Введение Глава 1. Мозолистое тело как координатор активности двух полушарий 1.1 Роль мозолистого тела в организации высших психических функций 2.2 Мозолистое тело и межполушарное взаимодействие Глава 2. Специфика нейропсихологических синдромов при патологии мозолистого тела 2.1 Особенности высших психических функций при патологии мозолистого тела 2.2 Функциональная несформированность мозолистого тела (траискаллозальных межполушарных взаимодействий) Заключение Список литературных источников

Специфика нейропсихологических синдромов при патологии мозолистого тела

курсовая работа
Психология
30 страниц
100% уникальность
2012 год
167 просмотров
Гришнякова Е.
Эксперт по предмету «Нейропсихология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение Глава 1. Мозолистое тело как координатор активности двух полушарий 1.1 Роль мозолистого тела в организации высших психических функций 2.2 Мозолистое тело и межполушарное взаимодействие Глава 2. Специфика нейропсихологических синдромов при патологии мозолистого тела 2.1 Особенности высших психических функций при патологии мозолистого тела 2.2 Функциональная несформированность мозолистого тела (траискаллозальных межполушарных взаимодействий) Заключение Список литературных источников
Читать дальше
Актуальность исследования. Мозолистое тело является самой крупной комиссурой головного мозга. У человека, по сравнению с другими млекопитаю¬щими отмечается значительно большее количество волокон мозо¬листого тела. Межполушарное взаимодействие обеспечивается всеми отделами мозолистого тела, но при отдельном участии каждого из них. Об этом, свидетельствует сама специфика синдромов, которые возникают при поражении передних, средних и задних отделов мозолистого тела. Отдельные участки мозолистого тела различаются не только по своим специфическим, но и по нейродинамическим характе¬ристикам.


Не тревожьтесь о том, где купить дипломную работу , просто закажите на Work5.


. Отдельные компоненты синдрома нарушения межполушар¬ного взаимодействия могут быть выявлены не только при хирур¬гическом повреждении мозолистого тела, но и при поражении его патологическим процессом. К настоящему времени имеется достаточно литературных источников, посвященных феноменологии и научному обсужде¬нию огромного массива данных о работе мозга. Но потребность в такого рода исследованиях не уменьшается. Это обусловлено, во-первых, постоянным по¬полнением данных, в этой области знаний, а во-вторых, тем очевидным обстоятельством, что многие фундаментальные работы стали сегодня раритетами, поскольку давно не переизда¬вались или в свое время были опубликованы в специальных на¬учных сборниках. В этой связи представляется важным обозначить ряд понятий, которые являются центральными в данной парадигме. Это необходимо именно потому, что нет сегодня направления в на¬уках о поведении человека, которое не обращалось бы к анализу межполушарного обеспечения психических функций. Наше исследование посвящено изучению главной мозговой комиссуры – мозолистому телу, мы определили тему нашей работы - «Нейропсихологические синдромы при патологии мозолистого тела». Цель исследования – изучить специфику нейропсихологических синдромов при патологии мозолистого тела. Предмет исследования: Мозолистое тело, как координатор активности двух полушарий Перед собой мы поставили следующие задачи: 1. Рассмотреть роль мозолистого тела в организации высших психических функций. 2. Изучить мозолистое тело и межполушарное взаимодействие. 3. Провести анализ особенностей высших психических функций при патологии мозолистого тела. 4. Рассмотреть функциональную несформированность мозолистого тела (траискаллозальных межполушарных взаимодействий). Методы исследования: Для проведения исследования были выбраны методы, отвечающие его цели и задачам. В работе, использован теоретический метод анализа литературных источников. Теоретико-методологическая основа: положения о системном подходе к анализу мозговых механизмов высших психических функций (Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия); положения о том, что межполушарная функциональная асимметрия определяет характеристики психических состояний, особенности деятельности (Э.Г. Симерницкая, Т.А.Доброхотова, Е.Д.Хомская, Д.А.Фабер, Б.С.Котик, П.Н.Ермаков и др.); представления о динамике межполушарных взаимоотношений (S.P.Swinnen, П.Н.Ермаков и др.). Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные углубляют имеющиеся знания о специфике нейропсихологических синдромов при патологии мозолистого тела. Структура работы соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературных источников.

