Введение 3 Глава 1. Современное представление об афазии 6 1.1. Исторические аспекты 6 1.2. Различные классификации афазий 12 1.3. Нейропсихологическая классификация А.Р. Лурия 15 Глава 2. Коррекционная работа по преодолению афазий. Методы и формы 20 Заключение 53 Список литературы 56

Современное представление о афазии как речевой патологии

курсовая работа
Педагогика
40 страниц
100% уникальность
2012 год
222 просмотров
Смирнов А.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Современное представление об афазии 6 1.1. Исторические аспекты 6 1.2. Различные классификации афазий 12 1.3. Нейропсихологическая классификация А.Р. Лурия 15 Глава 2. Коррекционная работа по преодолению афазий. Методы и формы 20 Заключение 53 Список литературы 56
Читать дальше
Актуальность исследования. Головной мозг человека является важнейшим органом, который И. П. Павлов справедливо называл высшим аппаратом интеграции всех органических процессов и организации активного взаимодействия человека с окружающей действительностью. Поражения мозга в силу его высокой значимости в целостном организме человека ведут к тяжелейшим нарушениям психических процессов, таких как речь и понимание, память и восприятие, счет и конструктивная деятельность и др. Нередко жизнь сталкивает нас с людьми, потерявшими способность говорить и понимать речь окружающих их людей, утратившими навыки счета и счетных операций, с трудом ориентирующимися в пространстве, утратившими представления о «левом» и «правом». Эти люди, в целом с сохранной личностью, правильным поведением, понимающие и остро переживающие свои дефекты, не могут сосчитать деньги, купить товары в магазине, самостоятельно перейти улицу. Данные нарушения получили название «афазия». Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.


На нашем сайте вы можете заказать курсовую работу по макроэкономике. Курсовая работа будет написана быстро и качественно. % оригинальности и квалификацию автора вы можете выбрать сами, для этого нужно заполнить форму заказа.


. Афазия – одна из старейших проблем неврологии, психологии, физиологии. Представления об афазии на основании новых данных дали возможность уточнить определение. Афазия – системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая, прежде всего, коммуникативную функцию речи. При афазии проявляются системные нарушения речевой функции, охватывающие все языковые уровни фонологии: фонетику, лексику, грамматику. Афазия включает четыре составляющие: 1) нарушение собственно речи и вербального общения: 2) нарушение других психических процессов; 3) изменение личности; 4) личностную реакцию на нарушение. Подобные нарушения речевых и интеллектуальных умений и навыков возникают нередко в результате различного рода заболеваний головного мозга (инсульт, черепно-мозговая травма, опухоль мозга и др.). Естественно, что люди, утратившие эти способности, теряют возможность общения с окружающими их людьми, контакта с ними. Все эти дефекты осложняют личную, семейную и в целом социальную жизнь человека. Помощь этим людям, возвращение их к общественной жизни, к труду является одной из важнейших и гуманных задач нашего здравоохранения. В этой связи возникает задача квалифицированной помощи этим людям, восстановления утраченных умений и знаний, нарушенных психических функций, с тем чтобы преодолеть приспособление больного к дефекту и предупредить его инвалидизацию. В начале заболевания в первую очередь решаются задачи лечения больного и нередко – спасения его жизни. Но уже на этапе лечения врачи, психологи, дефектологи исподволь начинают работать с больными в реабилитационных целях. Одним из важнейших требований нейропсихологической реабилитации (НПР) неврологических и нейрохирургических больных является раннее начало реабилитационной работы. Врачи спасают этим людям жизнь, психологи и дефектологи возвращают их к социальной жизни, в семью, к трудовой деятельности, прежде всего, путем восстановления нарушенных психических функций. Задача восстановления нарушенных умений и знаний является не только гуманной, но и социально значимой. Правильно организованная система нейропсихологической реабилитации больных, включающая восстановительное обучение, позволяет вернуть человека не только в окружающую его социальную среду, но и сделать его трудоспособным. Возвращая этот контингент больных к труду, нейропсихологическая реабилитация решает тем самым задачу не только социальной, но и государственной значимости. На пути решения этих важнейших задач стоит ряд трудностей, с которыми сталкиваются практические работники. К этим трудностям, прежде всего, относятся широко распространенная практика эмпирического подхода к вопросам реабилитации больных, все еще имеющее место пренебрежение научными основами при решении практических задач восстановительного обучения, перенос методов обучения (без достаточного научного анализа) из других областей практики, недостаточное и нередко одностороннее знание дефекта, который требуется преодолеть, т. е. отсутствие знаний природы и механизмов возникновения дефекта, его связи с другими психическими процессами, с личностью больного. Эффективность реабилитационных мероприятий, и в том числе восстановительного обучения, прямо связана с высокой квалификацией психолога, врача, логопеда и других специалистов, занимающихся реабилитационной практикой Таким образом, коррекционная работа при различных формах афазии является актуальной темой для исследования. Объект исследования – афазия как речевая патология. Предмет исследования – коррекционная работа при различных видах афазии. Цель данной работы – изучить современные представления об афазии как речевой патологии. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: 1. Рассмотреть исторические аспекты изучения афазии. 2. Изучить различные классификации афазий. 3. Изучить нейропсихологическую классификацию А.Р. Лурия. 4. Показать особенности коррекционной работы по преодолению афазий. Глава 1. Современное представление об афазии

