Введение 3 Глава I. Теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста. 6 1.1 Мышление как психический процесс 6 1.2 Наглядно-образное мышление у старших дошкольников с нормальным развитием 9 1.3 Клиническая и психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с ОНР 13 1.4 Особенности наглядно-образного мышления детей с общим недоразвитием речи 17 Глава II. Экспериментальное изучение наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста при общем недоразвитии речи. 20 2.1 Организация и методики исследования 20 2.2 Результаты экспериментального изучения особенностей наглядно-образного мышления детей с общим недоразвитием речи 23 Заключение 29 Список литературы 31 Приложение 32

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

курсовая работа
Психология
0 страниц
100% уникальность
2012 год
121 просмотров
Уланина Е.
Эксперт по предмету «Специальная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава I. Теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста. 6 1.1 Мышление как психический процесс 6 1.2 Наглядно-образное мышление у старших дошкольников с нормальным развитием 9 1.3 Клиническая и психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с ОНР 13 1.4 Особенности наглядно-образного мышления детей с общим недоразвитием речи 17 Глава II. Экспериментальное изучение наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста при общем недоразвитии речи. 20 2.1 Организация и методики исследования 20 2.2 Результаты экспериментального изучения особенностей наглядно-образного мышления детей с общим недоразвитием речи 23 Заключение 29 Список литературы 31 Приложение 32
Читать дальше
Человек познает окружающий мир с помощью ощущений и восприятий, а также с помощью мышления. Обладая органами чувств, человек воспринимает цвета и формы предметов и перемещение их в пространстве посредством зрения, звуки - посредством слуха, запахи - при помощи обоняния и т.д. Помимо предметов и явлений окружающего мира есть еще свойства и отношения этих предметов, познать которые возможно только опосредованно, обобщая и классифицируя их, то есть при помощи мышления [10]. Размышляя о предмете, человек может выделить его самые главные признаки, изучить его свойства, одним словом - познать предмет.


Где заказать диплом в москве ? Приходи в Work5.


. Человек анализирует, синтезирует, сравнивает, обобщает, абстрагируется, конкретизирует, и результатом этих мыслительных процессов является новое знание. Мышление помогает осмыслению чувственного опыта, установлению закономерностей причины и следствия между событиями. Оно помогает делать выводы, прогнозировать события, совершенствовать практическую деятельность. Великий русский ученый И.П.Павлов открыл физиологическую основу мышления человека. В соответствии с его открытием , это совместная деятельность двух сигнальных систем. Первая сигнальная система - это система условно-рефлекторных связей, которые формируются в коре головного мозга животных и человека при воздействии на рецепторы исходящих из внешней и внутренней среды раздражений. Но самое важное значение имеет вторая сигнальная система, то есть присущая только человеку система условно-рефлекторных связей, формирующаяся в высших отделах центральной нервной системы и работающая на основе первой сигнальной системы, .так как мышление неразрывно связано с речевой деятельностью человека [11]. Главная особенность детей с нарушениями в развитии - нарушения познавательной деятельности. Эти нарушения являются следствием неполноценности чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности. Такие дети имеют недостатки речевого развития, которые не дают им возможности выявить присущие предмету признаки и установить причинно-следственные связи между предметами и явлениями. В первую очередь эти нарушения заметны при обобщении и опосредованном познании. Это отмечают многие современные психологи и педагоги - А.Н.Леонтьев, Л.С. Выготский [1]. Актуальность этой проблемы стоит необычайно высоко, потому что обучить детей разбираться и ориентироваться в окружающем мире можно только должным образом сформировав его мышление. Целенаправленные занятия помогают выработать у детей умение выделять существенные связи и отношения между объектами, а это в свою очередь развивает их интеллект [2]. Изучение данной проблемы актуально еще и потому, что в настоящее время довольно высок процент детей с различными отклонениями в развитии, и аналитические исследования в этой области могут помощь в реабилитации и социализации таких детей. Изучением наглядно-образного мышления детей с недоразвитием речи занимались М.А.Фотекова, О.Н.Усанова, Э.Л.Фигередо, Т.Н.Синякова, Л.И.Белякова, Ю.А.Элькин, Ю.Ф.Гаркуша, В.А.Ковшикова. Цель данной курсовой работы - попытка проанализировать особенности наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Объект работы - наглядно-образное мышление детей старшего дошкольного возраста. Предмет работы – особенности наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В процессе изучения предмета курсовой работы будет предпринята попытка подтверждения следующей гипотезы: наглядно-образное мышление детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отличается: во-первых, трудностями при установлении аналогий, во-вторых, недостаточной гибкостью мышления, в-третьих, проблемами в определении причинно-следственных связей. В работе для достижения поставленной цели решены следующие задачи: - анализ проблем развития мышления в научных источниках; - изучение особенностей наглядно-образного мышления детей с общим недоразвитием речи в ходе практического исследования; - сравнительный анализ особенностей наглядно-образного мышления детей с общим недоразвитием речи и детей с правильным развитием. В работе были использованы теоретические методы исследования, такие, как изучение и анализ научной литературы психолого-педагогического и методического содержания, экспериментальные методы - констатирующий педагогический эксперимент, статистические методы– для обработки и анализа итогов эксперимента. Исследование проводилось на базе МДОУ Детский сад комбинированного вида № 1368 г. Москвы. Адрес учреждения г. Москва, 115142, Коломенская ул., 27, к.2. Свидетельство о государственной аккредитации АА 152240, регистрационный номер 005047 от 21.03.2001. Лицензия на право осуществления образовательной деятельности А 180724, регистрационный номер 019652 от 22.02.2006 В эксперименте принимали участие пятеро детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи разной степени (экспериментальная группа), а также пятеро нормально развитых детей старшего дошкольного возраста (контрольная группа). На момент проведения эксперимента средний возраст детей составил шесть лет.

