Введение 3 Глава I. Использование фольклора в воспитании детей 2-4 лет как педагогическая проблема 7 1.1 Особенности развития личности у ребенка в возрасте от двух до четырех лет 7 1 .2 Русский фольклор. Детские жанры русского фольклора 11 1.3 Фольклор как средство воспитания детей дошкольного возраста 14 1.4 Приемы ознакомления с фольклором детей 3-4 лет 17 Глава II. Экспериментальная работа по изучению использования фольклора в воспитании детей в разновозрастной группе (от двух до четырех лет) 21 2.1 Организация и методики исследования 21 2.2 Экспериментальные занятия по изучению фольклора с детьми от двух до четырех лет 22 2.3 Анализ результатов исследования 31 Список литературы 40

Использование фольклора в воспитательной работе с детьми в разновозростной группе

дипломная работа
0 страниц
100% уникальность
2012 год
116 просмотров
Куманова А.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава I. Использование фольклора в воспитании детей 2-4 лет как педагогическая проблема 7 1.1 Особенности развития личности у ребенка в возрасте от двух до четырех лет 7 1 .2 Русский фольклор. Детские жанры русского фольклора 11 1.3 Фольклор как средство воспитания детей дошкольного возраста 14 1.4 Приемы ознакомления с фольклором детей 3-4 лет 17 Глава II. Экспериментальная работа по изучению использования фольклора в воспитании детей в разновозрастной группе (от двух до четырех лет) 21 2.1 Организация и методики исследования 21 2.2 Экспериментальные занятия по изучению фольклора с детьми от двух до четырех лет 22 2.3 Анализ результатов исследования 31 Список литературы 40
Читать дальше
Всем известно определяющее влияние дошкольного детства на процесс формирования человеческой личности. В дошкольном возрасте закладываются основы нравственности, образования, культуры и мировоззрения человека, которые не только определяют его личный жизненный путь, но воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации . Необходимость самого пристального внимания к процессу становления внутреннего мира детей дошкольного возраста, воспитания в них основ морали и нравственности и формирования созидательного начала не вызывает сомнений. Улучшение системы дошкольного воспитания возможно только при условии повышения уровня внимания к личности ребенка. В настоящее время многие заняты поиском модных «трендов», изобретением «нестандартных моделей» воспитания. Хотя, возможно, нужно просто обратить внимание на лучшие образцы народной педагогики. Именно с помощью этих образцов русский народ пронес через века свою уникальную культуру и сохранил национальную идентичность .


У Work5 вы можете заказать написание дипломных работ на заказ в Краснодаре и посвятить время тому, что нраивтся вам.


