Введение 3
1. Григорианское пение или григорианский хорал 5
2. Основные жанры многоголосия 8
2.1 Кондукт 9
2.2 Мотет 10
2.3 Гокет и рондель 16
Заключение 19
Список литературы 21
Читать дальше
Вся музыкальная культура до XIII века оставалась одноголосной и в
церкви, и вне. С IX века постепенно развиваются литургическая драма и
латинская песня, связывающие церковь и народное искусство. Литургическая
драма, повествуя о библейских событиях, включает в себя бытовые сценки,
вокальные соло, песни и даже танцы. А латинская песня (название идет от
языка исполнения) - первая вокальная лирика, часто к текстам просто
подбирались подходящие народные мелодии.
В Провансе в XII- XIII вв. возникло искусство трубадуров. В их песнях
воспеваются и прекрасная дама, и всякие вкусные кушания, и бытовые события,
но преобладает все же любовная лирика. Среди трубадуров были сеньоры,
рыцари, но были и простолюдины. В услужении трубадуров находились
менестрели, аккомпанировавшие им на музыкальных инструментах. Рыцарская
куртуазная лирика оказала значительное влияние на труверов (французские
средневековые поэты-певцы 11-14 вв.) и миннезингеров. В это время
появляются двух- и трехголосные песни, танцевальные песни с припевом хора.
В Италии в XII-XIII вв. развился особый жанр духовной лирики - "лауда"
(гимн). С XIII века лауды распевались в народе как безымянные духовные
песни, простые и бытовые.
В то время, когда в европейских странах зарождались новые формы
светской и духовной лирики, проходило и раннее развитие нового
многоголосного стиля. Первоначально проявилась тенденция «наслаивать»
второй голос на уже известные хоралы и секвенции. Часто этот новый
свободный голос - дискант, становился главным, иногда у дисканта был и свой
текст, что усиливало его самостоятельность. Позже на хорал наслаивается не
один, а больше голосов, хорал попадает в тенор. Верхние голоса - пышное
красивое многоголосье.
Читать дальше
1. Григорианское пение // МЭ.: Т. 2. - М., 1974. - С. 65- 68.
2. Евдокимова Ю.К. Вечная жизнь мелосного многоголосия // Музыкальная
академия.- 2004. - № 2. - С. 48 55; 2005. - № 2. - С. 134 -141.
3. Евдокимова Ю. Многоголосие средневековья. Х-XIV века. - М., 1983.
4. Лесовиченко A.M. Мотет музыкально-историческая загадка XIII века //
Музыковедение.- 2006.- № 2.- С. 2 - 8.
5. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года (Средние
века): Учебник в 2-х тт. Т. 1. –М., 1983.
6. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения.-
М., 1980.
Читать дальше