Содержание
Введение 2
1. Общая характеристика нарушений слуха и их последствий для развития школьников 4
1.1. Краткая характеристика слуховых нарушений у детей 4
1.2. Закономерности психического развития детей с нарушением слуха 8
1.3. Некоторые особенности психофизиологического развития детей с нарушениями слуха 14
2. Методика коррекционно-оздоровительной работы со слабослышащими детьми младшего школьного возраста 18
2.1. Организация оздоровительной деятельности слабослышащих детей 18
2.2. Методические особенности коррекции двигательной сферы у школьников, страдающих слуховыми нарушениями 22
2.3. Разработка методики коррекции моторного и физического состояния школьников со слуховыми нарушениями 25
Заключение 28
Список использованной литературы 31
Читать дальше
Таким образом, мы видим, что глухие и слабослышащие дети имеют
различные особенности. Огромное значение играет возраст, в котором ребенок
теряет слух: есть ли зачатки речи или ребенок не слышал никогда речь
взрослого и звуки окружающего его мира. Формирование речи у глухих детей
основывается на компенсаторном использовании всех сохранных анализаторов в
условиях специального обучения. Развитие речи слабослышащих детей, у
которых снижен слух с раннего возраста, проходит на основе их остаточного
слух, в условиях естественного общения. Нарушение слуха приводит к
нарушению речи или полной немоте, что сказывается на нормальном
формировании словесного мышления, что, в свою очередь, ведет к нарушению
познания и развития личности в целом.
При проведении психотерапевтического лечения детей с целью лечебно-
педагогического воздействия следует учитывать индивидуальные способности
ребенка, задержку его психического развития и т. д.
В данной работе были рассмотрены особенности физического развития,
физического здоровья и двигательной активности детей младшего школьного
возраста с нарушениями слуха разной степени.
После знакомства с мнениями различных авторов пособий по проблеме
физическому воспитанию слабослышащих и глухих школьников, сделаны следующие
выводы:
1. Анализ режима дня детей с ослабленным слухом показывает, что их
двигательная активность на 20-30% ниже, чем у здоровых сверстников.
2. При выполнении дозированной физической нагрузки организм
слабослышащих детей адаптируется хуже, чем у здоровых школьников такого же
возраста. Это характеризуется, прежде всего, длительным периодом
восстановления (дольше, чем у здоровых на 15%).
3. Использование в качестве параметров двигательных режимов младших
школьников с нарушением слуха индексов физической активности позволяет
косвенно оценить энергостоимость мышечных усилий разной интенсивности и
расширить представления о взаимосвязи двигательной активности с уровнем
физического состояния.
4. Значения параметров двигательной активности у мальчиков и девочек,
с нарушением слуха, определялись уровнем физического состояния: для
школьников с низким и ниже среднего уровнем в структуре целенаправленной и
произвольной двигательной активности преобладали энергозатраты на
двигательные действия средней интенсивности (индекс физической активности
среднего уровня); у школьников со средним и выше среднего уровнями -
суммарные энергозатраты на мышечные усилия средней и высокой интенсивности
(ИФА среднего и высокого уровня).
5. В качестве оптимального для слабослышащих детей школьного возраста
может быть рекомендован двигательный режим, позволяющий поступательно
достичь и поддерживать выше среднего уровень физического состояния. Этот
уровень характеризуется оптимальными возрастными значениями параметров
морфо-функционального статуса, физической подготовленности и
работоспособности, а также низкой заболеваемость.
6. В процессе подачи информации использовать все виды речи - устную,
письменную, тактильную, жестовую.
По результатам проведенного исследования мы можем заключить, что
основные цели исследования выполнены. В качестве возможных перспектив
деятельности в данном направлении может выступить выполнение комплексного
эксперимента по проблеме коррекции слухового нарушения включающего
констатирующий, формирующий и итоговый эксперименты.
Читать дальше
1. Бабенкова Р.Д., Трофимова Г.В. Занятия по развитию движений у детей с
нарушением слуха в школных учреждениях // Методические рекомендации. –
М., 1973. – 32 с.
2. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М.: Педагогика, 1963. – 215
3. Программа воспитания и обучения глухих детей школьного возраста / Под
ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1991. – 120 с.
4. Хода Л.Д., Звездин В.К. Физическая реабилитация глухих детей 8-12 лет
Республики Саха (Якутия). – Нерюнгри, 2001. – 160 с.
5. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под
ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003. – 145 с.
6. Электронная версия журнала «Адаптивная физическая культура», статья
«Режимы двигательной активности глухих и слабослышащих детей, обучающихся
в спец-интернате», Фандикова Л.А.Национальный университет физического
воспитания и спорта Украины. 2006.
7. .«Страна глухих» http://www.deafworld.ru/.нарушения
8 .Сайт Реабилитационного центра для детей с нарушением слуха:
www. permonline.ru
Читать дальше