Введение 3 Глава 1 Теоретический анализ аспектов умственного воспитания детей 6 1.1. Понятие умственного воспитания. 6 1.2 Средства умственного воспитания детей раннего возраста 10 1.3 Психолого-педагогическая характеристика развития детей в раннем возрасте 16 Глава 2 Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей по ознакомлению с окружающим миром 23 2.1 Характеристика дидактических игр 23 2.2 Организация дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром детей раннего возраста 28 2.3 Практическое применение дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром как средства умственного воспитания детей раннего возраста 32 2.4. Ход и результаты проведения практической работы 34 2.4. 1. Первый этап 34 2.4.2. Второй этап 40 2.4.3. Третий (заключительный) этап 50 Заключение 52 Список литературы: 56

влияние дидактических игр на умственное воспитание детей раннего возраста (на примере организации деятельности детей по ознакомлению с окружающим миром)

дипломная работа
Педагогика
50 страниц
100% уникальность
2012 год
111 просмотров
Шарафутдинов А.
Эксперт по предмету «Дошкольная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1 Теоретический анализ аспектов умственного воспитания детей 6 1.1. Понятие умственного воспитания. 6 1.2 Средства умственного воспитания детей раннего возраста 10 1.3 Психолого-педагогическая характеристика развития детей в раннем возрасте 16 Глава 2 Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей по ознакомлению с окружающим миром 23 2.1 Характеристика дидактических игр 23 2.2 Организация дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром детей раннего возраста 28 2.3 Практическое применение дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром как средства умственного воспитания детей раннего возраста 32 2.4. Ход и результаты проведения практической работы 34 2.4. 1. Первый этап 34 2.4.2. Второй этап 40 2.4.3. Третий (заключительный) этап 50 Заключение 52 Список литературы: 56
Читать дальше
Актуальность исследования. Детский сад можно рассматривать, как первое и самое ответственное звено в общей системе образования нашей страны. В раннем возрасте закладывается фундамент представлений и понятий детей, обеспечивающих успешное умственное воспитание ребенка. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного воспитания детей данного периода, очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами. Для российского дошкольного образования актуальность заявленной тематики не вызывает сомнения. В играх отражается мир и крик ребенка о помощи, и взрослые отчетливо видят, какие проблемы возникают в детстве.


Всем интересно узнать, где можно заказывать отчеты по производственной практике . Ответ на этот вопрос ждет вас на сайте Work5.


. Ребенок получает первый опыт постижения свободы в игре и в переустройстве своего внутреннего мира — «Я хочу быть таким», идентифицирует свой образ с образом культурной личности. Существуют различные методы и инструменты развития умственных способностей детей раннего возраста, но, пожалуй, наиболее эффективным методом – является использование дидактических игр в работе с детьми, ведь именно игра является ведущим видом деятельности на данном этапе развития личности ребенка. В современных дошкольных учреждениях, не смотря на существующие методики воспитания и обучения детей, не всегда учитывается данная особенность ребенка раннего возраста. Ведь именно дидактическая игра, является тем звеном, которое пронизывает не только умственные способности, но развивает коммуникативные умения, расширяет личный опыт ребенка, особенно если речь идет о занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Исходя из вышесказанного нами, была сформулирована тема исследования – «Влияние дидактических игр на умственное воспитание детей раннего возраста (на примере организации занятий по ознакомлению с окружающим миром)». Степень разработанности проблемы. Проблему умственного воспитания затрагивали Запорожец А.В., Гальперин П.Я., Усова А.П. – в теории о планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, В.В. Давыдов, В.А. Петровский рассмотрели в «Концепции дошкольного воспитания» гуманизацию воспитательно-образовательного процесса детского сада. В педагогике система дидактических игр была создана в конце девяностых годов в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные психологи: Л.А.Венгер, А.Л.Усова, В.Н.Аванесова и др. В последние время поиски ученых (З.М.Богуславская, О.М.Дьяченко, Н.Е.Веракса, А.К.Бондаренко, и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного умственного воспитания ребенка. Теоретико-методологическая основа исследования: методические и научные исследования развития познавательной активности детей раннего возраста в трудах В.А. Сухомлинского, Д.Б. Эльконина, Ш.А. Амонашвили и других, использование дидактической игры в работах В.И. Даля, П.Ф. Лесгафта, П.Н. Бокина, Е.М. Дементьева и других, теория развития умственных способностей детей раннего возраста Л. А. Венгера, А. В. За¬порожец, Н. Н. Поддьякова. Цель исследования: применение дидактических игр с целью умственного воспитания детей раннего возраста. Объект исследования: дети раннего возраста. Предмет исследования: дидактическая игра как средство умственного воспитания детей раннего возраста. Задачи исследования: 1. Изучить отечественную и зарубежную литературу по вопросу использования в работе педагога дидактических игр, с целью умственного воспитания детей раннего возраста. 2. Рассмотреть понятие средства умственного воспитания детей раннего возраста. 3. Проанализировать дидактическую игру как средство умственного воспитания детей по ознакомлению с окружающим миром. 4. Провести характеристику дидактических игр и рассмотреть их организацию. Изучить организацию работы с детьми раннего возраста, формы и методы. 5. Провести практическую работу, направленную на умственное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр. Гипотеза: Если использовать дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром, то это будет способствовать умственному воспитанию детей раннего возраста. Методы исследования: 1. Анализ научной и методической литературы по проблеме влияния дидактических игр на умственное воспитание детей раннего возраста. 2. Наблюдение за процессом развития детей, в результате применения дидактических игр в рамках дошкольного учреждения. 3. Игровой метод работы с детьми раннего возраста. 4. Количественный и качественный анализ экспериментально полученных данных.

