Введение 3 Глава 1 Теоретическое исследование формирования культуроведческой компетенции 5 1.1. Содержание и структура понятия "культуроведческая компетенция" 5 1.2. Значимость формирования культуроведческой компетенции у школьников 9 Выводы по первой главе: 14 Глава 2 Практическое исследование формирования культуроведческой компетенции 15 2.1. Роль учителя в формировании культуроведческой компетенции учащихся 15 2.2. Виды и формы работы учителя-словесника по формированию культуроведческой компетенции 18 Выводы по второй главе: 32 Заключение 33 Список литературы: 35 Приложение 38

Развитие культуроведческой компетенции учащихся средней школы

дипломная работа
Литература
40 страниц
100% уникальность
2012 год
153 просмотров
Лемиш Е.
Эксперт по предмету «Русский язык и культура речи»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1 Теоретическое исследование формирования культуроведческой компетенции 5 1.1. Содержание и структура понятия "культуроведческая компетенция" 5 1.2. Значимость формирования культуроведческой компетенции у школьников 9 Выводы по первой главе: 14 Глава 2 Практическое исследование формирования культуроведческой компетенции 15 2.1. Роль учителя в формировании культуроведческой компетенции учащихся 15 2.2. Виды и формы работы учителя-словесника по формированию культуроведческой компетенции 18 Выводы по второй главе: 32 Заключение 33 Список литературы: 35 Приложение 38
Читать дальше
Тема данной исследовательской работы – «Развитие культуроведческой компетенции учащихся в средней школе». Актуальность проблемы формирования у учащихся культуроведческой компетенции не вызывает сомнений: на наш взгляд, сформированность культуроведческой компетенции является одним из основных критериев языковой личности. Без наличия представлений о развитии культуры, в том числе и языковой, невозможно формирование коммуникативной, лингвистической, языковой компетенций.Все они предполагают усвоение и «присвоение» учащимися определённых знаний о языке, норм его практического использования, этикетных форм поведения в различных речевых ситуациях, что связано с общей культурой человека и его языковым развитием.


Для наших авторов создание презентаций на заказ в Перми не проблема.


. Актуальность избранной темы предлагаемого исследования определяется: - социальной значимостью проблемы формирования культуроведческой компетенции как одного из условий приобщения школьника к ценностям отечественной культуры, развития его духовно-нравственного мира; - недостаточной теоретической разработанностью проблемы сопряжения языка и культуры в обучении русскому языку; - практической необходимостью создания методической системы формирования культуроведческой компетенции. Терминологическая составляющая проблемы, содержание работы по формированию культуроведческой компетенции кажутся понятными учителям-словесникам. Действительно, термин «культуроведческий» часто упоминается в контексте подхода, компетенции, текста, авторы многих статей посвятили свои работы толкованию и разграничению этих понятий. Цель работы – изучить особенности развития культуроведческой компетенции учащихся средней школы. Данная цель определяет постановку следующих специфических исследовательских задач: 1. Раскрыть понятие «культуроведческая компетенция», 2. Обосновать значимость развития культуроведческой компетенции для гармоничного развития личности школьника, 3. Описать возможные формы работы учителя при работе над развитием культуроведческой компетенции школьников. Объектом данной исследовательской работы является культуроведческая компетенция. Предметом – процесс формирования культуроведческой компетенции у школьников на уроках русского языка и литературы. Структура работы определена ее задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Во введении обоснована актуальность и выбор темы, ставятся цель и задачи исследования. Первая глава раскрывает общие понятия по изучаемой теме. В ней рассказывается о роли культуроведческой компетенции и необходимости ее формирования у школьников. Во второй главе описываются и анализируются формы работы учителя при формировании культуроведческой компетенции, раскрывается роль учителя в процессе этой работы. В заключении сделаны выводы о результатах проведенного исследования. Работу завершает список литературы, который включает в себя учебные пособия, статьи в периодических изданиях, а также нормативные акты. Материалы исследования могут быть использованы в качестве дидактического материала при обучении лексике в 5-9 классах, при разработке методических пособий и методических рекомендаций для учителей, научно-практические выводы могут быть учтены при создании учебников и пособий, для совершенствования учебных программ.