. Кроме того, нельзя забывать, что именно во времена народной педагогики русские семьи были многодетными, браки - крепкими, а общая демографическая обстановка - здоровой . Фольклор - подлинное сокровище народа. Чтобы любить его, нужно прежде всего научиться его понимать, и лучше всего вкус к народному творчеству прививается именно в дошкольном возрасте. Самая разнообразная работа с детьми дошкольного возраста - музыкальная, игровая, речевая, изобразительная - может быть организована на базе фольклора. Образовательные программы современного дошкольного воспитания нацелены на формирование у детей достоверной элементарной системы представлений о предметах, явлениях, их свойствах и связях. При этом взрослые должны помогать ребенку осваивать навыки общения и базовые знания о мире и о себе. Когда малышам предлагается фольклорное произведение, они интересуются прежде всего героями, их внешностью, отношениями, поступками. Дети младшего дошкольного возраста активно сопереживают герою. Их неподдельную радость вызывает успех положительного персонажа, благополучное разрешение страшных приключений, победа добра над злом. Ребенок в возрасте от двух до четырех лет очень любит ритмически организованную речь, ему нравятся рифмы, выразительная интонация. Он любит слушать и читать стихи больше, чем прозу, живо откликается на радостную плясовую мелодику, задорные ритмы. Поэтому детям дошкольного возраста так нравятся фольклорные произведения. Детский фольклор – песенки, потешки, частушки, игры - наилучшим образом соответствует потребностям детей младшего дошкольного возраста, ведь в нем сочетаются и слово, и ритм, и мелодия, и движение. В детских фольклорных произведениях можно найти и правила личной гигиены, и правила поведения, и понятия о морали и нравственности. Детям в доступной форме рассказывают о том, что ожидает их в будущей взрослой жизни. Фольклор не только дает сведения о жизни и нравственности. Он помогает в развитии ребенка. Чего стоит только одно психофизиологическое воздействие фольклора на детей - он вызывает у них радостные эмоции, учит координации движений, развивает речь, помогает преодолению страхов. Кроме того, детский фольклор - это эстетическое развитие детей, знакомство их с культурой своего народа. Изучая традиции русского народа в детстве, они, прежде всего, учатся относиться к ним с любовью и уважением. А это совершенно необходимо в настоящее время, когда русские традиции в обществе утеряны и подвергаются глумлению и осмеянию, особенно со стороны молодежи и подростков. Недостатки современного дошкольного образования во многом связаны с тем «нравственным вакуумом», в котором оказались новые поколения. Необходимо разворачивать общественное мнение в сторону нравственного воспитания, целью которого является созидательное, открытое, понимающее мировоззрение человека, уважительное отношение к своему и другим народам. Цель данной дипломной работы - изучение фольклора как фактора воспитательной работы с детьми в разновозрастной группе (от двух до четырех лет). Объект дипломной работы – воспитательная работа с детьми от двух до четырех лет. Предмет дипломной работы – использование фольклора в воспитательной работе с детьми в разновозрастной группе. Гипотеза исследования – эффективность воспитательной работы с детьми от двух до четырех лет более высока при использовании фольклора, потому что фольклор имеет положительное влияние на личностное развитие дошкольников. Задачи исследования: 1. Анализ возрастных особенностей развития личности ребенка в возрасте от двух до четырех лет 2. .Изучение фольклора как средства воспитания детей. 3. Изучение способов и приемов ознакомления с фольклором детей дошкольного возраста. 4. - Эксперимент по выявлению роли фольклора в воспитательной работе с детьми от двух до четырех лет.