Читать дальше
В ходе дипломной работы, мы пришли к выводу о том, что умственное воспитание является специально организованным педагогическим процессом, который направлен на форми¬рование у детей раннего возраста, системы элементарных знаний и умений, способов умственной деятельности, а также на развитие способностей детей и воспитание интереса к умствен¬ной деятельности. Главной целью умственного воспита¬ния выступает повышение общего уровня развития детей. Особое значение при этом, придается систематически осуществляемому на занятиях процессу умственного воспитания. Также, нами было рассмотрено понятие раннего возраста, который психологи определяют как период развития ребенка от рождения до трех лет. Ранний возраст выступает очень важным и ответственным периодом психического развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и основные способности человека – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе. Уже к началу раннего возраста у ребёнка существуют отдельные действия, которые можно считать проявлениями мышления. Это те действия, в которых ребёнок обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями – например, подтягивает верёвочку, чтобы приблизить к себе игрушку. На третьем году жизни складываются представления о свойствах предметов. Для обогащения представлений ребёнка о свойствах предметов необходимо чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками вещей в определенных практических действиях. Разнообразная сенсорная среда, с которой ребенок активно действует, является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития. Мы выявили, что дидактическая игра выступает одной из форм обучающего воздействия педагога на ребёнка. В то же время игра является основным видом деятельности детей данного возрастного периода. В педагогике, дидактическая игра имеет две цели: первая - обучающая, которую преследуют взрослые, а вторая – игровая, ради которой в нее вступает сам ребёнок. Необходимо, чтобы эти е цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. В исследовании принимали участие 13 детей возраста от 2 лет пяти месяцев до 3 лет шести месяцев. На первом этапе нашей работы, целью стояло - определить какие представления об окружающем мире имеются у детей на основе прежнего опыта. В этих целях мы применили следующие методики: «Когда это бывает», «Времена года», «Кто там живет». В результате эксперимента, мы пришли к выводу, о том, что представления о времени года, особенностях предметов и происходящих в окружающем мире событий, у детей сформированы слабо, при обучении следует уделить особое внимание восприятию особенностей отличия явлений в окружающем мире, их отличию. Для этого необходимо использовать следуемые нами в работе дидактические игры на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Здесь мы учитывали, особенности восприятия детей раннего возраста. По сути, эти малыши, еще совсем недавно пришли в детский сад (это младшая группа), поэтому можно использовать различные дидактические игры по знакомству с окружающим их пространством, сравнению, описанию того, для чего существует тот или иной предмет. Целью следующего этапа нашей работы, являлось - разработать психолого-педагогические условия, позволяющие детям раннего возраста овладеть категориями понятий окружающего мира, явлений природы. В эксперименте участвовала та же группа детей, что и на первом этапе. После проведенных занятий, мы приступили к третьему этапу, в котором применялись те же методики, что и на первом этапе. Мы получили следующие результаты. По методике «Когда это бывает» верных ответов 75% , что на 37 % превышает показатель первого этапа работы. Неверных же ответов 25 %. То есть, мы можем увидеть эффективность, проведенной нами работы на втором этапе. Следующей методикой являлась «Времена года». Во время первого этапа, самым сложным вопросом, оказался вопрос на последовательность событий, то есть если осень, когда будет весна, мы работали над восприятием последовательности на втором этапе нашей работы с детьми. В результате, на заключительном этапе, по методике «Времена года» было получено 72 % верных ответов, что на 31 % превышает верность ответов на первом этапе. Мы можем сделать вывод, что в результате проведенных занятий, дети усвоили смену времен года в природе, изучили отличительные черты каждого сезона. В следующей методике «Кто здесь живет?», наибольшие трудности возникали с восприятием размера, и вообще соответствия жилища определенному герою. В результате на третьем этапе, мы получили 84 % верных ответов, тогда как на начальном этапе, их было всего 43 %. Мы уделили довольно много внимания в дидактических играх, именно этому вопросу – вопросу