Введение……………………………………………………………………2
I. Понятие об орфографии……………………….……………………....4
1.1. Структура и принципы орфографии……………………………….……………………………..……..4
1.2. Сущность понятия «орфограмма». Виды орфограмм……………………………………………………………………...6
1.3 Содержание понятий «орфографический навык» и «орфографическое правило»……………………..……………………………………………9
II. Работа над орфографическим правилом………………………………………………………………………16
2.1.Методика работы над орфографическим правилом……………………………….. ………………..…………...............16
2.2. Приемы работы над орфографическим правилом………………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………25
Читать дальше
Орфографический навык специфичен. Его своеобразие обусловлено прежде всего тем, что этот навык речевой. Он включается в качестве компонента в речевую деятельность (имеется в виду письменная речь) наряду с такими ее компонентами, как синтаксически правильное построение предложения, стилистически точное употребление слова, и некоторыми другими.
Орфографический навык в период формирования представляет собой систему сознательных действий, а когда он сформируется, функционирует как автоматизированный способ выполнения более сложных действий. Так сформированный орфографический навык становится способом успешной передачи мыслей в письменной форме.
Автоматизация действия, понимается как отсутствие преднамеренности и сознательности при его выполнении, не означает невозможности при определенных условиях и в случае необходимости вновь сделать его сознательным. При желании пишущий может контролировать орфографическую сторону своей записи, обосновывая ту или иную орфограмму.
Исходя из того, что орфографический навык, как действие сложное, формируется на основе целого комплекса знаний и умений, необходима строгая взаимосвязь между всеми компонентами, образующими фундамент того или иного орфографического навыка. Только при этом условии учащиеся могут использовать теоретические знания для обоснования написания слова, т.е. действовать сознательно.
Качество обучения школьников орфографии и формированию орфографического навыка зависит от развития средств, приемов и форм, применяемых в процессе обучения, от эффективности контроля учителя за ходом и качеством формирования орфографического навыка и от длительности сохранения изученного материала в памяти.
Читать дальше
1. Арутюнов А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка / А.Р.Арутюнов – М.: Русский язык, 1987.
2. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы обучения орфографии. Русский язык в школе. – 1976. - №4. – С. 12-20.
3. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М.,1986.
4. Елецкая О.В. Нарушение формирования навыка письма у учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы // Научно методический журнал «Логопед». – 2004. - №3. – С.18.
5. Жедек П.С. Методика обучения орфографии / Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах // Под ред. М.С.Соловейчик. – М.: Просвещение, 1992.
6. Иванова Л.Ф. Принципы русской орфографии. – Л.1977.
7. Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. – М.: Владос, 2005.
8. Ларионова Л.Г. Основные этапы работы с орфографическим правилом на уроках русского языка/ / Русская словесность. – 2005 - №3 - С.58-64.
9. Львов М.Р. , Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987.
10. Морозова М.Я, Петрова Е.Н. Грамматические игры для начальных классов. - М.: Просвещение, 1963 .
11. Парамонова Л.Г. Как научить ребенка правописанию. – Спб., 1997.
12. Поль Е.С. Приём списывания как средство формирования орфографического навыка / Е.С. Поль // Начальная школа. – 1997. - №1. - С.29.
13. Разумовская Л.И. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996.
14. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. –М.: Просвещение, 1960.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: Учпедизд, 1946. – С.93.
16. Русский язык: учебник для 4 класса. - М., 1985. - С.7.
17. Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости / З.А.Савинова // Начальная школа. – 1996. - №1. - С.45.
18. Толковый словарь / под ред. Ожегова С.И. – М.,2000.
19. Шаповалова Н.С. Теоретические основы обучения орфографии (учебное пособие к спецкурсу). - Шуя: Изд-во «Полиграфия»,2005.
20. Щерба Л.В. Теория русского письма. – Л.,1983.
Читать дальше