Читать дальше
Проследить результаты деятельности учителя в ходе формирования у учащихся культуроведческой компетенции очень сложно. Это невозможно вычислить в каких-то процентах или цифрах. Если опираться на «Требования к уровню подготовки учащихся по русскому языку», а именно по формированию культуроведческой компетенции, то «выпускники основной школы должны: - знать и соблюдать нормы речевого этикета, - уместно использовать паралингвистические средства общения, - объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом значения» В заключении необходимо заметить, что культуроведческая компетенция развивается в широком контексте метапредметных компетенций и личностного результата школьника и не может рассматриваться как отдельная и самостоятельная «точка прорыва» в образовании. Так, аксиологическая компетенция как способность человека ориентироваться в мире ценностей, обусловливает отношение к культуре как ценности. Коммуникативная компетенция, как способность воспринимать и интерпретировать информацию и отвечать своим текстом на авторский текст, создает базовые условия для анализа текста как явления культуры. Когнитивная компетенция способствует формированию уровня знаний, необходимых для вхождения в культуру. Социально-мировоззренческая компетенция формируется в широком контексте культуры и связана с ним напрямую. Способность человека к диалогу, личностность знания, сформированная субъектность учащегося… - все это либо условия, либо результат, либо контекст формирования культуроведческой компетенции. В нашей исследовательской работе мы выяснили, что понимается под термином «культуроведческая компетенция», выявили степень значимости формирования культуроведческой компетенции для школьников. Кроме того, в данной работе мы рассмотрели методы и приемы работы учителя-словесника при формировании культуроведческой компетенции учеников средней школы. Мы рассмотрели разнообразные формы работы, такие как работа с текстом, метод проектов, внеклассная работа по предмету, работа со словарными словами, и другие. Таким образом, мы решили поставленные во введении задачи.Очевидно, что дополнительная разработка данной темы необходима, и она может являться предметом дальнейших научных изысканий. ?
Читать дальше
1. Баранов М.Т. Выбор упражнений для сформирования умений и навыков // Русский язык в школе. — 1993. — № 3. — С. 36 - 38. 2. Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении родному языку: Журнал «Русский язык в школе» № 3, 1993. 3. Дейкина А.Д., Ходякова Л.А. Культуроведческий подход в преподава-нии русского языка: Журнал «Русский язык в школе» № 3, 2003. 4. Дебердеева Т. Х. Статья «К вопросу о формировании культуроведческой компетенции», г. Владимир, ВИПКРО, deberdeevath@gmail/com. 5. Зайцева О.Н. Уроки истории русского языка в школе: Предпрофильное обучение. 9 класс: Методическое пособие для учителя. – Москва: Вербум – М, 2005. 6. Захарова Л.И. Использование культуроведческого материала на уроках русского языка [электронный ресурс] / Захарова Л.И. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/565670/. Дата обращения: 20.04.2012. 7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М., 2001; Стратегия модернизации содержания общего образования. — М., 2001. — С. 12-14. 8. Костомаров В.Г. Жизнь языка. - Москва: Педагогика, 1984. 9. Львова С.И., Александрова О.М., Рыбченкова Л.М. Русский язык в школе: состояние, проблемы и пути их решения: Журнал «Русский язык в школе» № 4, 2003. 10. Митрофанова О.Д., Костомаров В.Г. Методика преподавания русского языка как иностранного. — М., 1990. — С. 19. 11. Организация проектной деятельности в школе: система работы / авт.-сост. С.П. Щербакова и др.- Волгоград: Учитель, 2009. 12. Пахнова Т.М. Развивающая среда как средство приобщения к культуре: Журнал «Русский язык в школе» № 4-5, 2003. 13. Пахомова М.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2003. 14. Пашкова Е.И. Лексика с национально-культурным компонентом значения на уроках русского языка: Журнал «Русская словесность» № 5, 2008. 15. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9классы: проект.- М.: Просвещение, 2010. –( Стандарты второго поколения). 16. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2008. 17. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2006. 18. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений /Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. Ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2007. 19. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М., 1963. 20. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. — М., 1989. — Т. 4. — С. 398, 404. 21. Федеральный базисный учебный план (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312). 22. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (см. приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»). 23. Шанский Н.М. Школьный курс русского языка: Актуальные проблемы и возможные решения // Русский язык в школе. — 1993. — № 2. — С. 7. 24. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957 25. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974 26. Этимологический словарь русского языка для школьников – М.: Дом Славянской книги, 2009.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image