Под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа
исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в
государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации
юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального
предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве
индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об
индивидуальных предпринимателях в соответствии с законодательством.
Государственная регистрация является заключительным этапом создания
субъекта предпринимательства.
Целями государственной регистрации субъектов предпринимательства
являются:
- осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной
деятельности;
- проведение налогообложения;
- получение государственных сведений статистического учета для
осуществления мер государственного регулирования экономики;
- предоставление всем участникам гражданского оборота, государственным
органам, органам местного самоуправления информации о субъектах
предпринимательской деятельности и т.д.
Институт государственной регистрации юридических лиц является
обособленным комплексом правовых норм, закрепляющим единые правовые
основания регистрации юридических лиц на территории Российской Федерации,
определяющим порядок государственной регистрации, условия оформления и
выдачи свидетельства о государственной регистрации юридических лиц,
предусматривающим ответственность в регулируемой сфере и устанавливающим
систему органов государственной власти, осуществляющих государственную
регистрацию юридических лиц.
Отсутствие научно обоснованного понятия института государственной
регистрации юридических лиц отрицательно сказывается на определении места
регистрации юридических лиц в системе права для адекватного установления
целей и особенностей его регулирования.
Регистрация субъектов предпринимательской деятельности – очень
существенная часть всего объема функций, который возложен на Федеральную
налоговую службу Российской Федерации. Достаточно сказать, что в Едином
государственном реестре юридических лиц на 01.05.2012 года содержится
3 829 165 юридических лиц, не считаю индивидуальных предпринимателей и
крестьянских (фермерских) хозяйств.
Статьей 25 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ «О
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей» установлен заявительный характер государственной
регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Для органов
налоговой службы это означает, с одной стороны, уменьшение ответственности
за осуществляемую ими регистрацию, с другой стороны ограниченный перечень
для отказа в регистрации. Всю ответственность за достоверность
представляемых для государственной регистрации сведений несут заявители.
Законодательством установлены ограничения для органов ФНС при
осуществлении регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Так,
что при государственной регистрации налоговый орган не вправе:
. требовать предоставления иных документов кроме тех, перечень которых
установлен законом;
. вмешиваться в хозяйственную деятельность юридических лиц,
препятствовать ее осуществлению, оценивать правомочность участия
участников юридического лица в принятии решений о создании, внесении
изменений, избрании исполнительных органов организации;
. осуществлять правовую экспертизу документов, представленных на
регистрацию, и содержащиеся в них сведения, кроме заявлений о
государственной регистрации.
Основным проблемным вопросом в регистрации юридических лиц является
характер регистрации – уведомительный (заявительный) или разрешительный.
Государственная регистрация – это процесс последовательно
осуществляемых юридически значимых действий, который начинается с
подготовки документов для государственной регистрации, будь то регистрация
в самом начале деятельности, регистрация внесения изменений или регистрация
прекращения деятельности субъекта предпринимательской деятельности.
Обязательной государственной регистрации со стороны юридических лиц
подлежат:
. Создание юридического лица, в том числе создание путем
реорганизации
. Внесение изменений в учредительные документы юридического лица;
. Внесение изменений в Единый государственный реестр юридических
лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные
документы;
. Ликвидация юридического лица (по различным основаниям).
Государственная регистрация основывается на соразмерном ограничении
свободы реализации права на предпринимательскую деятельность (в форме
использования правоприменительных процедур) для обеспечения прав и законных
интересов тех, кого затрагивает такая деятельность. Исходя из этого, в
государственной регистрации проявляется механизм обеспечения баланса
интересов заявителей (лиц, инициирующих процедуру регистрации), третьих лиц
(например, потенциальных и реальных контрагентов зарегистрированного
субъекта, его потребителей и т.п.), правопорядка в целом.
В связи с этим действия участников процедуры государственной
регистрации на стадии представления в регистрирующий орган необходимых
документов должны основываться на принципе целесообразности представления
тех или иных документов.
Существенным пробелом в действующем законодательстве является
отсутствие регламентации процессуальных действий должностных лиц
регистрирующего органа на стадии принятия решения о государственной
регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
Анализ действующего законодательства позволяет выделить лишь проверку
представленных заявителем документов, которая заключается в изучении
уполномоченным государственным органом представленных заявителем
документов на предмет достоверности содержащихся в них сведений и их
соответствия предусмотренным законодательством требованиям в целях принятия
объективного и всесторонне обоснованного решения о государственной
регистрации субъекта предпринимательской деятельности или решения об отказе
в такой регистрации.
Российское законодательство предусматривает лишь формальную
юридическую проверку документов, осуществляемую регистрирующим органом.
Однако, формальная проверка документов для регистрации является
неэффективной, поскольку не позволяет полностью убедиться в соблюдении
требований закона к возникновению субъекта предпринимательской
деятельности, прекращению его деятельности или изменению правового статуса.
В связи с этим автор согласен с теми учеными-цивилистами, которыми
предлагается дополнить Закон № 129-ФЗ положениями, которыми закреплялась бы
обязанность регистрирующих органов проводить юридическую проверку
представленных документов. В ходе данной проверки должны исследоваться:
а) формальная сторона представленных сведений, т.е. количество и
правильность заполнения представленных документов,
б) содержательная сторона представленных сведений, т.е. их истинность
(достоверность) и соответствие законодательным требованиям.
В настоящее время отказ в государственной регистрации допускается в
случае:
а) непредставления необходимых для государственной регистрации
документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) если юридическое лицо находится в стадии ликвидации, о чем
регистрирующим органом внесена запись в единый государственный реестр
юридических лиц.
Данный перечень оснований для отказа может, на взгляд автора, быть
дополнен также следующими основаниями:
. нарушение предусмотренного федеральными законами порядка возникновения
субъекта предпринимательской деятельности, прекращения его
деятельности, изменения правового статуса;
. цели и виды деятельности юридического лица или индивидуального
предпринимателя противоречат законодательству;
. лицо, выступившее в качестве учредителя юридического лица, таковым в
силу закона являться не может;
. наименование юридического лица оскорбляет нравственность, национальные
и религиозные чувства граждан, а также если в наименовании незаконно
используется наименование органов государственной власти и органов
местного самоуправления, имя и (или) фамилия гражданина;
. ранее зарегистрировано юридическое лицо с таким же наименованием;
. не были устранены в установленный срок основания для приостановления
процедуры государственной регистрации.
Последнее приведенное основание для отказа позволяет говорить о
необходимости разграничить отказ в государственной регистрации субъекта
предпринимательской деятельности и приостановление процедуры
государственной регистрации на время устранения заявителем допущенных
нарушений в целях предоставления заявителю возможности устранить
незначительные нарушения, допущенные при подаче документов.
Проведя аналогию с правовыми нормами в сфере регистрации иных
правоотношений (например, правоотношений по регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним) можно предложить следующие основания для
приостановления процедуры государственной регистрации субъектов
предпринимательской деятельности:
1) не представлены определенные законом необходимые для
государственной регистрации документы;
2) не соблюдена нотариальная форма представляемых документов в
случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными
законами.
Анализ предложенных оснований говорит о технических нарушениях,
допущенных при оформлении документов для регистрации, которые можно
устранить в короткие сроки и без изменения содержательной стороны
документов.