Введение……………………………………………………………………………...3 Глава 1. Психолого-педагогические основы наглядно-образного мышления дошкольников………………………………………………………………………..5 1.1. Общее понятие о мышлении…………………………………………………5 1.2. Развитие мышления в онтогенезе……………………………………………8 1.3. Особенности наглядно-образного мышления детей с общим недоразвитием речи…………………………………………………………12 Глава 2. Эмпирическое исследование…………………………………………….19 2.1. Цель, задачи, организация исследования…………………………………….19 2.2. Результаты эмпирического исследования………………………………........22 Заключение………………………………………………………………………….28 Список использованной литературы……………………………………………...30

\"Особенности наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушениями речи\\\"

курсовая работа
Психология
35 страниц
100% уникальность
2012 год
142 просмотров
Некрасов В.
Эксперт по предмету «Специальная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……………………………………………………………………………...3 Глава 1. Психолого-педагогические основы наглядно-образного мышления дошкольников………………………………………………………………………..5 1.1. Общее понятие о мышлении…………………………………………………5 1.2. Развитие мышления в онтогенезе……………………………………………8 1.3. Особенности наглядно-образного мышления детей с общим недоразвитием речи…………………………………………………………12 Глава 2. Эмпирическое исследование…………………………………………….19 2.1. Цель, задачи, организация исследования…………………………………….19 2.2. Результаты эмпирического исследования………………………………........22 Заключение………………………………………………………………………….28 Список использованной литературы……………………………………………...30
Читать дальше
Познавательная сфера (внимание, восприятие, память, воображение, мышление) являются составной частью любой человеческой, в том числе и речевой деятельности. Мы познаем окружающий мир, его предметы и явления с помощью ощущений и восприятий, к которым относятся цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве. Но есть такие свойства и отношения, которые можно познать посредством мышления, которое позволяет выделить наиболее существенные признаки предмета, познать этот предмет. Так приобретаются новые знания, через мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизацию.


Посчитайте сколько будет стоить дипломная работа на нашем сайте.


. Мышление позволяет по новому осмыслить приобретенный опыт, установить причинно-следственные закономерности между явлениями действительности. Благодаря этому процессу деятельности человеческого мозга мы можем обобщать, предвидеть, изменять и совершенствовать практику. Особенную значимость приобретают эти процессы в детской психологии, когда ребенок познает мир. Задачи умственного воспитания понимают порой упрощенно, стараясь «вложить» в ребенка как можно больше знаний об окружающем. Но дело не в «многознании». Гораздо важнее выработать у ребенка общие способы познавательной деятельности — умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить. Исследования показали, что мышление детей с речевыми нарушениями характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач. Преодолению этих сложностей может служить создание для ребенка возможностей для наглядно-образного мышления, то есть решение мыслительных задач с использованием наглядных представлений. Сказанное позволяет с уверенностью утверждать, что наглядно-образное мышление и его формирование у ребенка дошкольного образа является очень важным, а тема настоящей работы очень актуальной. Изучением наглядно-образного мышления детей с недоразвитием речи занимались О. Н. Усанова, Т. Н. Синякова, М. А. Фотекова, В. А. Ковшикова, Ю. А. Элькин, Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, Э. Л. Фигередо. Цель нашего исследования - изучение особенностей наглядно-образного мышления дошкольников с общим недоразвитием речи. Объект исследования - особенности наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста. Предмет исследования – особенности наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с ОНР. В основу исследования положена следующая гипотеза: наглядно-образное мышление детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характеризуется рядом особенностей: трудности в установлении аналогий, недостаточная гибкость мышления, трудности в установлении причинно-следственных связей.

