Введение 3 Глава 1.История появления и развития этикета 4 Глава 2. Этикет - знаковая система. Основные принципы этикета 10 Заключение 12 Список использованной литературы 14

Этикет как знаковая система.

реферат
Культура
15 страниц
100% уникальность
2012 год
310 просмотров
Tarassova M.
Эксперт по предмету «Этикет»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1.История появления и развития этикета 4 Глава 2. Этикет - знаковая система. Основные принципы этикета 10 Заключение 12 Список использованной литературы 14
Читать дальше
Этикет определяет манеру поведения, правила вежливости, принятые в обществе. Особенностью того, что называется этикетом, является сочетание правил поведения в определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания. Знание этикета позволяет человеку произвести приятное впечатление своим внешним видом, манерой говорить, умением поддерживать разговор, вести себя за столом. Слово «этикет» пришло к нам из средневековой Франции.


Если не знаете, где заказать отчет по преддипломной практике в Сургуте , зайдите на Work5.


. Людовик ХIV называл им правила общения. В переводе на русский язык «etikuette» означает «ярлык». В “Советском энциклопедическом словаре”, изданном в 1985г. есть такое определение: Этикет (франц. etiquette) — это установленный порядок поведения где-либо. Однако внимательный читатель, заглянув в словари более раннего издания, увидит несколько другие определения. Например, в “Словаре иностранных слов” (1954 г.): Этикет (фр.‚ etiquette) — строго установленный порядок и формы обхождения при дворе монархов, в отношениях между дипломатами и т. п. Или в “Словаре русского языка” С. И. Ожегова (1973 г.): Этикет — установленный порядок поведения, форм обхождения (в дипломатических кругах, при дворе монарха и т.п.)[1]. Изменения в определении понятия “этикет” не случайны. Существенная перестройка общественных отношений приводит и к изменениям в этикете, ибо человеческая деятельность всегда варьируется в зависимости от тех условий, в которых она осуществляется, и таким образом отражает их. Этикет как особая знаковая система не исчезает и продолжает обслуживать общество. Таким образом, этикет - это совокупность правил поведения, установленных в человеческом коллективе и принятых как норма общения в различных жизненных ситуациях. В итоге этикет выражает содержание тех или иных принципов нравственности, хотя и является ритуалом, имеющим чисто внешнюю форму. Глава 1. История появления и развития этикета. Принято считать, что классические системы этикета сформировались в Англии и Франции. На приемах при дворе короля Франции Людовика XIV (1638–1715) гостям раздавали карточки (буквально — этикетки) с изложением того, как они должны держаться. Однако само понятие «этикет» как свод определенных правил поведения людей зародилось гораздо раньше. Европу вряд ли можно назвать родиной этикета. До наших дней дошли памятники культуры Древнего Египта с его сложной системой внутридворцовых отношений и дипломатическими церемониями. Сохранились многочисленные записи на глиняных табличках древних шумеров, которые имели обыкновение фиксировать все, будь то предметы, необходимые для храмового обмена, или дары, предназначавшиеся божеству. В Древней Индии этикет существовал в рамках кастовой системы. Ученик должен был знать правила общения с представителями и высших, и низших каст. В Древнем Китае к 1-му тысячелетию до н. э. были выработаны нормы поведения, именовавшиеся «ли», которые позднее были зафиксированы в трех трактатах — «Чжоу-ли» («Чжоус-кие церемонии»), «И-ли» («Обрядник») и «Ли- цзы» («Записки о церемониях»). Эти тексты представляют собой сборники правил поведения, проведения различных обрядов и регламентируют всю общественную жизнь до мелочей в соответствии с иерархической системой Древнего Китая. Текст «Ли-цзы» учили в школах как эталон правильного поведения. Знание правил поведения и их неукоснительное исполнение в соответствии с традицией были особенно важны для образованных верхов и являлись залогом успешной карьеры. Но некоторые положения были также необходимы и для простолюдинов, ибо, как отмечено в первой главе книги «Чжоу-ли», правила взаимоотношений