 344 с. ВиханскийО.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учеб.пособ. / О.С. Виханский, А.К. Наумов. – М., 1995. – 327 с. ВиханскийО.С. Стратегическое управление: Учеб. / О.С.Виханский. – М.: Гардарика, 1998. – 296 с. ДафтР.Л. Организации. Учебник дляпсихологов и экономистов / Р.Л. Дафт. – 3-е междунар. изд. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 348 с. Деловое планирование: Методы. Организация. Современная практика. – М., 1997. – 368 с. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент / А.Б. Зверинцев. – СПб.: Союз, 1997. – 287 с. ЗигертВ. Руководитель без конфликтов / В.Зигерт, Л. Ланг: Сокр. пер. с нем. – М.: Экономика, 1990. – 335 с. Инновационный менеджмент: Учеб. для вузов/ Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банкии биржи, ЮНИТИ, 1997. – 327 с. КатерныйИ.В. Пролегомены к современной антропологии организации / Катерный И.В. //Социс.– 1998. – № 8. – С. 112 – 115. КлецинаИ.С. Гендерная социализация: Учеб.пособие / И.С. Клецина; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб., 1998. – 92 с. Клюев В.К. Маркетинговая ориентация библиотечно– информационной деятельности: (Маркетинг в системе управления библиотекой): Учеб.пособие / В.К. Клюев, Е.М. Ястребова. – 2 – е изд., дораб. и доп. – М.: Профиздат, Изд-во МГУКИ, 2002. – 143 с. Библиотековедческие исследования: Методол. и методика / Ред-кол. А.Н. Ванеев и др. М. Книга, 1978. - 248 с. Ванеев А.Н. Разработка общетеоретических и методологических проблем библиотечной науки в 1978 1982 гг. / Ванеев А.Н. // Библиотековедение и библиографоведение: Экспресс-информация / Гос. б-ка им. В.И. Ленина. - М., 1983. - Вып. 2 - 3. - С. 7 . Карташов Н.С. Сравнительное библиотековедение: Новое знание о библиотечном деле / Карташов Н.С.// Библиотековедение. 1997. -№5/6.-С. 3-15. КохановскийВ.П. Философия и методология науки /Коханов-скийВ.П. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 576 с. КрейденкоB.C. Библиотечные исследования: Науч. основы: Учеб.пособие для библ. фак. ин-товкультуры и педагог, вузов /КрейденкоB.C. -М.: Книга, 1983. 144 с. Скворцов В.В. О методологии современного библиотековедения / Скворцов В.В. // Библиотековедение. 1994. - №» 1. - С. 39 - 42. Скворцов В.В. Становление и развитие библиотековедения как науки / Скворцов В.В. // Библиотековедение. 1996. - № 2. - С. 29 - 42. Соколов А.В. Ретроспектива-60: Тр. проф. А. Соколова для библиотекарей и информатиков/ Соколов А.В.; Ред. С.А. Басов; Петербург, библ. о-во. СПб.: Независимая гуманитарная академия, 1994. - 463 с. Справочник библиотекаря / Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минки-на. 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Профессия, 2000. - 425 с. - (Библиотека). Столяров Ю.Н. Обучение библиотековедовнаучным методамисследований:опытРоссии / Столяров Ю.Н. // Науч. итехн. б-ки. 1997. -№ 5. - С. 32 - 38. http://www.nlib.sakha.ru/
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image