Введение………………………………………………………………3
1. Факторы осмысления дикой природы в традиции японской
культуры………………………………………………………………5
1.1 Природа Японии………………………………………………….5
1.2 Синтоизм и Буддизм……………………………………………..10
2. Важнейшие направления в художественной традиции изображения дикой природы периода Эдо…………………………15
2.1 Период Эдо………………………………………………………..15
2.2 Изобразительное искусство ……………………………………..16
2.3 Поэзия……………………………………………………………..20
2.4 Искусство пейзажного сада………………………………………23
Заключение…………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………33
Читать дальше
Культура Японии не породила признанных миром мыслителей, зато писатели и художники этой страны и поныне составляют её гордость. Японцы полагали, что поэзия важнее прозы: искусство поэзии придумано богами, а проза - изобретение человека. Для полноценной светской жизни придворным необходимо было знать классические стихи. Они и сами занимались сочинительством.
Синтоизм - традиционная японская религия. Религия синтоизма обожествляет силы природы, животных и знаменитых людей. Эти божества по-японски называются "ками".
В отличие от конфуцианства и буддизма, синтоизм - это сугубо национальная религия, характерная только для японцев. В ее пантеоне насчитывается более 8 миллионов богов (ками), к которым относятся также духи умерших, духи рек, гор, озер и покровители ремесел.
В процессе утверждения буддизма в Японии сформировалось несколько его сект, или школ, которые, в отличие от новых религий буддийского происхождения, называются традиционными. Все они принадлежат к махаяне, или так называемой северной ветви буддизма. Самые древние по происхождению секты (Кэгон, Рицу, Хоссо), образовавшиеся еще в период Нара, со временем утратили свое влияние.
Традиция изображения дикой природы в японской пейзажной живописи с древних времен была тесно связана с поэзией, пейзажной лирикой и нашла воплощение в принципе хайга (опоэтизированная картина), употребляющемся в живописи и поэзии на равных правах. Она сочеталась с такими японскими народными обычаями, как "цукими" -любование полнолуньем осенью, "юкими" - любование первым снегом зимой, "сакураманкай" - любование цветением вишни ранней весной.
Японцам присуще стремление жить в согласии с природой. Японские архитекторы возводят свои постройки так, чтобы они гармонировали с ландшафтом. Цель японского садовника -- воссоздать природу в миниатюре.Стремление к гармонии с природой -- главная черта японского искусства. Японский художник не диктует свою волю материалу, а лишь выявляет заложенную в нем природой красоту.
Природа страны влияет на человека не только своими отдельными элементами, но и всей своей совокупностью, своим общим характером и колоритом. Вырастая среди богатой и разнообразной природы, любуясь с детства изящными очертаниями вулканов, уходящих в небо своими конусами, и бирюзовым морем, усеянным тучею зеленых островков, японец всасывает с молоком матери любовь к красотам природы и способность улавливать в ней прекрасное.
Чувство изящного, наклонность наслаждаться красотою свойственны в Японии всему населению - от земледельца до аристократа. Уже простой японский крестьянин - эстетик и артист в душе, непосредственно воспринимающий прекрасное в окружающей природе. Нередко он совершает отдаленные путешествия, чтобы полюбоваться каким-либо красивым видом. А особенно красивые горы, ручьи или водопады служат даже объектом благоговейного культа, тесно переплетаясь в представлениях простолюдина с конфуцианскими и буддийскими святынями. Из этого культа красоты, основывающегося на дивном колорите всего окружающего, возникло японское искусство.
Наслаждаться искусством значит для японцев вслушиваться в несказанное, любоваться невидимым. Таков жанр сумиэ - словно проступающие сквозь туман картины, сделанные черной тушью на мокрой бумаге, живопись намеков и недомолвок.
Читать дальше
1. Буддийская философия в средневековой Японии. - М.: Наука, 1998.
2. Горегляд В.Н. Буддизм и японская культура. М., 1982.
3. Голуб Л. Ю., Другова О. Ю., Голуб П. Ю. Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям. - М.: ВЛАДОС, 2004.
4. Живопись Японии. / Под ред. Яковлевой А.М. - М.: Просвещение, 1987.
5. Крутова Т.А. Образы природы в декоративно-прикладном искусстве Японии. Владивосток, 2009. Он-лайн на сайте http://www.jp-club.ru/?p=656
6. Ласточкина П.А. Природа в искусстве Азии. - М.: Просвещение, 2004.
7. Овчинников В.В. Ветка сакуры. - М.: Советский писатель, 1988. – 152 с.
8. Сюнкити Акимото. Изучая японский образ жизни. - М.: Просвещение, 1961.
9. Токутаро - Итиюсай - Итирюсай. // Япония сегодня. - 2003. - №11.
10. Художники Японии. / Под ред. Астафьева А.Ю. - М.: Просвещение, 1999.
11. Лебедева А. Японский сад. М.: Вече, 2002. 320 с.
12. Фоско Мараини Япония: черты преемственности. - М.: Просвещение, 1971
13. Классическая японская поэзия: Пятистишья. Трехстишья: пер. со старояп. В. Марковой. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. – 519 с.
Читать дальше