должны соблюдаться всеми, так как именно этим человек отличается от животных. Начало системы придворного церемониала в Европе было положено в Древней Греции и до тонкостей разработано в Древнем Риме на протяжении почти 800-летнего существования государства. Римлянин не мыслил себя вне общества, и потому его всю жизнь от младенчества до могилы сопровождали церемониалы. Брак, рождение и воспитание детей, богослужение, ведение войны, поддержание мира — все регулировалось системой жестко регламентированных правил и церемоний. Пожалуй, своей вершины римский церемониал достиг в праздничных шествиях — триумфах, посвященных победам римского войска при возвращении домой. Триумфальные церемонии вырабатывались веками. Обычай при вступлении солдат в город приносить благодарение богам, даровавшим им победу, превратился в грандиозные триумфальные шествия (а спустя века — в воинские парады). В то время как в Древней Греции и Древнем Риме уже были разработаны многочисленные и довольно строгие правила дворцового этикета, на территориях современных Англии, Франции, Германии и прочих стран Европы в первые века новой эры еще встречались первобытные нравы, невежество, поклонение грубой силе и обжорство. Развитие этикета в странах Европы связано с распространением христианства, и сложная процедура христианского богослужения легла в основу правил международного светского этикета. Считается, что западноевропейский этикет начал формироваться во времена раннего Средневековья. В этот процесс вовлекались все новые государства, образовывавшиеся в Европе. Появившиеся в XI–XII вв. поэты- певцы (трубадуры и труверы во Франции, миннезингеры в Германии) воспевали пламенное служение Богу и сюзерену, любовь к Прекрасной Даме и преклонение перед ней, подвиги воинов без страха и упрека в Крестовых походах. Их стремление согласовать светски-рыцарское и религиозное миропонимание породило жанр рыцарских романов. Куртуазная литература, в свою очередь, способствовала утверждению в придворном обществе правил поведения. Так постепенно через религию и литературу культура общения вошла в плоть и кровь европейцев. К XII–XIII вв. определился некий набор правил, предназначенных не только для более четкого отделения одного сословия от другого, но и для придания суровой, жестокой жизни более приемлемой, красивой оболочки. Если сравнивать такую страну классического католицизма, как Италия, с другими странами Европы XV в., то бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь. Первый в истории свод правил европейского этикета вышел в свет в Италии под названием «Il Galateo, overo de'costume» («Правила хороших манер и комплиментов», 1558)[2]. Автором его был священнослужитель Джованни делла Каза. Это руководство, написанное с душой и изложенное в форме наставлений воспитателя своему питомцу, касается организации образцового стиля жизни, а также правил деликатности и такта. Благодаря этому сочинению некоторые исследователи считают, что именно итальянцы эпохи Возрождения признали тактичность как значимую общественную обязанность и отличительный знак образованности и воспитанности. Эта книга стала настолько популярной, что в Италии само слово «Galateo» стало синонимом учения о хороших манерах. В Средневековье светский придворный этикет отличался особой строгостью и продуманностью. Отчасти это было связано с мифологизацией фигуры короля, стремлением подчеркнуть его непричастность ко всему земному. На взгляд современного человека, следование многим из этих правил выглядит абсурдно, но для той эпохи формализованная точность характерна: этикет был напрямую связан с понятием чести, поэтому его нарушение воспринималось как смертельное оскорбление и за это можно было поплатиться жизнью. Так, герцог Бургундский Иоанн Бесстрашный (1371–1419) совершил непозволительную ошибку: с пышностью выехавшего ему навстречу парижского палача Капелюша он приветствовал как дворянина, коснувшись его руки. Лишь смерть палача смогла избавить герцога от позора. Чрезвычайно важное значение в Средние века придавалось месту, занимаемому участниками пиров за столом. Так, в 1380 г. на торжественном обеде по случаю коронации короля Франции Карла VI Филипп Бургундский