Введение 3 Глава 1. Воображение и его особенности в подростковом возрасте. 8 1.1 Понятие о воображении. 8 1.2 Виды воображения и способы создания творческих образов. 14 1.3 Механизм творческого воображения. 17 1.4 Психологические особенности подросткового возраста 21 1.5 Особенности творческого воображения подростков 22 Выводы по 1 главе 26 Глава 2. Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы 27 2.1. Теоретическая основа развития творческих способностей в процессе обучения русскому языку и литературе 27 2.2. Методики развития творческих способностей в процессе обучения русскому языку и литературе. 38 Выводы по II главе. 42 Глава 3. Экспериментальные исследования особенностей творческого воображения подростков 44 3.1. Методы и организация исследования 44 3.2. Описание экспериментов. 45 3.3. Анализ результатов исследования. 51 Выводы по III главе 57 Заключение 58 Список литературы 61 Приложение 1. 62 Приложение 2. 63 Приложение 3. 68 Приложение 4. 71

Развитие творческого воображения старшеклассников на уроках русского языка и литературы

дипломная работа
0 страниц
100% уникальность
2012 год
80 просмотров
лазарева е.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Воображение и его особенности в подростковом возрасте. 8 1.1 Понятие о воображении. 8 1.2 Виды воображения и способы создания творческих образов. 14 1.3 Механизм творческого воображения. 17 1.4 Психологические особенности подросткового возраста 21 1.5 Особенности творческого воображения подростков 22 Выводы по 1 главе 26 Глава 2. Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы 27 2.1. Теоретическая основа развития творческих способностей в процессе обучения русскому языку и литературе 27 2.2. Методики развития творческих способностей в процессе обучения русскому языку и литературе. 38 Выводы по II главе. 42 Глава 3. Экспериментальные исследования особенностей творческого воображения подростков 44 3.1. Методы и организация исследования 44 3.2. Описание экспериментов. 45 3.3. Анализ результатов исследования. 51 Выводы по III главе 57 Заключение 58 Список литературы 61 Приложение 1. 62 Приложение 2. 63 Приложение 3. 68 Приложение 4. 71
Читать дальше
Известно, что великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете считал самым трудным на свете «видеть своими глазами то, что лежит перед ними». Это довольно странное заявление, учитывая то, что способность видеть окружающий мир настолько привычна человеку. Однако способность видеть и различать предметы и явления окружающего мира не является врожденной. Человеку приходится учиться видеть, однако процесс обучения забывается, так как происходит в младенческом возрасте. Новорожденный младенец еще не «видит» в нашем понимании, он просто ощущает раздражение глаза от светового потока. И лишь позже приходит умение воспринимать воздействие света на зрительные нервыне просто как раздражение зрительных нервов, а как объект, находящийся вне глаза. Каким же образом происходит процесс этой проекции состояния глаза на реальное пространство, процесс, который совершается человеком, когда он что-то видит, воспринимает? Как утверждает психологическая теория, описанная выше проекция происходит при помощи силы воображения. Само слово «воображение» обозначает этот процесс, переход оптического явления на поверхности сетчатки «во образ» реального предмета из внешнего мира. Воображение преобразует оптические впечатления в реальные формы вещей, которые встречаютсячеловеку в егов реальнойжизни.


Если вы хотите заказать написание реферата по анатомии, переходите по ссылке, заполняйте форму заявки и мы сделаем самый лучший реферат!


