Заключение
В результате проведенного исследования было проведено изучение особенностей формирования и реализации политики стратегического управления на электроэнергетическом предприятии на примере ОАО «Оборонэнерго».
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
1) Изучена сущность и основные понятия стратегического менеджмента.
2) Выявлены основные методики исследования особенностей развития и функционирования организации.
3) Определена методика и закономерности разработки стратегической политики предприятия.
4) Дана технико-экономическая характеристика рассматриваемого предприятия ОАО «Оборонэнерго».
5) Исследовано влияние факторов внешней среды на деятельность ОАО «Оборонэнерго».
6) Проведен анализ внутренних особенностей организации, выявлены значимые для стратегического управления тенденции развития.
7) На основе анализа внешней и внутренней среды разработано стратегическое направление деятельности для улучшения функционирования рассматриваемой организации.
8) Оценены результаты внедрение новой стратегической политики и рассмотрены способы оценки ее эффективности.
В результате проведенного исследования были получены следующие теоретические выводы и результаты.
1) Стратегический менеджмент – это сложная область управленческой деятельности предприятия, прерогатива его высшего руководства. Решения о перспективах бизнеса предприятия принимаются на основе всестороннего исследования внешнего окружения, внутреннего потенциала предприятия, глубоких проработок целей и стратегий. Сущность стратегического управления предприятием характеризуется специфическими целями и эффективностью, приоритетным учетом внешней среды, а завоевание и удержание конкурентного преимущества рассматриваются как средство достижения стратегически значимых результатов. Стратегия организации – это система основных приоритетных направлений, методов, средств и приемов использования потенциала организации (ресурсов, научно-технической базы, производственно-сбытового потенциала) предприятия с целью сохранение и увеличения экономической эффективности и поддержания конкурентного преимущества.
2) В качестве отличительных характеристик стратегии организации следует назвать такие:
- Процесс разработки стратегии не заключается в единичном действии. Стратегия устанавливает общие направления, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций предприятий.
- Для разработки стратегических проектов должна быть использована стратегия методом поиска. Стратегия помогает сосредоточить внимание на нужных возможностях; отбросить все остальные как несовместимые с основной стратегией.
- В процессе создания стратегии невозможно предвидеть все варианты, которые возникнут при реализации плана мероприятий. В условиях неполноты информации о различных альтернативах развития среды необходимо выстраивать обоснованные гипотезы, использовать интуицию.
- Без хорошо организованной обратной связи невозможна успешная реализация стратегии.
3) Стратегия в основном разрабатывается и формулируется на уровне высшего менеджмента, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегический план создается на основе обширных исследований и фактических данных, сбором и анализом которых должно постоянно заниматься предприятие, чтобы эффективно конкурировать на современном рынке.
4) Основными этапами стратегического управления являются:
1. Установление сферы предпринимательской деятельности и разработка миссии предприятия.
2. Трансформация миссии организации в долгосрочные и краткосрочные цели деятельности.
3. Формирование стратегии достижения целей организации.
4. Разработка и реализация стратегических мероприятий.
5. Анализ и оценка деятельности, контроль, отслеживание изменений и введение корректирующих воздействий в зависимости от особенностей возникшей ситуации.
5) В современных российских условиях необходимость применения стратегического менеджмента как управленческой концепции обусловлена изменением характера национальной экономики, интенсификацией действий конкурентов, различными инновациями, глобализацией бизнеса и т.д. Сложности в развитии стратегического менеджмента в нашей стране заключаются в том, что большая часть малых и средних предприятий неоправданно считают стратегический менеджмент уделом крупных корпораций. Сказывается недостаток квалифицированных специалистов в области маркетинга, управленческого учёта, связях с общественностью, по-прежнему российские предприятия придерживаются производственной, а не маркетинговой ориентации развития. То есть акцент внимания руководителей в нашей стране сосредоточен на внутренних проблемах производства, а не на внешних возможностях.
6) Богатейшие энергетические ресурсы России позволяют рассчитывать на особую роль энергетического комплекса в развитии страны, в решении неотложных экономических и социальных проблем. Потенциальную возможность энергетического комплекса выступать катализатором экономического развития подтверждают исследования влияния энергетики на национальную экономику. В то же время он является сосредоточением противоречивых интересов множества сторон – государственной власти и ее отдельных ведомств, региональных элит, крупных предприятий, независимых производителей, внутренних и внешних потребителей энергии. Учитывая определяющую роль энергетического комплекса в экономике страны, решение многих проблем энергетики, в том числе определение стратегического направления развития, становится первоочередной задачей не только государства, но и руководителей компаний.
7) Поиск стратегии развития непосредственно связан с устранением причин, способствующих возникновению негативных тенденций. Проводится тщательный комплексный анализ внешней и внутренней среды предприятия, выделяются важные для организации компоненты, проводится сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисных явлений.
8) Для определения оптимальной стратегии предприятия проводится тщательный комплексный анализ внешней и внутренней среды предприятия, выделяются важные для организации компоненты, проводится сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на их основе делается оценка реального положения предприятия.