силой протиснулся на место между королем и герцогом Анжуйским, которое ему подобало занять как «первому среди пэров». Свиты обоих герцогов вступили в спор, и уже зазвенело было оружие, когда королю пришлось унимать их, согласившись с обоснованностью требований бургундца. С XV в. придворный этикет в Европе все более усложнялся. Вся жизнь придворных была строго регламентирована. Писались сотни пособий по этикету, из которых следовало, что чем выше ранг вельможи, тем большему числу правил он обязан был подчиняться. Появилась специальная должность — церемониймейстер (распорядитель церемоний, а по сути — главный знаток этикета). Особенно сложная система этикета установилась во Франции во времена абсолютизма королевской власти. Апогея она достигла при Людовике XIV (1638–1715): жизнь двора целиком и полностью была подчинена требованиям этикета. Например, во время королевской трапезы все подданные должны были стоять, королева и принцы имели право сидеть на стульях, члены королевской семьи — на табуретах. Привилегии сидеть во время королевской трапезы на табурете также могла удостоиться королевская фаворитка. Каждая общественно-политическая формация, каждое сословие вырабатывали собственные правила этикета. Так, в XVIII в. в странах Европы набрала силу буржуазия, которая установила свой этикет, отличавшийся от придворного. С укреплением позиций буржуазии и распространением свойственной ей морали распространялся и буржуазный этикет. Основная позиция этих правил — респектабельность, основная задача мужчины — быть добросовестным удачливым дельцом, а женщины — образцовой матерью и хозяйкой. Особое значение приобрело понятие репутации. Потеря репутации была невосполнима, она вела к разрыву с привычным кругом общения. Особенную жесткость правила поведения приобрели в европейской буржуазной среде XIX в. Известно, например, что правила этикета запрещали женщине оставаться наедине с мужчиной — это считалось неприличным. Между тем, несмотря на строгость этикета, многие современники отмечали несоответствие между формальным проявлением воспитанности и реальным поведением людей. В России до реформ Петра I, то есть до начала XVIII в., основная масса населения жила в соответствии с традиционным укладом, что нашло отражение в старорусских былинах: Сам (Дюк Степанович) пошел во передню во столовую. Крест кладет по-писаному, Поклон ведет да по-ученому На все три-четыре на стороны, Княгине-то Опраксии да в особину… Наиболее полно этот уклад был отражен в «Домострое» (XVI в.)[3] — сборнике правил, где прописаны особенности содержания домашнего хозяйства, начиная от правильного отправления православных церковных обрядов («как верить христианам в Святую Троицу и Пречистую Богородицу и как поклоняться кресту Христову…; как почитать архиереев, а также всех священников и монахов…; как всякого страдающего посещать в монастырях и в больницах») и кончая указаниями ключнику («как хранить в погребе или на леднике всякие припасы соленые»). Очень важными считались строго регламентированные правила гостеприимства («как с благодарностью угощать приходящих в дом твой»). Известно, что важна была даже встреча гостя, при которой учитывалось его происхождение и возраст. К равному гости въезжали во двор, а затем подъезжали к крыльцу. К более высокому шли через двор пешком. Не принято было старшим ездить к младшим. Петр I активно начал внедрять этикет западного образца. Новшества вводились практически насильно. Эта вынужденная смена образа жизни была принята далеко не всеми и коснулась только верхушки общества. Основная масса населения смотрела на одетую по-европейски знать как на чужаков. Позднее западноевропейский этикет привился и ассимилировался в России, но, как писал М. И. Пыляев, автор книги «Старая Москва», еще в екатерининское время под золотыми расшитыми кафтанами таились старинные грубые нравы. Начиная с XVIII в. изучение этикета вошло в обязательную программу образования[4]. В частности, в женских пансионах обязательным элементом обучения были уроки этикета, когда девушки разыгрывали сцены из светской жизни и репетировали свое поведение в различных ситуациях: как встретить гостя, как согласиться на мазурку или дать