Читать дальше
Даже перед теми больными, которые хорошо адаптируются к дефекту, неотвратимо встают проблемы, связанные с остающимися на долгое время последствиями мозговой катастрофы. Поэтому со временем все большей задачей является приспособления больного к жизни, столь неожиданно изменившейся для него. Усилия близких в этом направлении протекают на фоне лечения, которые, конечно же, еще необходимы. Еще долго будут нужны лекарства, улучшающие обмен веществ в нервных клетках, повышающие активность сосудов, необходимо удерживать на нормальном уровне кровяное давление и другие физиологические параметры. Однако не стоит забывать о самом важном аспекте для больного - о моральной поддержке со стороны близких ему людей, а так же мед персонала и логопеда. Необходимо всегда напоминать ему, что его любят, не смотря на его заболевание, что он остался для них тем же самым и что вскоре он вернется к нормальному образу жизни, стоит лишь немного потерпеть и постараться, и в этом ему будут помогать! Логопеды обучают приемам восстановления речи, инструкторы лечебной физкультуры – умению пользоваться остаточными двигательными возможностями, совершенствовать их. Если роль больного в процессе лечения пассивно, то обучение не возможно без активного, заинтересованного участия пациента. Процесс это длительный, ведь всегда остается возможность совершенствовать свои навыки. Задача родственников – поддержать у больного интерес к занятиям и тренировкам, помня, что их результат сказывается лишь со временем. Итак, болезнь, ее последствия, а особенно двигательная и речевая неполноценность, резко нарушают жизнь больного. Он не в состоянии теперь делать по дому то, что делал раньше, не может больше общаться в том объеме как прежде, с ленами семьи и другими людьми. Такое положение дел приводит к разрушению сложившихся до болезни семейных отношений и устоев в обществе. Овладение доступным видом труда может приблизить больного хотя бы к частичному решению одной из самых важных для него проблем, а именно к проблеме участия в общественно полезной работе. Родственники должны исходить из реального положения дел, не переоценивать и не умолять трудовых возможностей больного. Не надо вселять в него необоснованных надежд, но и не надо убеждать, что отныне будет недоступен труд вообще. Всегда можно найти какое-нибудь дело, которое может стать основным занятием больного и позволит ему не чувствовать себя бесполезным. При коррекции афазий необходимо: 1. С первого дня надо восстанавливать общение больного с помощью речи. Для этого к больному надо относиться как к говорящему человеку, т. е. с ним надо много говорить на близкие для него эмоционально значимые темы, добиваясь ответов на поставленные вопросы. Надо использовать все речевые возможности больного, растормозив для этого потенциально сохранившуюся речь путем работы шепотом, с соблюдением оптимальных, индивидуальных для каждого больного интервалов. Словарь, который осваивается больным, подбирается по эмоциональной и семантической значимости, а не по принципу «фонетической трудности». 2. Для предупреждения развития и укрепления в речи больного агграматизмов, каждое новое слово с первого же дня преподается ему в различных формах. Другими словами, весь восстанавливаемый у больного словарь сразу дается ему в различных фразеологических контекстах. 3. Занятия по восстановлению речи начинаются одновременно с началом активных упражнений лечебной физкультурой и проводятся вначале ежедневно, затем через день, с постепенным расширением круга лиц, с которыми общается больной. Такая организация логопедической работы исключает фиксацию у больного отношения к себе как к человеку, который не сможет овладеть речью. 4. Работа над восстановлением письма и чтения начинается тогда, когда речь больного достаточно восстановилась чтобы можно быть производить фонематический анализ слова. Нередко сохраняющиеся у больного обрывки глобального чтения используются в первое время лишь как психологический стимулятор в моменты, когда больной начинает сомневаться в восстановлении. При расстройствах письма и чтения, в основе которых лежат зрительно-пространственные нарушения, следует широко использовать методику конструкции и реконструкции букв из элементов.