9) Анализируемым в данной дипломной работе предприятие является ОАО «Оборонэнерго», в задачи которого входит:
1) Надежное и бесперебойное энергоснабжение потребителей;
2) Обеспечение транспортировки электроэнергии к объектам потребителей Минобороны России в необходимых объемах;
3) Обеспечение экономии бюджетных средств на оплату электроэнергии;
4) Содержание объектов электросетевого хозяйства за счет утвержденных в регионах тарифов на передачу электроэнергии и технологическое присоединение (отказ от бюджетного финансирования);
5) Оптимизация мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) Вооруженных Сил Российской Федерации к электрическим сетям.
Приоритетным направлением деятельности ОАО «Оборонэнерго» является эксплуатация, обслуживание, а также ремонт и модернизация энергетических объектов в интересах Вооруженных Сил страны, государственных и других заказчиков.
10) В целом можно выделить следующие основные особенности рынка электроэнергии:
• высокая степень подверженности колебаниям экономической конъюнктуры;
• зависимость от платежеспособности потребителя;
• существенность фактора сезонности;
• абсолютные преимущества уже действующих в отрасли предприятий в отношении издержек производства;
• существенность неценовых барьеров входа на рынок;
• обширная емкость рынка;
• наличие информационной асимметрии производителя и потребителя, а также ценовой дискриминации различных видов;
• большая территориальная привязанность и локализованность обслуживания;
• роль основополагающей отрасли в экономике страны, показателя и гаранта стабильности государства;
• высокая социальная значимость;
• значительная степень государственного регулирования.
11) Существует множество внешних и внутренних угроз для нормального функционирования предприятия, которые могут повлечь наступление кризиса. В связи с этим руководству предприятия целесообразно преобразовывать и разрабатывать взвешенную стратегическую политику управления.
12) Ранняя диагностика негативных явлений в деятельности предприятия является одним из основных принципов, на которых базируется система стратегического управления. На основе результатов комплексного анализа экономического состояния предприятия и его внешней среды выявляются проблемы в функционировании организации, и оценивается вероятность наступления той или иной ситуации. Компания может столкнуться не только с различными угрозами внешней среды, причины кризиса могут быть и внутренними. Именно они наиболее часто являются причинами кризиса. На практике часто случается, что управленцы, не распознав вовремя внутренние сигналы неблагополучия, обвиняют в наступлении кризисной ситуации только внешние факторы.
13) В результате проведенного анализа внешней и внутренней среды рассматриваемой организации, можно сказать, что на конец 2011 года ОАО «Оборонэнерго» является проблемным предприятием, вряд ли существует угроза потери средств, но выполнение обязательств представляется сомнительным.
14) Разработанная политика стратегического управления электроэнергетическим предприятием имеет ряд особенностей, которые в целом можно разбить на четыре составляющие: маркетинговая, производственная, финансовая стратегическая политика и стратегия управления персоналом.
В маркетинговой политике предприятиям электроэнергетического рынка скорее следует придерживаться стратегии «старый товар на старом рынке», которая, кроме всего прочего, менее затратная. Сюда относится налаживание связей с общественностью с целью повышения лояльности потребителей, а также аутсорсинг – оптимальное сочетание специализации и кооперации, имеющей целью приобретение товаров и услуг по наиболее эффективным вариантам. Другими словами, аутсорсинг – это маркетинг закупок, важность которого трудно переоценить. Также нельзя забывать о мероприятиях по улучшению сервисного обслуживания потребителей, созданию привлекательных условий для застройщиков при подключении. Лояльные потребители, а также долгосрочные договоры с поставщиками и подрядчиками, способствуют уменьшению проблемы неплатежей.
В производстве следует придерживаться политики повышения экономической эффективности, которая подразумевает рационализацию производственного процесса, а также модернизацию и ремонт основных средств с целью предотвращения рисков, связанных с износом оборудования.
Стратегия управления персоналом призвана помочь удержать ценных работников. Для этого на предприятии должны проводиться мероприятия по поддержанию кадрового потенциала и увеличению лояльности сотрудников компании. Кроме того, в сфере управления затратами необходимо внедрение новых управленческих методов. Повышение расходов, связанное прежде всего со сбытом и аутсорсингом (затраты на маркетинг), без принятия действенных противоборствующих мер может привести к снижению конкурентоспособности. Эффективным решением этой проблемы могут стать информационные технологии, использование которых снижает операционные затраты. Речь о системах управления нового поколения, например CRM (Customer Relationship Management) и CSRP (Customer Synchronising Resources Planning), сутью которых является выстраивание отношений с потребителями.
Исходя из особенностей электроэнергетики, можно сказать, что в финансовой стратегии предприятиям этой отрасли следует придерживаться мероприятий по увеличению ликвидности активов и оптимизации структуры капитала. К ним относятся мероприятия по снижению внутренних издержек, взысканию просроченной дебиторской задолженности, привлечению долгосрочных кредитов и займов, снижению доли кредитов и займов в основных средствах, возможно использование лизинга для обновления основных средств производства.
Стратегическая политика предприятий электроэнергетики имеет свои особенности, но нельзя забывать, что проводить ее следует, руководствуясь основными этапами антикризисного управления, одинаковыми для всех сфер деятельности.
15) При эффективной стратегической политике система управления соответствует требованиям внешней среды и целям организации. Оценка эффективности стратегического управления является важной составляющей политики предприятия, позволяющей определить уровень соответствия нынешних показателей планируемым, конечных результатов – целям организации, и проводится с целью выбора наиболее рациональных методов стратегического управления или способа их совершенствования.