В курсовой работе рассмотрены виды инвестиционных рисков, методы их оценки и снижения.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены основы анализа инвестиционных рисков и методы их снижения.
2. Проведен анализ инвестиционных рисков на примере ОАО «Авиакомпания «Сахалинские Авиатрассы».
3. Разработаны мероприятия по снижению инвестиционных рисков.
Инвестиции относятся к числу фундаментальных понятий рыночной экономики.
Инвестирование - вложение собственного или заемного капитала в различные виды активов с целью получения прибыли.
Инвестиционные риски - возможность потери вложений, неполучения и недополучения прибыли при реализации инвестиционных проектов.
Процесс управления рисками реализуется в виде принятия организационных, экономических и правовых решений, целью которых является снижение вероятности наступления неблагоприятных событий или минимизация (компенсация) возможного ущерба.
Управление рисками или риск-менеджмент – это процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь, вызванных его реализацией.
«Авиакомпания «Сахалинские авиатрассы» как самостоятельное предприятие образовалось в 1992 году путем разделения Сахалинского объединенного авиаотряда на самостоятельные предприятия: аэропорт Южно-Сахалинск и авиакомпанию “САТ”, взяв на себя тем самым функции основного перевозчика по Сахалинской области и по обеспечению связи населения Сахалинской области с Хабаровским и Приморским краями. Авиакомпания на рынке авиационных услуг 16 лет.
Авиакомпания «САТ» является эксплуатантом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации воздушные перевозки, авиационные работы на воздушных судах, используемых на праве собственности и условиях аренды и коммерческую деятельность в области авиации Российской Федерации. Авиакомпания САТ успешно осуществляет международные рейсы в Японию (Хакодате, Саппоро) и Корею (Сеул), в Китай (Харбин, Пекин) перевозку пассажиров и грузов на внутрирегиональных и внутриобластных авиалиниях. Внутрирегиональные авиаперевозки осуществляются регулярно по маршрутам Южно-Сахалинск – Владивосток и Южно-Сахалинск – Хабаровск, Южно-Сахалинск – Комсомольск-на-Амуре, Южно-Сахалинск – Благовещенск.
В планах Авиакомпании:
1. Расширение географии полетов за счет открытия новых международных линий.
2. Обновления и расширение парка ВС.
Прогнозируемые доходы Авиакомпании на 2012 г.– 2 101 811 тыс. руб., расходы – 2 151 762 тыс. руб.
Финансовый результат от основной деятельности предприятия – убыток в размере 49 951 тыс. руб.
Прогнозируемая прибыль до налогообложения – 13 221 тыс. руб.
Чистые активы – 1 639 тыс. руб.
В 2012 году Авиакомпания «САТ» планирует следующие вложения в реконструкцию, капитальный ремонт и ремонтно-строительные работы в сумме 23 200 тыс. руб.
Приоритетным направлением инвестиционной деятельности ОАО «Авиакомпания «САТ» является замена парка ВС с возможным их выкупом
Главным фактором риска и основной проблемой для Авиакомпании «САТ» и вообще для гражданской авиации является неконтролируемый рост цен на топливо.
Дефицит квалифицированных кадров летного и инженерно-авиационного состава.
Рост цен на ремонт авиатехники и запчастей.
Слабая техническая оснащенность аэропортов местного значения (отсутствие света, заправки авиатоплива, радиотехнического оборудования полетов, плохое состояние взлетно-посадочной полосы и т. д). В результате значительно снизилась регулярность выполнения рейсов на внутриобластных перевозках.
Потеря доли рынка авиаработ в связи с появлением конкурентов, т.к. Сахалин и Курильские острова – являются перспективный регионом для авиаперевозок.
20 февраля 2010 года - Филиал ОСАО "Ингосстрах" в г. Южно-Сахалинске начал сотрудничество с ОАО "Авиакомпания "Сахалинские Авиатрассы", заключив с компанией договор страхования гражданской ответственности. Страховой лимит составил $20 млн.
Валютный риск авиакомпании, в первую очередь, связан с соотношением валют счетов и валют оплаты/поступлений и движения денежных средств по банковским счетам, а также с соотношением тарифов продаж и валют выставленных счетов.