.Человек соотноситзрительные впечатленияидвижениясвоего тела, например,движениярук, по реальным контурам вещей. Таким образом человек учится видениюреальныхконтуров, выделениюих.Любому взрослому человеку не нужно никаких усилий при определении предмета, акт«воображения»во время рассматривания предметапроисходитавтоматически, непроизвольно. Воображениеявляетсявсеобщейчеловеческойспособностью, которая обеспечивает нам возможность видения окружающего мира. Эта функция воображения вырабатываетсяв самых обычныхусловияхжизни1 Гачев Г.Д. Воображение и мышление. М., Вузовская книга, 2006 . Человек является общественнымсуществом, и потому он, как представительлюдей,национальности, граждан государства, членов коллектива вынужден учиться рассматривать вещи не только как отдельная личность, но и с точки зрения коллектива, народа, государства, всего рода человеческого. Видение мира с человеческой точки зрения и обозначает, собственно, видение его с точки зрениядругого человека,с точки зрениялюдейвообще, учитываяобщие, коллективныепотребности. Таково происхождениетойсамойпсихическойспособности - человеческоговоображения. Именно эта способность позволяет личностисмотреть намирс точки зрениядругого человека, не превращаясьв него. Воображение дает возможностьувидеть, то есть выделить и оформить в образ интересные, важные, существенные для общечеловеческого развития характеристики предметов и явленийокружающего мира,а не только то, что является нужным для материальныхпотребностей отдельного человека. Силавоображения- этовсеобщаяуниверсальнаяспособность, котораяотличает людейот животных. Искусство без воображения невозможно в принципе. Лишенныйфантазиичеловек не сделает ни одного научного открытия и уж тем болеене запуститкосмических кораблей. Фантазия нужна длясамогопростогообобщения («человек вообще»). Она необходима и в математике, и в физике, без нее невозможно было бы открытие ни теории вероятности, ни дифференциального и интегрального исчислений, ни квантовой механики. Ввоспитании воображенияглавная роль принадлежитискусству, так как искусство является продуктомпрофессиональнойфантазии, силы воображения. Что такое произведение искусства? Это воплощенная при помощи слов,звуков, красокили иных художественных средств сила воображения. Та самая сила, котораяпреобразуетотдельные впечатления в цельный образ окружающего мира. Творческое воображение художника, естественно, более развито, чем воображение человека, далекого от искусства.А когда произведение искусства находит своего адресата – читателя, зрителя, слушателя, который, так сказать, «потребляет» его, то оно развивает в человеке то самое творческое воображение, при помощи которого оно было создано и которое в этом произведении искусства реализовало себя. Когда человек развивает в себе силу воображения при помощи произведений искусства, то онобращает затемэту силуне только на искусство, но ина весьокружающиймир. Человек,имеющий развитое творческое воображение, и весь окружающиймир видит более полно, ярко, образно, целостно– у него уже есть определенный уровень культуры, и с высоты этого уровня лучше воспринимается окружающий мир. Искусство, развивая творческое воображение, формирует объемный взгляд на мир, который позволяет мыслить масштабно и комплексно, улавливать причинно-следственные связив переплетении событий, анализировать их и удерживать в представлении как единый стройный образ. Именно поэтому так необходимо развивать творческое воображение у детей. Это развитие должно проходить неизменно, начиная с младшего школьного возраста. Тем более необходимо развитие творческого воображения у учащихся старших классов, творческое воображение которых уже более сформировано и подготовлено к дальнейшему развитию. Уроки литературы и русского языка не должны превращаться в сухой «анализ образов», потому что таким путем воображение не только не разовьется, но будет уничтожено.