Читать дальше
Во время короткого периода дошкольного детства на всю жизнь закладываются основы личности человека. Дети дошкольного возраста приобретают знания об окружающем мире, вырабатывают свое отношение к людям, к труду, вырабатывают характер, навыки и привычки верного поведения. Знакомить детей с национальным искусством, с лучшими образцами устного народного творчества необходимо с первых лет их жизни. В это время дети наиболее быстро и активно перенимают нормы поведения окружающих, овладевают связной речью - средством общения . В процессе овладения речью дети получают ключ к познанию мира предметов и явлений, осваивают диалог как главную форму речевого общения. Даже самые маленькие вполне могут познакомиться с малыми формами устного народного творчества. Русский народ - гениальный и величайший педагог – в течение многих веков создавал произведения художественного слова, до сих пор актуальные и помогающие ребенку на всех уровнях развития его эмоциональных и нравственных качеств. В младенческом возрасте дети с помощью народных песен и потешек учатся звукам родного языка, их мелодике. Став постарше, они овладевают их смыслом, начинают чувствовать выразительность и красоту языка. Все это способствует приобщению к народному опыту, народной нравственности, народной мудрости. Совместные игры с взрослыми людьми приносят и детям, взрослым массу позитивных эмоций. Народом создано большое количество игровых песенок. Когда совместные действия с ребенком сопровождают слова и мелодия знакомой, радующей его песенки, , ребенок невольно вслушивается в звуки, улавливает ритм, звукосочетания, проникает в смысл. Для лучшего понимания сказок, песен, стихотворений можно использовать инсценировки при помощи игрушек, настольных театров. Русское народное творчество – превосходный способ развития чувств ребенка. Эмоционально выразительные рассказы, разговоры про героев сказки, про чувства, испытываемые ими, про трудности, преодолеваемые ими, просмотр картинок, разыгрывание сказки - все это прекрасно развивает восприимчивость ребенка. Сейчас вопросы эстетического и нравственного воспитания детей имеют особенное значение. Работа по развитию эмоционального восприятия произведений искусства будет пробуждать в детях творческое начало, способность самостоятельно мыслить, поможет в формировании эстетического восприятия мира. Одним из ведущих приоритетов воспитания ребенка должно стать обращение к фольклору, который содержит знания о мире и способы отношения к нему, сложившиеся в культурно-историческом процессе и представленные в образной, метафоричной форме, доступной для восприятия дошкольников. Содержанием пословиц, поговорок, сказок являются устойчивые образы, имеющие определенные качественные характеристики, вызывающие симпатию или антипатию, а, следовательно, положительное или отрицательное отношение к их носителю. Подчеркнутое внимание к специфическим связям мира, обращение к ценностям культуры обусловливает становление гармоничного мироощущения ребенка. Воспитательный потенциал фольклора заключен в глубинных процессах пробуждения позитивного отношения к миру, зафиксированного в лаконичной форме пословиц, поговорок, сказок. Устное народное творчество раскрывает целесообразную гармонию и красоту окружающего мира, те правила поведения, которые способствуют его сохранению. Современные социокультурные реалии требуют разработки теории и методики использования фольклора как средства воспитания ребенка. Гармония в отношениях с миром возникает как результат понимания и принятия многообразия взаимосвязей, ценностей, которые ярко и образно представлены в произведениях фольклора. В нем отражены актуальные связи человека с целостным Мирозданием, благодаря чему возникает общая ценностно-смысловая направленность мироотношения. Фольклор как «кладезь народной мудрости» в силу своей глубокой эмоциональной насыщенности может оказать комплексное воздействие на картину мира ребенка, определяя его мироощущение, а следовательно, и стиль поведения. Итак, теоретический анализ и экспериментальные исследования позволили решить поставленные в дипломной работе задачи. Анализ возрастных особенностей развития личности ребенка в возрасте от двух до четырех лет показывает, что этот возраст наиболее восприимчив в плане приобщения детей к русской культуре. .Изучение фольклора как средства воспитания детей приводит к выводу, что использование малых форм народного творчества необходимо для развития речи, наглядно-образного мышления и эстетического и нравственного чувства ребенка. Изучение способов и приемов ознакомления с фольклором детей дошкольного возраста говорит о том, что самыми подходящими формами в работе с дошкольниками являются малые формы устного народного творчества: сказки, песенки, потешки, загадки, игры. Эксперимент по выявлению роли фольклора в воспитательной работе с детьми от двух до четырех лет показал, что при активном использовании русского народного творчества в процессе воспитательной работы с детьми в разновозрастной группе уровень речевого развития резко повышается, а так как речь - базовая основа мышления , то, следовательно, использование фольклорных форм безусловно положительно влияет на процесс воспитания в целом. Гипотеза дипломной работы подтверждена, задачи выполнены, цель достигнута.
Читать дальше
1. Александрович Н.Ф. «Внеклассная работа по русскому языку». – Минск: Народная асвета, 1971г. 2. Архипов А.Ю. Человек и общество. Учебное пособие. – Ростов на Дону, 1995 3. Богатырев П. Г. Русское народное творчество. -Москва. Высшая школа. -1966, с.128. 4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. 5. Виноградов Г. С. Русский детский фольклор. Иркутск : Изд. Иркут. секции науч. работников, 1930. 6. Волков Г.Н.. Этнопедагогика. - М., 1999 7. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост. Л.В.Ковинько. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.-288с. 8. Детский фольклор и проблемы народной педагогики // Сибирский фольклор : межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2 / Отв. ред. М. Н. Мельников. - Новосибирск : НГПИ, 1971. 9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – С-Пб.: Питер,1999. 10. Ермакова Е.С. Генезис гибкости мыслительной деятельности в детском возрасте // Психологический журнал. – 1997.- Т. 18, №3. 11. Комплексная диагностика уровней освоения. "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой: диагностический журнал. Подготовительная группа. М.: Учитель, 2012 12. Левдокимова Г.Е., Фирсова Л.М. Когда солнышко взошло. – М.: ЗАО РИМФЭ, 1997. 13. Мельников М.Н. «Русский детский фольклор»: учебное пособие для студентов пед. ин-тов – М: Просвещение, 1987г. 14. Мельникова Л.И., Зимина А. Н. Детский музыкальный фольклор. – М.: Гном-Пресс, 2000. 15. Митрофанова В.В. Русские народные загадки. –Ленинград: Наука. 1978. 16. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2000. 17. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология ип психодиагностика. – М.: Просвещение: Владос, 1995. 18. Обухова А.Ф. Детская психология. - М., 1995. 19. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – М.: Владос, 1999. – 576с. 20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946 – 590с. 21. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике. - Москва. Высшая школа. 1986 22. Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности // Педагогика. – 1998. - №3. 23. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия» - М: Просвещение, 1992г. 24. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой. – М.: Просвещение: Владос, 1995. 25. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.: НПО “Модек”, 1995.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image