Источниками процентного риска для авиакомпании являются кредитные и лизинговые соглашения, в которых использована переменная процентная ставка, величина которой зависит от изменения ставки LIBOR. Ввиду индивидуальности каждого контракта (договора) стандартные биржевые инструменты хеджирования процентного риска не удовлетворяют потребностям авиакомпании. В соответствии с решением Финансового комитета Авиакомпании САТ в настоящее время рассматривается вопрос о возможности заключения генерального соглашения об операциях на внебиржевом рынке производных инструментов, что позволит удовлетворить потребности компании в нестандартных инструментах хеджирования для каждого отдельного договора. В настоящее время во вновь подписываемых договорах лизинга предусматривается возможность фиксации плавающей процентной ставки.
Для снижения кредитного риска при организации продаж пассажирских авиаперевозок или риска неисполнения дебитором/контрагентом по сделке своих финансовых обязательств перед авиакомпанией установлен показатель величины минимальной залоговой стоимости бланка авиабилета, используются унифицированные банковские гарантии, кредитные организации проходят процедуру установления лимита на операции с гарантиями клиентов банка-гаранта/агентами Авиакомпании САТ.
Существенными факторами снижения финансового риска были: переход на новую систему бронирования и продажи авиаперевозок, разработка и внедрение новых «безбумажных» технологий продажи авиаперевозок, в частности технологии WEB-продаж пассажирских перевозок. Дальнейшее снижение финансового риска в 2011 году обусловлено развитием собственных продаж электронных билетов после изменения соответствующих норм российского законодательства.
Для снижения рисков неисполнения и/или ненадлежащего исполнения обязательств по двусторонним коммерческим соглашениям с предприятиями-партнерами ведется постоянная работа по распределению ответственности и обязательств по страхованию рисков каско и гражданской ответственности.
В настоящее время уже многие убедились, что риск-менеджмент — это направление, которое по целому ряду параметров дает эффективные результаты. Все крупнейшие международные авиакомпании обладают подразделениями, отвечающими за управление рисками, в том числе и Аэрофлот.
Управление рисками координируется высшим руководством, при этом каждый сотрудник авиакомпании должен рассматривать риск-менеджмент как часть своей работы. Процесс управления рисками непрерывен, рассматриваются все риски и возможности их организации.
При построении системы управления рисками российскими авиакомпаниями, в зависимости от требований, предъявляемых собственниками и менеджментом авиакомпаний к риск-менеджменту, можно предложить три основных подхода к реализации данной функции:
Подход первый: при котором под риск-менеджментом понимается организация страхования в авиакомпании, включающая в себя самостоятельное и периодическое проведение оценки рисков по основным направлениям деятельности. В этом случае нанимается сотрудник, который, как минимум, неплохо разбирается в страховании, и все выделенные риски аккуратно обрабатываются и передаются на внешнее финансирование (размещение) в страховых компаниях.
Подход второй: пассивный риск-менеджмент с привлечением внешних консультантов, которые проводят инженерную оценку рисков, готовят аналитический отчет, делают какие-то выводы и предложения, которые затем выносятся на уровень Правления или Совета директоров. При этом выявленные риски не концентрируются в отдельно взятом подразделении, а дифференцированно распределяются по подразделениям авиакомпании.
Подход третий: активный риск-менеджмент, при котором ключевые (или приоритетные) риски концентрируются в отдельном подразделении авиакомпании и далее в этом подразделении проводится подготовка конкретных решений по покрытию этих рисков и методов их реализации. При этом влияние на окончательный выбор того или иного решения, в зависимости от "цены вопроса", принимается на заседаниях комитета по аудиту (по рискам) Совета директоров, Правлении авиакомпании, внутренних комитетов (финансовый, коммерческий, стратегический и т.д.). Принятие решения по тому, как действовать в этом случае — функция конкретного подразделения, отвечающего за риск-менеджмент.
В третьей главе курсовой работы была рассмотрена необходимость внедрения в деятельность авиакомпании САТ сформулированной стратегии риск-менеджмента, которая включает следующие этапы:
I - Постановка задачи управления рисками авиакомпании и формирование подразделения по управлению рисками;
II - Определение принципов управления рисками авиакомпании и методологии работы с рисками;
III - Составление карты рисков авиакомпании и ранжирование выявленных рисков;
IV - Выбор стратегии управления выявленными рисками и выделение приоритетных направлений работы.