Читать дальше
Таким образом, в ходе нашей работы, мы пришли к выводу о том, что координация большого количества различных эффектов, раздельно вно¬симых правым и левым полушариями, может осуществляться лишь при нали¬чии специального механизма межполушарного взаимодействия. Данный механизм обеспечивается спаечными волокнами, среди которых главная роль отводится мозолистому телу. При психологическом исследовании комиссуротомированных больных наблюдался целый ряд нарушений высших психических функций, который получил в литературе назва¬ние «синдром расщепленного мозга». Межполушарное взаимодействие обеспечивается всеми отделами мозолистого тела, но при отдельном участии каждого из них. Об этом, свидетельствует сама специфика синдромов, которые возникают при поражении передних, средних и задних отделов мозолистого тела. Яркое подтверждение функциональной асимметрии мозга у больных, которые подверглись комиссуротомии, дало основание пред¬положить существование двух изолированных сфер мышления, двух частей мозга: левое полушарие, которое оперирует вербаль¬ными стимулами и работает на основе логики, и правое, которое связано с непосредственным восприятием. Отдельные участки мозолистого тела различаются не только по своим специфическим, но и по нейродинамическим характе¬ристикам. Об этом говорит различная скорость обратного разви¬тия нарушений, которые возникают при избирательном повреждении различных участков мозолистого тела. Отдельные компоненты синдрома нарушения межполушар¬ного взаимодействия могут быть выявлены не только при хирур¬гическом повреждении мозолистого тела, но и при поражении его патологическим процессом. Симптомы парциального повреждения мозолистого тела модально-специфичны, но лишь относительно. Возможно изолированное появление симптома дископии или дисграфии. Соче¬тание повреждения медиального отдела мозга (поясные извили¬ны, лобные доли) с повреждением мозолистого тела значимо усу¬губляло их дисфункцию. При повреждении передних отделов мозолистого тела отмечены симптомы нарушения функции лоб¬ных долей. Повреждения мозолистого тела приводили к дисфункции правого полушария в сфере эмоций, восприятия, пространствен¬ной деятельности. Правое полушарие имеет очень тесные функ¬циональные связи с левым, даже выполнение функций, в кото¬рых ведущую роль играет это полушарие, может нарушаться при повреждении мозолистого тела. Значитель¬ное увеличение размера мозолистого тело выявлено у детей с четырех до восемнадцати лет, причем увеличение мозолистого тела в детском возрасте, скорее всего свя¬зано с миелинизацией, а не с увеличением количества аксонов. Агенезия мозолистого тела (AMT) — полное отсутствие основной комиссурной спайки го¬ловного мозга. Гипоплазия — отсутствие только задней спайки и укорочение мозолистого тела. Может наблюдаться также утолщение или истончение мозолистого тела. Аномальность мозолистого тела или дефицит в его функционировании может играть важную роль в возникновении отклонений развития, неврологических и психических рас-стройств — аутизма, шизофрении, синдрома дефицита внимания и гиперактивности, дислексии. При раннем начале шизофрении отме¬чается истончение мозолистого тела, причем истончаются в основном передняя и средняя его части. Утолщение мозолистого тела, наоборот, характерно для позднего начала заболевания и сочетается с хорошим прогнозом. У детей с AMT в возрасте до года нередко встречается отста¬вание в моторном развитии, судороги, малая модуляция крика, нарушения сенсорных реакций, низкая коммуникабельность. У детей старшего возраста, отмечаются нарушения тер¬морегуляции, дефицит координации, зрительной и слуховой памяти. При комплексном клинико-нейропсихологическом обследовании у всех больных обнаруживались нарушения высших пси¬хических функций (ВПФ) разной степени выраженности. Отмечались нарушения зрительно-простран¬ственных функций: структурно-топологические ошибки при копировании и воспроизведении по памяти сложных геометри¬ческих фигур типа фигуры Рея-Тейлора; левостороннее игнори¬рование или тенденция к нему. Функциональная несформированность мозолистого тела - данный синдром актуализируется характерным набором отличительных признаков «функциональной дезинтеграции» мозговых полушарий в детском возрасте В ходе нашей работы, нами были решены следующие задачи: 1. Рассмотрена роль мозолистого тела в организации высших психических функций. 2. Изучено мозолистое тело и межполушарное взаимодействие. 3. Проведен анализ особенностей высших психических функций при патологии мозолистого тела. 4. Рассмотрена функциональная несформированность мозолистого тела.
Читать дальше
1. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. - СПб., 1997. 2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. - М., АСТ, Транзиткнига., 2006. 3. Григорьев В.Н., Ковязина М.С., Тхостов А.Ш. Когнитивыная нейрореабилитация больных с очаговыми поражениями головного мозга. М. УМК «Психология», 2006. 4. Глозман Ж.М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. - М., 1999. 5. Голдберг Э. Управляющий мозг. Лобные доли, лидерство и цивилизация. - М., 2003. 6. Доброхотова Т.А. Нейропсихиатрия. - М., 2006. 7. Егоров А.Ю. Нейропсихология девиантного поведения. - СПб., 2006. 8. Жаворонкова Л.А. Правши-левши. - М., Наука, 2006. 9. Корсакова Н.К.; Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. - М., МГУ, 1988, М., «Академия», 2003. 10. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973, 2002. 11. Нейропсихологическая диагностика. (Под ред. Е.Д.Хомской). - М., 1994, 2004. 12. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М., 1985. 13. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М., 2002. 14. Сидорова О.А. Нейропсихология эмоций. - М., 2001. 15. Тонконогий И. - М., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. - СПб.: Питер, 2007. 16. Хомская Е.Д., Батова Н.П. Мозг и эмоции. - М.,1992. 17. Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. - М., 1997. 18. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение больных с локальными поражениями мозга. - М., МГУ, 1972. 19. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. - М., 1985, 2004.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image