сравнения, нахождения отличий и сходств явлений и предметов. Таким образом, мы можем говорить о положительной тенденции в представлении детей об окружающем мире, после формирующего эксперимента. Все использованные нами игры, можно пополнять еще большим количеством задач, малышам нравятся такие задания, и они активно принимают в них участие. Нам же, наиболее важно то, что наряду с самой игрой – происходит развитие детей, их представлений о связях явлений и событий, характеристиках предметов. В ходе нашей работы нами были решены следующие задачи: 1. Изучена отечественная и зарубежная литература по вопросу использования в работе педагога дидактических игр, с целью умственного воспитания детей раннего возраста. 2. Рассмотрено понятие средства умственного воспитания детей раннего возраста. 3. Проанализирована дидактическая игра как средство умственного воспитания детей по ознакомлению с окружающим миром. 4. Проведена характеристика дидактических игр и рассмотрена их организацию. Изучена организация работы с детьми раннего возраста, формы и методы. 5. Проведена практическая работа, направленная на умственное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр. В проведенном исследовании, используя дидактические игры в детском дошкольном учреждении, мы смогли проследить развитие детей – увеличение их понятийного представления о мире. Именно эта задача – задача развития – является ведущей в умственном воспитании детей раннего возраста. Таким образом, в результате полученных выводов, мы можем констатировать, что выдвинутая нами, в начале исследования гипотеза, о том, что - дидактические игры являются эффективным методом умственного воспитания детей раннего возраста, подтвердилась.
Читать дальше
1. Береженова О.В. Что нужно знать об образовательной программе и как ее составить. // Дошкольная педагогика, 2011, №6 – С.29-36. 2. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание, 2005, № 7 С.72-96. 3. Бурнышева М. Г. Развитие познавательной активности детей //Дошкольная педагогика, 2011, №3 - С.54-56. 4. Быстрова И., Рыжова Н. Поговорим... о природе // Дошкольное воспитание, 2003, № 7 – С.8-12. 5. ВенгерЛ.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. — М., 1998.- 364 с. 6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1999. №6 - С.62-68. 7. Воскресенская В. Создаем развивающую среду сами // Дошкольное воспитание, 2004, № 1 - С.77-84. 8. Галигузова ЛЛ.. Ермолаева Т.В.. Мещерякова С.Ю., Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет. - СПб., 2005. – 321с. 9. Зеньковский В.В. Психология детства. - М., 1999.- 234 с. 10. Кимаева А. Уголок природы.// Дошкольное воспитание 2009, № 1 – С.118-122. 11. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. М., 2005. – 166с. 12. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающееся образование: Культурно-исторический подход. - Ч.1. - Дубна, 2001. – 132с. 13. Новоселова С. Развивающая предметная среда. — М., 2005 – 420с. 14. Отечественные вариативные программы и педагогические технологии в практике работы дошкольных учреждений Москвы / Сост. Т. К. Воробьева. — М., 1994 – 319с. 15. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. — Б. М. Бим-Бад. — М., 2002 – 148с. 16. Педагогика раннего возраста / Под ред. Г. Г. Григорьевой, Н. И. Кото-вой, Д. В. Сергеевой. — М., 2003 – 216с. 17. Петровский ВЛ., Кларина ЛМ., Смывина ЛЛ, Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении/В кн.: Дошкольное образование в России. — М., 1996. – 243с. 18. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под. ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. М., 2000 – 147с. 19. Платохина Н.А. Как познакомить малыша с окружающим миром в процессе игры. //Дошкольная педагогика, 2010, № 8 - С.122-131. 20. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. — Волгоград, 1994 – 118с. 21. Поздняк Л. В., Лященко Н. Н. Управление дошкольным образованием: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов. — М., 2001 – 432с. 22. Селиванов В.А. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. В.П. Сластенина. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр “Академия’, 2002 – 228с. 23. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений/ Под ред. В.П. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2004 – 189с. 24. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры, Москва "Просвещение" 1999.- 170с. 25. Смирнова О., Гударева О.В. Журнал "Психологическая наука и образование",- М.,2005. – С.76-86. 26. Эльконин Д.Б. “Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание 2006, №3 - С.24-32. 27. Шербинина Г.К. Сказка как средство воспитания- М., 2004 – 44с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image