вежливый отказ, как встретиться с пожилыми родственниками и т. д. Существовали также неписаные правила, которых придерживались люди из высшего общества и которые также можно считать этикетными для них. Вронский, герой романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина», следует определенному своду правил: «Правила эти, несомненно, определяли, что нужно заплатить шулеру, а портному не нужно, что лгать не надо мужчинам, а женщинам можно, что нельзя прощать оскорблений и можно оскорблять и т. д.». В XX в. в Европе, США и некоторых азиатских странах, ориентированных на западную модель развития общества, нравы стали проще. Но, тем не менее любой современный воспитанный человек будет соблюдать правила этикета при общении с человеком другого социального статуса, где играет роль: возраст, общественное положение, пол, степень знакомства и родства. Например, младший должен, не перебивая, выслушивать старшего, мужчина в разговоре с женщиной должен воздерживаться от фраз, которые могут ее смутить. Этикет ориентирован уже не на то, чтобы отнести человека к той или иной социальной группе, а на то, чтобы создать ему определенный имидж. В современном мире наиболее важны правила этикета в тех сферах жизни, где от коммуникации между людьми многое зависит, например в бизнесе или в дипломатии. Этикет существует также в других сферах профессиональной деятельности (медицинский этикет, юридический этикет, воинский этикет и т. д.), в отношении значимых артефактов культуры (предметы культа, этикет флага и т. д.). Жители многих афро-азиатских стран, безусловно, также ориентируются на самобытные правила этикета, но правила поведения там больше обусловлены древней традицией и не столь изучены европейскими исследователями. Глава 2. Этикет – знаковая система. Основные принципы этикета. Знаковая система — это система однообразно интерпретируемых и трактуемых сообщений/сигналов, которыми можно обмениваться в процессе общения. Таким образом, этикет можно также назвать знаковой системой. Правила поведения также однообразно интерпретируются, сигналы, которые передаются человеком, трактуются однозначно и данными сигналами можно обмениваться в процессе общения человека с другими людьми. Иногда знаковые системы помогают структурировать процесс общения с целью придания ему некой адекватности в плане реакций его участников на те или иные «знаки». В качестве примера знаковой системы обычно приводят и язык, как в письменной форме так и, в случае естественных языков, в форме речи. Мы знаем, что этикет связан с моральными нормами и ценностями общества. Система моральных установок, определяющих характер общения у самых разных народов, включает набор универсальных общечеловеческих ценностей: почтительное отношение к старшим, родителям, женщинам, понятия чести и достоинства, скромность, толерантность, благожелательность. В современном этикете выделяют четыре основных принципа[5]: 1. принцип человечности, который воплощается в требованиях быть вежливым, тактичным, корректным, учтивым, любезным, скромным и точным; 2. принцип целесообразности действий, в соответствии с которым этикет позволяет человеку вести себя разумно, просто и удобно для него самого и для окружающих; 3. принцип красоты, или эстетической привлекательности поведения; 4. принцип следования обычаям и традициям той страны, в которой находится человек в данное время. Таким образом, все эти принципы в очередной раз доказывают, что этикет – это знаковая система, цель которой передавать те или иные сигналы другим участникам общения. Необходимо подробнее рассмотреть вопрос о том, что знак или сигнал, передаваемый от одного участника общения другому, может быть интерпретирован участниками данного общения по-разному, в связи с их различной культурной и гендерной принадлежностью. При знакомстве с этикетом другого народа мы должны учитывать различие внутренней и внешней точек зрения. Одно дело, если структура моральных норм дается изнутри, и совсем другое – если с позиций другой культуры. В первом случае свое, как правило, оценивается положительно, во втором – картину нередко искажают обыденные, подчас субъективные представления о характерных чертах чужого народа. Наиболее