Читать дальше
1. Ахутина Т.В. Нейполингвистический анализ динамической афазии. – М.МГУ, 1975. – 143с. 2. Бадалян Л.О. Невропатология. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 384с. 3. Бейн Э. С. Афазия и пути её преодоления. – Л.: Медицина, 1964. – 227с. 4. Бейн Э.С., Бурлакова М.К., Визель Т.Г. Восстановление речи у больных с афазией. – М.: Медицина, 1982. – 184с. 5. Бейн Э.С., Овчарова П.А. Клиника и лечение афазий. – София, 1970. – 151с. 6. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. – М.: Изд-во ЭКСМОПресс, 2001. – 318с. 7. Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. – М.: Просвещение, 1991. – 192с. 8. Визель Т.Г. Как вернуть речь. Инсульт и нарушения речи. Афазия и ее формы. Дизартрия и ее формы. Восстановление речевой функции. Уход за больными. – М.: В. Секачев, 2005. – 224с. 9. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии – М.: АСТ, 2005. – 240с. 10. Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии. – М.: Медицина. – 1971. – 216с. 11. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия. – М.: Просвещение, 1989. – 528с. 12. Калягин В. А. Логопсихология. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 320с. 13. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968. – 368с. 14. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680с. 15. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. – М.: МГУ, 1969. – 431с. 16. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М.: МГУ, 1975. – 293с. 17. Лурия А.Р. Травматическая афазия. – М.: АМН РСФСР, 1947. – 367с. 18. Лурия А.Р. Функциональная организация мозга. Естественнонаучные основы психологии. – М.: Педагогика, 1978. – 368с. 19. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи / Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 224с. 20. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 448с. 21. Понятийно – терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 400с. 22. Правдина О. В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1973. – 272с. 23. Столярова Л.Г. Афазия при мозговом инсульте. – М.: Мед., 1973. – 218с. 24. Трошин О. В., Жулина Е. В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256с. 25. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989. – 223с. 26. Флерова Ж. М. Логопедия. – Изд. 4-е. Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 320с. 27. Хомская Е.Д. Нейропсихология: 4-е издание.- СПб.: Питер, 2008. – 147с. 28. Храковская М.Г. Резервные способности восстановления высших психических функции у больных с афазией / I Международная конфереция памяти А.Р. Лурия: сб. докладов/ Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной.-М.: РПО, 1998. – 496с. 29. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. – М-Воронеж, 2004. – 424с. 30. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. – М., 1988. – 207с. 31. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. – М., 1972. – 221с. 32. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. – М., 1985. – 327с. 33. Цветкова Л.С. Нейропсихология письма, чтения и счёта. – М.: Юрист, 1979. – 211с. 34. Цветкова Л.С., Торчуа Н.Г. Афазия и восприятие. – Воронеж: Алиса, 1997. – 176с. 35. Шаховская С.Н., Волосовец Т.В., Парамонова Л.Г. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов/Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. III: Системные нарушения речи: Алалия. Афазия. – 431с. 36. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. – М.: «Ассоциация дефектологов», В Секачев, 2000. – 96с. 37. Шохор-Троцкая М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. – М, 2002 – 37с. 38. Шохор-Троцкая М.К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. – М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2002. – 228с. 39. Шохор-Троцкая М.К. Речь и афазия. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, В. Секачев, 2001. – 192с. 40. Шохор-Троцкая М.К. Стратегия и тактика восстановления речи. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, В. Секачев, 2001. – 238с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image