Читать дальше
Мышление, как функция мозга, как результат аналитико-синтетической деятельности мозга, выражает себя в форме языка. Общение людей, передача культурно-исторического опыта - все это происходит посредством слова. Познание предметов и явлений, причинно-следственных связей и отношений между ними происходит посредством мышления. Основным источником мысли являются чувства, поэтому мышление связано с чувственным познанием. Информацию об окружающем мире человек получает при помощи таких психических процессов как ощущение, восприятие. Однако, одна из целей мышления - это познание неизведанного, и для такого познания одной чувственной основы мышления недостаточно. Для разработки темы изучения мышления была выдвинута гипотеза о том, что наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста с ОНР специфично и отличается в худшую сторону от мышления их сверстников с нормальным развитием. Особенности развития детей с ОНР, такие как отсутствие гибкости мышления, неспособность к аналогиям, неспособность к установлению конкретных связей и зависимостей - отличия детей с задержкой развития речи. В качестве инструмента анализа наглядно-образного мышления дошкольников была использован ряд методов. Тесты показали, что испытуемые дети с ОНР имеют отрицательные отклонения в уровне развития наглядно-образного мышления в сравнении с обычными детьми. Однако, результаты эксперимента показывают, что степень различия не слишком велика. У троих детей экспериментальной группы низкий уровень наглядно-образного мышления, в то же время в контрольной группе низкий уровень развития имеет только один ребенок. Результаты протоколов исследования (протокол 1 и 2 в приложении) показывают, что самым трудным был для детей из обеих групп тест №4 - выявление способности к установлению конкретных связей и зависимостей. Дети из экспериментальной группы выполнили это задание даже немного лучше, чем у дети из контрольной группы. Лучшие результаты показали дети из обеих групп при прохождении теста №6 - изучение уровня словесно-логического мышления, но, конечно, уровень детей контрольной группы в этом задании был несравненно выше. (протокол 1 и 2 в приложении). Анализ результатов позволяет придти к выводу, что, хотя различие в уровне развития наглядно-образного мышления у детей с ОНР и у детей с нормальным развитием имеет место, но различие это не слишком велико и не может считаться принципиальным. Можно также сделать вывод о том, что, несмотря на отличия от нормально развивающихся детей, наглядно-образное мышление детей с речевыми нарушениями приближается к норме. Кроме того, результаты эксперимента позволяют с уверенностью говорить о значительном положительном влиянии на развитие детей коррекционной работы сотрудников МДОУ Детский сад комбинированного вида № 1368 г. Москвы. Отдельно нужно отметить высокопрофессиональную работу и прекрасное, доброе отношение к детям учителя-логопеда Ольги Борисовны Новиковой и педагога-психолога Натальи Анатольевны Прокофьевой. Автор данной работы выражает искреннюю благодарность этим замечательным специалистам за практическую помощь в проведении эксперимента и теоретические консультации при написании работы. По итогам работы можно утверждать, что гипотеза отчасти подтверждена, цель достигнута, задачи выполнены.
Читать дальше
1. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений - М., 1982. 2. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой- М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2000.- 144с 3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 2000. 4. Запорожец А. В. Избранные психологические исследования: В 2 т. М., 1986. 5. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. - СПб., 2002. 6. Ковшиков В. А., Элькин Ю. А.. К вопросу о мышлении у детей с экспрессивной «моторной» алалией. М.: Либрусек, 2008 7. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. – М., 2005. 8. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей //Специальная школа. 1967. №2(122). С.121-130. 9. Лысанова Н.Ф., Айзман Р.И., Завьялова Я.Л., Ширшова В.М. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена. учеб. пособие. Новосибирск.:Сиб. унив. изд., 2009 10. Люблинская А. А. Очерки психологического развития - Изд. 2-е, перераб., М.: «Просвещение»,1965. 11. Маланов С. В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности . - М.: Издательство Московского психолого-социального института; 2004 12. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений./Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой.- 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 13. Стадненко Н.М. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы.– Киев, 1980. 14. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников - М.:АРКТИ, 2000. 15. Юнг К. Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее / К. Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббек; сост. В. В. Зеленский, А. М. Рудкевич - М: Мартис,1995.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image