Читать дальше
В результате изучения психолого-педагогической литературы было установлено, что мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Объективной материальной формой мышления является язык. Посредством слова люди общаются между собой, передавая культурно-исторический опыт. Благодаря мышлению человек познает предметы и явления, а также связи и отношения между ними. Многочисленными исследователями установлено, что мышление неразрывно связанно с чувственным познанием, так как чувственная основа является основным источником мысли. То есть с помощью таких психических процессов как ощущение, восприятие человек получает информацию об окружающей действительности. Вместе с тем мышление человека устремлено на познание неизвестного, а для этого чувственная основа мышления слишком узка. Данная тема, является актуальной в наше время, особое внимание было обращено на проблему, отраженную в гипотезе: наглядно-образное мышление дошкольников с нарушениями в развитии характеризуется рядом специфических особенностей: несформированность гибкости мышления, неспособность проводить аналогии, слабая способность к установлению конкретных связей и зависимостей. Для изучения наглядно-образного мышления была использована батарея тестов, которые показали, что дети с речевыми нарушениями имеют некоторые отклонения в развитии наглядно-образного мышления, но они не значительно отличаются от результатов детей с нормальным речевым развитием. Три ребенка экспериментальной группы имеют низкий уровень наглядно-образного мышления, в то время как в контрольной группе только у двух детей низкий уровень наглядно образного мышления. Из результатов протоколов исследования видно, что наибольшее затруднение у детей обеих групп вызвал субтест №4 на выявление способности к установлению конкретных связей и зависимостей, однако у детей из экспериментальной группы это задание было выполнено несколько лучше, чем у детей контрольной группы (по среднеарифметическому показателю). Лучше всех, у обеих групп был выполнен субтест №6 на изучение уровня понятийного вербального мышления, но лучшие результаты показали дети контрольной группы. Обобщенные результаты показали, что общий уровень наглядно-образного мышления детей экспериментальной группы не на много отличается от общего уровня наглядно-образного мышления детей контрольной группы. Наглядно-образное мышление детей с речевыми нарушениями приближено к норме.
Читать дальше
1. Блонский П.П. Память и мышление // Избранные педагогические и психологические сочинения / Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1979 г.-С. 118-340. 2. Блонский П.П. Развитие мышления школьника. М.; Л.: Соцэкгиз, 1935 г. -214 с. 3. Брушлинский A.B., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Самара: Самарский дом печати, 1999 г. - 122 с. 4. Власенко И.Т. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи // Дефектология. 1988 г.- №4. — С. 3-11. 5. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка- М.: Изд. Акад. пед. Наук РСФСР,1956 г.- 520с. 6. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений - М., 1982 г. 7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1997 г. 8. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой- М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2000 г.- 144с. 9. Жукова Н.С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М., 1993 г. 10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего не-доразвития речи у дошкольников. – М., 2000 г. 11. Запорожец А. В. Избранные психологические исследования: В 2 т. М., 1986 г. 12. Запорожец А. В. Психология. М., 1953 г. 13. Запорожец A.B. Развитие мышления // Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов/Под ред. A.B. Запорожца и Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1964 г. - С. 183 - 246. 14. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. - СПб., 2002 г. 15. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопедов. М.: Просвещение, 1985 г. – 206с. 16. Ковшиков В.А. Серии сюжетных картинок: Пособие для развития связной речи. СПб.: Нива, 1996 г. - 12 с. 17. Ковшиков В.А., Элькин Ю.А. К вопросу о мышлении у детей с экспрессивной ("моторной") алалией // Дефектология. 1980 г. - № 2. - С. 14 –21, 66,67,68, 69,70,71, 74,75. 18. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. – М., 2005 г. 19. Люблинская А. А. Очерки психологического развития - Изд. 2-е, перераб., М.: «Просвещение»,1965 г.- 356с. 20. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений./Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой.- 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 г. – 480 с. 21. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа и ребенка. Логика и психология. (Пер. с фр. Предисл. В. А. Лекторского и др., с. 9-53)- М.: «Просвещение»,1969 г.- 659с. 22. Стадненко Н.М. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы.– Киев, 1980 г. 23. Стребелева Е.А. Влияние обучения на решение умственно отсталыми дошкольниками простейших задач, связанных с употреблением вспомогательных предметов – орудий./Дефектология. № 4. 1979 г. 24. Юнг К. Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее / К. Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббек; сост. В. В. Зеленский, А. М. Рудкевич - М: Мартис,1995 г.- 320с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image