Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы моторных функций у детей с заиканием 6
1.1. Онтогенез моторного развития 6
1.2. Характеристика детей с заиканием 10
1.3. Место моторных нарушений в заикании 16
Глава II. Эмпирическое исследование моторных функций у детей с заиканием 23
2.1. Планирование исследования 23
2.2. Анализ общих сведений о респондентах 26
2.3. Анализ результатов обследования неречевых функций 27
Заключение 35
Список литературы 37
Приложение 40
Читать дальше
Дошкольный возраст занимает особое место в проблеме заикания. Именно в
этом возрасте, в случае своевременно проведенной предупредительной и
коррекционной работы, построенной на всестороннем учете факторов, изучив
историческое становление и разработку методов преодоления заикания можно
существенно снизить процент заикающихся школьников, подростков и взрослых.
Традиционные классические и современные исследования показывают
теснейшую взаимосвязь заикания с психофизическим состоянием заикающегося, с
его личностью.
В литературе симптоматика заикания описана достаточно полно. Но до сих
пор, при описании одних и тех же симптомов, во многих работах используются
различные определения и термины.
Значительные расхождения также наблюдаются в классификации видов
заикания.
В ходе исследования нами было определено, что у дошкольника с
невротической формой заикания показатели общей моторики значительно выше
показателей у дошкольника с неврозоподобной формой заикания. Ребенок с
невротическим заиканием более успешен в переключаемости и самоконтроле,
показатели произвольного торможения действий выше, нежели у ребенка с
неврозоподобной формой заикания. Для детей с обоими формами заикания
характерен удовлетворительный уровень сформированности динамической
координации движения, хороший темп и чувство ритма, и низкий уровень
статической координации движений.
У всех обследуемых детей выявлены нарушения мелкой моторики.
Рассматривая и анализируя полученные в ходе обследования данные, был
вычислен общий балл, который составил – 2 б., т.е. все обследуемые
дошкольники находятся примерно на одном уровне развития в состоянии мелкой
моторики. С заданиями на исследование статической координации движений дети
справились успешнее, чем с заданиями на исследование динамической
координации движений. У ребенка с невротической формой заикания выявлены
нарушения артикуляционной моторики, также у всех обследуемых детей выявлены
нарушения лицевой моторики.
На основании проделанной работы мы можем сделать выводы о
необходимости продолжения логопедической работы с указанными детьми.
Читать дальше
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.,
2006. – 222 с.
2. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание. – М., 1993. – 368с.
3. Арутюнян Л.З. Мифы о рецидивах заикания // Логопедия. 2006. №4. – с.53-
56
4. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. – М., 1998. – 486с.
5. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия: Заикание // Учебник для студ.
высш. пед. учеб. заведений., -М., - 2003. – 208 с.
6. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися. – М., 1999. – 624с.
7. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2003. – 272 с.
8. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с
нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-
методическое пособие. – СПб., - 2005. – 144с.
9. Волосова Е. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). –
М., 1999. – 72с.
10. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда/ О.Б. Иншакова. – 2-е изд., испр. и
доп. – М.: Гуманитар изд. центр ВЛАДОС, 2008 – 279 с.
11. Казбанова Е.С. Развитие темпо-ритмических организаций детской речи как
способ профилактики заикания // Логопед. 2005. №6. – с.28-37
12. Калягин В. Если ребенок заикается. – СПб., 1998. – 168с.
13. Кузнецов И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление.
– М., 2004. – 432с.
14. Кузьмин Ю.И., Коробков Г.А.Оценка тяжести речевых нарушений при
заикании: Метод. Рекомендации. – Л., 1991. – 13с.
15. Леонова С.В. Клинико-психолого-педаогическая характеристика
заикающихся школьников. // Логопед. 2004, №2. – с.70-76
16. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ.
дефектол. факультетов пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. –
М., 2003. – Кн.2: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия.
Тахилалия. – 432 с.
17. Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., 1998. – 480с.
18. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред.
Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
— 680 с.
19. Миссуловин Л. Я. Патоморфоз заикания. Изменение картины возникновения
и течения заикания, особенности коррекционной работы: Учебное пособие.
– СПб., 2002. – 320с.
20. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем
организма детей дошкольного возраста / Под ред. М.В. Антроповой, М.М.
Кольцовой. – М., 1983. – 160с.
21. Неткачев Г.Д. Заикание. Новый психологический способ лечения. – М.,
1999. – 288с.
22. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. – М., 2002. – 333с.
23. Поварова И.Л. Коммуникативные нарушения в структуре субъективного
отражения качества жизни заикающихся // Практическая психология и
логопедия. 2006. №4. – с.34-37
24. Поварова И.А. Особенности формирования просодики в онтогенезе и
дизонтогенезе (на примере заикания) // Логопедия. 2006.№1. – с.12-31
25. Поварова И.А. Практикум для заикающихся. Учимся говорить правильно и
красиво. – СПб., 1999. – 380с.
26. Самойленко Н.С. Логопедическая ритмика для дошкольников. —М., 1941.
27. Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические
основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и
средн. пед. учеб. заведений., - М., 2000. – 208с.
28. Трубникова Н.М. Логопедические технологии обследования речи: Учебно-
методическое пособие. / Н.М. Трубникова – Урал. гос. пед. ун-т. –
Екатеринбург, 2005.
29. Хрестоматия по логопедии. Т.1 / Под ред. Л.С.Волковой и
В.И.Селиверстова. – М., 1997. – 376с.
30. Цвынтарный В. В. Радость правильно говорить. – М., 2002. – 111с.
31. Чевелева Н.А. Преодоление заикания у детей. – М., 2001. – 120с.
32. Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. Психолого-педагогическая коррекция в
комплексной системе лечения заикания// Логопедия. 2005. №3. – с.49-57
33. Шилова Е. А., Замотаева С. А. Как работать с заикающимися
дошкольниками. Календарный план и конспекты занятий в логопедической
группе детского сада. – М., 2004. – 128с.
34. Яковлев С.Б. Логопедическая работа по коррекции заикания дошкольников
// Практическая психология и логопедия. 2006. №4. – с.37-40
35. Ястребова А.В., Воронова Г.Г. Обследование детей с заиканием // Методы
обследования речи детей / Под ред. п. Г.В. Чиркиной. – М., 2003. –
270с.
Читать дальше