Читать дальше
Нет более важной, сложной и многогранной задачи для государства, чем воспитание молодого поколения – будущих граждан страны, которым предстоит принять эстафету времени и стать творцами новой реальности. Одним из сильнейших движущих импульсов в развитии личности является творчество. Практически каждый ребенок несет в себе ростки гениальности, и открытие этих «творческих побегов», укрепление и развитие их должно стать задачей настоящегоучителя. Вот почему на уроках так необходима обстановка свободы творчества. Когда творческий потенциал раскрывается свободно, школьники приобретают уверенность, что всепроявления их творческой активности педагог заметит и оценит по достоинству. Ученики должны любить предмет, который они изучают.А для этого им необходимо видеть такое же искреннее отношение к предмету своего преподавателя. Если педагог любит свой предмет, если ондействительно заинтересован в нем – школьники тоже будут испытывать к предмету неподдельный интерес и уважение. А интерес и уважение – это уже хорошая база для творчества. Творческая активность может быть только там, где есть заинтересованность в предмете. Для того, чтобы творческая активность старшеклассников не угасала, а, напротив, становилась шире и глубже, им нужны успехи в творчестве. Возможно, что реальных творческих успехов достигнут не все, а только наиболее талантливые. Однако творческая работа поможет стимулированиюпотребностейтворческогопроявления увсех учеников в классе. Очень важно не заглушить в подростках творческую активность, не сломать ростки возможной одаренности. Поэтому оцениватьтворческиеработынужно терпеливо, доброжелательно, деликатно,а главное – не разделять учеников на«таланты»и «середняки», соблюдать равноправие и помнить, что учеников совсембез воображения нет, просто некоторым труднее найти точку раскрытия своего воображения. Творчествоочень легко поддается влиянию, стоит только его раскрыть- и оно начинает раскручиваться, расцветать. Но эта подверженность влиянию имеет и свою оборотную сторону– именно поэтому творческую активность так легко и затормозить, «перекрывейкислород». Творческая энергия заразительна, ученики могут получить мощный потенциалтакой энергии от беседы с человеком искусства, от хорошо «заряженного» урока, даже просто от какого-нибудь талантливого произведения искусства.Учащиеся всего лишь слушают, читают, наблюдают, но ихсобственная творческая активностьгорячо откликается, они «загораются»творчеством. Используя это творческоевзаимодействие, можнонайтине только творческое решениекакой-то своей проблемы, но и обрести призвание, понять, к чему лежит душа, какое творчествоособенно созвучно натуре человека. Однако, при наличии холодной, презрительной реакции на творчество подростка, в случае равнодушного, безразличного изложения какого-либо произведения искусства учащийся может потерять охоту творить надолго, если не навсегда. Человек зависим от мнения окружающих, и в гораздо большей степени эта зависимость проявляется в подростковом возрасте – во время становления личности человекбеззащитени раним, его легче всего задеть. Вынесенные в эпиграф данной работыслова Антуана де Сент- Экзюперидолжны стать девизом каждого учителя, который по-настоящему любит свою работу. Педагог должен помнить, что в его руках находятся слабые зернышки, нежные ростки будущих талантов. Достаточно одного холодного дуновения – и эти побеги зачахнут навсегда. Но если создать условия для их роста и развития, то наокрепшихпобегахсо временем расцветутпрекрасные цветы настоящей творческой одаренности.
Читать дальше
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф. Методика преподавания литературы Боровик О. В.Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений - М., Просвещение, 1982. Вербальный тест интеллекта Г. Айзенка (Тест IQ) / Альманах психологических тестов – М., Знание, 1995. С.35-46 Гачев Г.Д. Воображение и мышление. М., Вузовская книга, 2006 Голубков В. В. Методика преподавания литературы. – М., 1962. Де Боно Э. Серьезное творческое мышление . Москва. Попурри, 2005 Зденек М. Учебник по творческому мышлению. Москва. Попурри, 2011 Ионин Г. Н. Школьное литературоведение: Учебное пособие к спецкурсу. – Л., 1986. Истратова О.Н. Психодиагностика: Коллекция лучших тестов./О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. Ростов н/Д. 2009 Кудряшев Н. И. Взаимосвязь методов обучения науроках литературы. – М., 1981. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии, 1960, № 1, с. 7—17. Лук А.Н.Мышление и Творчество. Москва. Издательство политической литературы. 1976 Мартишина Н.В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога. // Педагогика. – 2006. - № 3. – С. 48-57. Никандров В.В. Психология. М., Гардарики, 2008 Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе. – М.,Знание,1971. Петров К.В. Формирование творческого потенциала учащихся как условие акмеологически задаваемого развития. // Мир психологии. – 2006. - № 4. – С. 174-180. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., Знание, 1994. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. – М., Просвещение, 1985. Приложение 1. Стимульный материал для методики «Вербальный лабиринт» eинaнз3.тoвмpт5. йищюял7.eaкдин нeoсpoнapснaымюятвинeeыпу eсвибкeaинoпeнилкaнeлзaк aнзoкымиpeпсинeвapeыпутс квoбузнeтoзктиксуплтутсы нибoкяымaзкэниapкупутсыв ьсoкби4.eинылк6.витмуч8.тaиpaт тиeликoиeжeaaбaиклыeoинe снииpснзнoидмaтpoюмикжoл oeнтaдoкoлдeтeьлукитaтсo нживдoмapгopaкцукaчыpкиp бaкшдпeпсopписьлифopaдoп Приложение 2. Тест на тип мышления Утверждения Ннет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому Мне интересно было бы составлять компьютерные программы Я люблю читать книги Мне нравится живопись, скульптура, архитектура Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках Я люблю играть в шахматы Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу Мне нравится все делать своими руками В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями Я придаю большое значение сказанному слову Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок Мне интересно разбираться в природе физических явлений Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей Я предпочитаю точные науки (математику, физику) Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать Я понимаю красоту математических формул Мне легко говорить перед любой аудиторией Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить Мне интересно было бы расшифровать значения древних символов Я легко усваиваю грамматические конструкции языка Я понимаю красоту природы и искусства Не люблю ходить одним и тем же путем Мне нравится работа, требующая физической активности Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства 1. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.2. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые - физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.4. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет - художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением. 5. Креативное, или творческое мышление - это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности. В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image