По поводу «Черного квадрата» написано огромное количество статей,
книг, создано много картин, вдохновленных этой вещью, и чем больше проходит
времени со дня ее написания, тем больше необходима нам эта загадка, не
имеющая отгадки или, наоборот, имеющая их бесконечное количество».
Уникальность картины Малевича состоит в том, что она имеет большое
количество возможных интерпретаций.
Период конца ХХ - начала XXI века стал временем осмысления
творческого наследия модернизма и постмодернизма, временем подведения
итогов и открытия тех страниц авангарда в искусстве XX века, которые
вновь приобрели актуальность на рубеже нового тысячелетия. Среди
отличительных особенностей XX века исследователи называют новый синтез
искусств и проникновение новейших технологий из сферы цивилизации в
область искусства. Казимир Малевич был одним из тех, чье творчество привело
к формированию и признанию новой метафизики, а сам он стал носителем
метафизических идей.
Русские живописцы-новаторы начала столетия, следовавшие в фарватере
художественных открытий своих западных современников, стремились к
самостоятельности и оригинальности. Прорыв был осуществлен Казимиром
Малевичем, создавшим беспредметные геометризованные композиции; новое
направление в искусстве автор назвал
«супрематизмом».
Когда Малевич создал свой супрематизм, он стал известен всем. Как
сейчас часто упоминают «Черный квадрат», совершенно не понимая, что это
такое, так и тогда, в конце 1910-х годов, супрематизм стал хоть и не
слишком понятным, но модным стилем.
Все это совпало с октябрьской революцией, и управление культуры,
возглавляемое Луначарским, сделало упор как раз на это направление
искусства. И какое-то короткое время супрематизм был популярен как стиль.
Кроме того, картины авангардистов стали приобретать, и художники получили
определенную власть, стали людьми уважаемыми, авторитетными.
Малевич сам создал свою жизнь, и даже его конец стал некой
художественной акцией. Он написал сценарий своих похорон, и, когда он умер,
его хоронили в супрематическом гробе, сделанном его учениками. Во главе
траурного шествия по Невскому проспекту несли «Черный квадрат». Со смертью
Малевича завершилась целая эпоха в русском искусстве. Эпоха, без сомнения,
великая, ведь неслучайно интерес к нему не угасает до сих пор.
Творчество Казимира Малевича привлекает значительное внимание
исследователей. Статьи, посвященные ему, появляются уже в начале XX века.
В них на основе изучения ранних произведений Казимира Малевича, прежде
всего, отмечается оригинальность авторской манеры изложения мысли и
неординарный подход.
Россия начала XXI века продолжает осмысливать опыт прошлого и
настоящего. Российское общество сегодня находится в состоянии
растерянности и расколотости, а человек - в душевном и духовном смятении.
Заметки и статьи о творчестве Казимира Малевича, появившиеся в начале XXI
века меняют акценты. Отмечается, что живопись Казимира Малевича вносит
новую струю в духовную атмосферу не только своего времени, но и
современности, обновляет форму искусства. Однако отдельные
искусствоведческие аспекты творчества художника остаются несогласованными
между собой, вокруг них ведётся полемика, что свидетельствует об отсутствии
единого искусствоведческого контекста восприятия его творчества.
Существуют проблемы в толковании проблематики произведения.
Справедливо замечание А. Ходорковского, что не следует воспринимать
«Чёрный квадрат», как символ. Это произведение ведущее к тайнам
художественного творчества, своего рода, первоэлемент.
К. Малевич показал тупиковую точку развития искусства, от которой
можно идти в разных направлениях. Ценность вызова Малевича, в том, что он
нашел для этого адекватные средства выразительности.
Творческое наследие художника до сих пор не получило и вряд ли когда-
либо получит какую-то однозначную оценку специалистов и поклонников
живописи. Однако гигантский масштаб этой космической «черной дыры» не могут
отрицать даже самые ярые противники К. Малевича.