Список использованной литературы
1. Андреев Н. П. Русский фольклор [Текст] / Н. П. Андреев. - М., 1938 г.
2. Аникин В. П. Русская народная сказка [Текст] /В. П. Аникин. - М., 1977 г.
3. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки [Текст] /А. Н. Афанасьев.- В 3-х т., т.1. - М., 1957 г.
4. Ведерникова Н. М. Русская народная сказка [Текст] /Н. М. Ведерникова. - М., 1975.
5. Запорожец А. В. Неверович Я. З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] /А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. - М., 1986 г.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Психологическое развитие дошкольника [Текст] /Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - М., 1998 г.
7. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] /А. Д. Кошелева. - М., 1985 г.
8. Логинова В. И. Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика [Текст] /В. И. Логинова, П. Г. Саморукова. - М., 1988 г.
9. Мухина В. С. Возрастная психология [Текст] /В. С. Мухина. - М., 1997 г.
10. Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольников [Текст] /Е. В. Субботский// Вопросы психологии. - М., 1983 г.
Читать дальше
Заключение
Целью курсовой работы является изучение проблемы языковой готовности к школе детей с общим недоразвитием речи. В данной работе нами проанализированы исследования отечественных и зарубежных авторов, посвященных изучению проблемы готовности детей к школе. Эта проблема является актуальной в наше время.
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Основой речевой готовности детей к обучению в школе, является устная речь, поэтому первые годы жизни ребенка должны быть посвящены практическому усвоению устной речи. До поступления ребенка в школу работа по развитию речи включает следующие разделы: развитие речи у детей, ее гибкости, четкости; развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.
В рамках курсовой работы нами также рассмотрено развитие речи как компонент в структуре готовности к школьному обучению.
На основе анализа литературы в курсовой работе представлена психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР.
ОНР (общее недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Проведенное исследование доказало, что у детей с ОНР имеются особенности в сформированности языковой готовности к школе.
Для большинства детей с ОНР характерен недостаточный объем предметного, глагольного словаря и словаря признаков; трудности при согласовании прилагательного с существительным в роде и надеже, ошибки в согласовании числительного с существительными всех трех родов, также ошибки в употреблении предлогов. При пересказе у детей наблюдаются нарушения логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц; дети ограничиваются лишь перечислением действий, наблюдаются повторы одних и тех же слов.
Таким образом, к началу школьного обучения дети с ОНР не обладают достаточными предпосылками для успешного усвоения школьной программы. Поэтому своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием готовности детей к школьному обучению, их адаптации к новым социальным условиям.
Читать дальше
1.Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и
подходы // Вопросы психологии. №1. 1997. С. 37.
2.Венгер Л.А. Психологическая готовность к школе/ Вопросы психологии,
1984, №7.- 32с.
3.Выготский Л.С. Мысль и слово [речевой онтогенез] // Выготский Л.С.
Мышление и речь: Психика, сознание, бессознательное.- М.: Лабиринт, 2001.-
С. 278-342.
4.Жихарева Ю. Готовность к школе - что это такое?- Воспитание и
обучение детей с нарушением развития, 2004, №3.- 34с.
5.Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у
дошкольников./ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.:
Просвещение, 1990. - 239 с
6.Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Московский
психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432с.
7.Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС,
2003.
8.Калмыкова Л.А. Психолингвистические аспекты речевой подготовки детей
к школе.
9.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.
10.Концепция организации, содержания и методического обеспечения
подготовки детей к школе. - М., 2007.
11.Логопедия./Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под
ред. Л.С. Волковой. - В 2-х кн.Кн. 2 - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 147
с.
12.Немов Р.С. Психология. Учеб. Пособие для студентов пед.институтов.
Книга 3, 2002- 171-172с
13.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Воронин Н.П. Готовность детей к
учебной деятельности : теория и методы исследования. -Ярославль, 1999.
14.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая
готовность ребёнка к школе. М., Владос, 2001.
15.Новикова Г. Психолого-педагогическая готовность к школе/ Дошк.
Образование, 2005, №8- 95-100с.
16.Основы теории речевой деятельности // Под ред. А.А. Леонтьева. -
М.: Наука, 1974. - 368 с.
17.Паклина А.В. Формирование речевой готовности дошкольников к
обучению в школе [Текст]: Монография. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал. гос.
пед. ун-т», 2007. - 170 с.
18.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи
дошкольников. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института;
Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 224с.
19.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим
недоразвитием речи в условиях специального детского сада.
Читать дальше