Введение 3
1. Творчество А. В. Вампилова 5
2. Общие принципы режиссерской работы над пьесой 8
3. Пьеса «Дом окнами в поле» и ее постановки. 14
Заключение 19
Список литературы 21
Читать дальше
Художественный мир как система характерна не только для определенного произведения, но и для творчества писателя в целом. Каждый художественный мир индивидуален. В процессе исследования мы старались не растворить драматургию А.Вампилова в общественно-литературном процессе его времени, не отождествлять его с предшественниками, а показать многомерную и разноплановую картину драматургии А.Вампилова, неповторимость и своеобразие его художественного мира.
В результате исследования творческого наследия А.Вампилова в соответствии с поставленными целями и задачами мы пришли к следующим выводам:
А.Вампилов - выдающийся драматург второй половины XX века. Пьесы А.Вампилова, прочно связанные друг с другом и взятые вместе, образуют художественное явление, которое достойно называться «Театром Вампилова» . Они представляют собой целостную систему, развивающуюся по собственным внутренним законам, В творчестве А.Вампилова обнаруживаются сложные и острые коллизии, которые переживало общество на рубеже 60-70 годов XX века. Развивая традиции русской литературы, драматург придает своему творчеству национальную окраску и национальный дух времени. Всем своим творчеством Вампилов выступал против нравственных падений, компромиссов с совестью, отступлений от большой жизненной правды. Он утверждал нравственную ценность доброго человеческого сердца, любящего людей.
Задача режиссера – найти такие действия, такую логику событий в пьесе, которая наиболее глубоко и сценически выразительно воплощала бы ее идею. Эту цепь важнейших действий в пьесе мы называем сквозным действием, которое должно с наибольшей силой выявить идею – сверхзадачу пьесы и спектакля, то есть то, ради чего автор написал произведение, а театр поставил спектакль. В «Дом окнами в поле» основная идея – это принять решение – остаться, или уехать-сделать выбор, «перешагнуть порог» он должен сам. Сделает ли он этот выбор? Сумеет ли преодолеть свои сомнения? При работе над этой пьесой режиссер должен дать зрителю исчерпывающий ответ на этот вопрос.
Читать дальше
1. Вампилов А.В. Пьесы/ Вступ. ст. и коммент. В.П. Муромского. – М.: Издательский Дом Синергия, 2001.
2. Бабичева Ю. Жанровые разновидности русской драмы. – Вологда, 1986.
3. Богуславский А.О., Диев В.А. Русская советская драматургия. Основные проблемы развития. 1946 – 1966 гг. – М.: Наука, 1968. ЗЗ.Бореев Ю. О трагическом. – М., 1961.
4. Вампилова О.М. О Вампилове // Звезда. – 1997. – № 8.
5. Вампилов на любительской сцене: Сборник /Сост. Л.В. Беспрозванный. – Изд-во Иркут. ун-та, 1997.
6. Васильева С. Чеховские традиции в русской одноактной драматургии XX века (поэтика сюжета). – Дисс. ... канд. филол. наук. – Волгоград, 2002.
7. Волькенштейн В.М. Драматургия. – М.: Советский писатель, 1969.
8. Горбунова Е.Н. Вопросы теории реалистической драмы. О единстве драматического действия и характера. – М.: Советский писатель, 1963.
9. Громова М.И. Чеховские традиции в театре А. Вампилова // Литература в школе. – 1997. – №2.
10. Гушанская Е.А. А. Вампилов: Очерк творчества. – Л., 1990.
11. Демин Г.Г. Вампиловские традиции в социально-бытовой драме и ее воплощение на столичной сцене 70-х годов. – Дисс. ... канд. искусств. наук.-М., 1986.
12. Ишук-Фадеева Н.И. Чехов и Вампилов: традиции и новаторство // Проблемы типологии русской литературы 20 века. – Пермь, 1991.
13. Канунникова И.А. Русская драматургия XX века. — М.: Флинта: Наука, 2003.
14. Кац А. О Вампилове. – В кн.: Вампилов А. Дом окнами в поле. — Иркутск, 1981.
15. Киселев Н.Н. Комическое и трагическое в драматургии А. Вампилова // Художественное творчество и литературный процесс. -Томск, 1988.-Вып. 9.
16. Киселев Н.Н. Случайность в структуре действий пьес А. Вампилова // Проблемы метода и жанра: Сб.ст. – Томск, 1997.
17. Клименюк Л. Вампилов А.В. // Краткая литературная энциклопедия. Т. 9. — М., 1978.
18. Любимов Ю.П. О Вампилове // Звезда. – 1997. – № 8.
19. Махова М.С. Драматургия А. Вампилова. Традиции и новаторство. – Дисс. ... канд. филол. наук. – Иркутск, 1991.
20. Моторин С Н . Творчество Ал. Вампилова и русская драматургия 80 – 90-х годов XX века. – Дисс. ... канд. филол. наук. – М., 2002.
21. Никитин Г. Опыт Вампилова. Заметки драматурга // Москва. — 1989. – № 4 .
22. Овчаренко А. Драматическая сага: Пьесы А. Вампилова // Молодая гвардия. — 1985. – № 6.
23. Поляков М.Л. Теория драмы: поэтика. – М., 1980.
24. Поспелов Г.Н. Жанровое новаторство советской драматургии // Театр.-1975.-№7.
25. Пронин А. Советская одноактная драматургия 1960 – 70-х гг. (Конфликты и характеры в пьесах А. Володина, А. Вампилова, В. Розова.) – Дисс. ... канд. филол. наук.-М., 1984.11
Читать дальше