Введение 3
1. Закономерности развития мышления слабослышащих учащихся………….5
2. Использование компьютерных технологий в обучении детей дошкольного возраста с нарушением слуха…………………………………………………...14
3. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии и во внеклассной работе с неслышащими детьми………………..19
Заключение 24
Список литературы 26
Читать дальше
Использование компьютерных технологий на уроках математики, интегрированных занятиях, включающих в себя элементы уроков развития речи, ознакомления с окружающим миром и предметно-практической деятельности; на уроках письма и развития речи позволили обеспечить личностную ориентированность, дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения в подготовительном и первом классах глухих. Дети познакомились с азами компьютерной грамотности, получили первоначальные навыки работы на компьютере и с текстовым редактором Microsoft Word, научились работать с выше названными компьютерными программами, помогающими им в усвоении учебным программным материалом. Проведенные контрольные срезы по определению уровня развития познавательной сферы глухих учащихся после двухлетнего обучающего эксперимента, включающего использование информационных компьютерных технологий, выявили значительный рост исследуемых процессов у этих детей по сравнению с группами глухих и слабослышащих учащихся соответствующего возраста, в обучении которых информационные компьютерные технологии не применялись.
Показатели изменений психических процессов у учащихся с нарушением слуха после двухлетнего обучающего эксперимента с 2004 по 2006 годы выглядят следующим образом: уровень развития зрительного восприятия у детей в экспериментальной группе возрос в среднем в 2,33 раза, у детей в контрольной группе - в среднем в 1,74 раза; объем внимания: в ЭГ в 2.27 раза и в КГ1 в 1,25 раза соответственно; уровень развития кратковременной зрительной памяти увеличился в ЭГ в 1,68 раза, в КГ1 в 1.27 раза; мышления в среднем (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического) в ЭГ в 2,21 раза, в КГ1 в 1,4 раза. При этом в экспериментальной группе обучались глухие учащиеся подготовительного и первого класса, в контрольной группе1- слабослышащие учащиеся также подготовительного и первого класса. Количественный и качественный состав учащихся по уровням развития познавательных процессов на начало обучения в подготовительных классах был сходным.
Научная новизна исследования заключается в том, что раскрываются особенности применения компьютерных программ в процессе обучения глухих детей подготовительного и первого классов, как фактора активизации развития индивидуально-личностных способностей и педагогической поддержки детской индивидуальности. Предложен анализ дифференцированного, личностно ориентированного подхода в обучении детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста при использовании компьютерных технологий на уроке и обоснована необходимость нового этапа развития исследуемого вопроса. Изучены особенности использования компьютерных технологий в личностно-ориентированном обучении глухих детей младшего школьного возраста; расширены теоретические представления о возможном развитии познавательной сферы у этой категории детей средствами компьютерных технологий; рассматриваются вариативные формы коррекционной работы с младшими глухими учащимися на уроке с использованием компьютерных программ в обучении; обоснована и подтверждена возможность использования компьютерных технологий как средства реализации личностно-ориентированного обучения младших глухих школьников, выявлены педагогические условия реализации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения глухих младших школьников средствами компьютерных технологий.
Читать дальше
1. Информационные технологии в образовании: материалы научно-практической конференции / сост. Т. П. Лунина, Л. Н. Горбунова. – Саранск : МРИО, 2004. – 177 с.
2. Левченко, И.В. Частные вопросы методики обучения теоретическим основам информатики в средней школе. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и университетов. [Текст] / И.В. Левченко.- М.: МГПУ, 2007.- 160 с.
3. Речицкая Е.Г., Трифонова Э.П. Использование информационных технологий в коррекционно-развивающем обучении глухих учащихся младших классов // Социально-гуманитарные знания. — 2006. - №10. - С. 300-305 (0,4 п.л. Авторский вклад - 50%).
4. Розанова, Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей [Текст]
/ Т.В. Розанова.- М.: Педагогика, 1978.-213 с.: ил.
5. Трифонова Э.П. Формы организации учебной деятельности младших глухих школьников на уроке в компьютерном классе // Специальное образование и социальная помощь в регионе: проблемы и перспективы. Материалы региональной научно-практической конференции. Ч. II. - Бийск, 2007. - С. 114121 (0,6 п.л.).
6. Трифонова Э.П. Применение компьютерных технологий в обучении неслы-шащих школьников // Успехи современного естествознания. Научно-теоретический журнал. - М., 2007. - № 3. - С. 64-66 (0,5 п.л.).
Читать дальше