характерными памятниками, отражающими внешнюю точку зрения, являются записки иностранных путешественников, внутреннюю – тексты типа Домостроя или современных пособий на тему «Как вести себя в обществе». Посторонний наблюдает чужое поведение нерасчлененно, без предварительно заданного деления на значимое и незначимое, выделяя не то, что наиболее важно с позиции носителя традиции, а то, что более всего отличается от привычных ему форм поведения. Для носителя же традиции изначальны и наиболее важны внутренние регуляторы поведения: система ценностей, религиозные, нравственные, психологические и иные установки. Внутренняя точка зрения позволяет выявить этические, нравственные, религиозные, социальные и иные основы этикета, однако она чревата и определенной односторонностью: как человек, так и народ в целом склонны идеализировать свой образ; грамматика этикета при этом подменяет жизненную реальность. Отдельным поведенческим чертам, имеющим межэтнический характер, приписывается узконациональная принадлежность; предполагается, что они свидетельствуют о высоких нравственно-этических свойствах именно данного народа и тем самым ставят его выше других народов. Такое утверждение приоритета и превосходства своего образа жизни над чужим, характерное для многих народов мира, получило название этноцентризма. Знание традиционной культуры поведения не только дает нам возможность нормально общаться с представителями других национальностей, но и учит уважать чужие обычаи, какими бы странными и нелепыми они ни казались на первый взгляд. Заключение Этикет сегодня – это уже не только свод правил хорошего тона. Это знаковая система, освоение которой требует знаний на стыке многих дисциплин: этики, эстетики, психологии, дипломатии, истории. В наши дни серьезный деловой человек, помимо хороших манер, должен иметь представление о международных стандартах делового общения, основах делового протокола, делового этикета, об общепринятом дресс-коде, правилах поведения на разных видах приемов. Кроме того, наша жизнь очень динамично меняется, особенно в последнее время, меняются и правила этикета. Нужно постоянно быть в курсе таких изменений, чтобы не прослыть безнадежно отставшим от жизни. Самое главное в хороших манерах – постоянное упражнение, если вы, конечно, желаете достичь вершин карьеры, а не застрять на одном уровне. Современный деловой этикет является эффективным инструментом менеджмента и маркетинга. Его правильное использование помогает гладкому ходу деловых операций, и преуспевающие компании и бизнесмены это хорошо знают и активно используют.

Читать дальше
Этикет сегодня – это уже не только свод правил хорошего тона. Это знаковая система, освоение которой требует знаний на стыке многих дисциплин: этики, эстетики, психологии, дипломатии, истории. В наши дни серьезный деловой человек, помимо хороших манер, должен иметь представление о международных стандартах делового общения, основах делового протокола, делового этикета, об общепринятом дресс-коде, правилах поведения на разных видах приемов. Кроме того, наша жизнь очень динамично меняется, особенно в последнее время, меняются и правила этикета. Нужно постоянно быть в курсе таких изменений, чтобы не прослыть безнадежно отставшим от жизни. Самое главное в хороших манерах – постоянное упражнение, если вы, конечно, желаете достичь вершин карьеры, а не застрять на одном уровне. Современный деловой этикет является эффективным инструментом менеджмента и маркетинга. Его правильное использование помогает гладкому ходу деловых операций, и преуспевающие компании и бизнесмены это хорошо знают и активно используют.
Читать дальше
Деловое общение. Деловой этикет. Учебное пособие для студентов вузов.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-431 с. 2. Иог фон Утманн. На все случаи жизни. Как стать светским человеком. – М.:АСТ, Транзиткнига, 2006. – 256 с. 3. Мария Кановская. Этикет. Изд.: АСТ, 2005 – 480 с. 4. Полная энциклопедия этикета. Изд.: Рипол Классик, 2007 – 512 с. 5. Этикет. Искусство изысканных манер. Изд.: АСТ, Харвест, 2005 - 528 с. 6. http://www.etiket.ru/ 7. http://etiquetterules.ru/
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image