Введение 3
1.Оценка экспортной политики Российской Федерации 4
2.Состояние и динамика экспорта России 11
3. Направления совершенствования структуры экспорта России 18
Заключение 21
Список использованной литературы 24
Читать дальше
Решающую роль преобразования России в одного из крупнейших мировых лидеров в области не только экспорта промышленной продукции с высокой долей добавленной стоимости, но и наукоёмкого экспортоориентированного производства должны сыграть как традиционные исторически сложившиеся конкурентные преимущества страны (крупные запасы минеральных ресурсов), так и развитие целенаправленной государственной политики. Разработка долгосрочной государственной стратегии, комплексно определяющей конкретные установки и ориентиры устойчивого экономического роста; обеспечение преемственности политического курса и стабильности общей социально-политической ситуации в стране; вхождение в глобальную экономику при твёрдом отстаивании национальных интересов; применение конкретных инструментов экономической политики, в т.ч., в сфере внешних связей; создание детально проработанной и прозрачной институциональной и нормативной среды; ускорение процессов инновационного развития страны - вот основные шаги, позволяющие России выйти на качественно новый уровень своего развития.
Вывод может быть один: российское государство обязано найти финансовые ресурсы для диверсификации экономики и проведения макроэкономической политики, в интересах всего общества и укрепления позиции страны на международной арене. Либо государство сумеет изыскать необходимые средства в предстоящие годы, либо нашей стране придется отказаться от идеи эффективного участия в международном разделении труда в новом веке, остаться топливно-энергетическим придатком развитых государств. Именно в этом направлении по существу проявляются их действия: например, по заявлению бывшего премьер-министра Великобритании Мейджора, задача России - быть кладовой ресурсов, необходимых развитым странам, а для их сохранения и использования России достаточного иметь 50 миллионов населения.
Комплексная политика поддержки конкуренции может создать равные условия игры, облегчить выход на рынок более эффективных и способствовать организованному уходу с рынка менее эффективных предприятий, тем самым повышая производительность, а, следовательно, склонность к экспорту. Центральными элементами такой политики должны быть сокращение государственной собственности, более унифицированное, прозрачное и ориентированное на результат регулирование государственной поддержки; упрощение деловой среды, в которой оперируют компании; и содействие развитию конкуренции в сфере услуг и сетевых секторах. Как показывают примеры Австралии и ЕС, такая политика может способствовать росту производительности в России и консолидации российского внутреннего рынка, что позволит российским предприятиям получить дополнительные выгоды от торговли.
В последние годы в России был принят целый ряд экономических мер в поддержку инноваций; при этом особое внимание уделялось воспроизведению опыта Силиконовой долины, о чем свидетельствует, например, создание «Роснано» (государственного фонда, предназначенного для венчурного финансирования) и Сколково (задуманного как «наукоград»). Эти инициативы необходимо подкрепить мерами, направленными на повышение эффективности научно-исследовательской системы России, формирование портфеля инновационных проектов и развитие научно-исследовательского сотрудничества с отечественными и зарубежными компаниями (в том числе, мерами по реформированию системы стимулов для научного сообщества).
Конкуренция и инновации - это источники экономического возрождения, которые, в свою очередь, лежат в основе процесса долгосрочного развития. Реформы, направленные на «смягчение» важнейших сдерживающих ограничений, также будут способствовать повышению производительности российских предприятий и их склонности к экспорту. В долгосрочной перспективе сочетание конкуренции, инноваций и более высокой производительности приведет к расширению ассортимента экспортируемой продукции и таким образом повысит плотность товарного пространства России. Такие инициативы, осуществляемые по принципу «снизу вверх», смогут дополнить существующий подход к диверсификации экспорта (в основном, по принципу «сверху вниз»).
Читать дальше
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М., Юристъ, 1999.
2. Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России. Под ред. Ситаряна С. А. М., Наука, 2003.
3. Атаев А. Механизмы и процедуры финансирования экспорта из бюджетных средств России. БИКИ, № 32-33, 2005.
4. Внешнеэкономические проблемы перехода России на инновационный путь развития. Под ред. Ситаряна С.А. М., Наука, 2003.
5. Внешнеэкономический комплекс России в начале нового тысячелетия. Тенденции и перспективы развития. Сб. научн. Трудов ВНИКИ. Отв. Ред. Тринич А.Ф. М., 2003.
6. Внешняя торговля России на рубеже веков. Под ред. Долгова С.И. М., Экономика, 2001.
7. Гаврилов Н. Росэксимбанк развивает систему гарантийной поддержки национального экспорта. «National Export Today», 2005, №4.
8. Инновации в России. Аналитико-статистический сборник. ЦИП РАН. -М, Наука, 2006.
9. Клинов В.Г. Мировой рынок высокотехнологичной продукции. Тенденции развития и особенности формирования конъюнктуры и цен. -М., Экономика, 2006.
10. Конкурентоспособность России в глобальной экономике. М., Международные отношения, 2003.
11. Международные экономические отношения. Под. ред. Рыбалкина В.Е. -М., 2004.
12. Ростовский Ю.М., Гречков В.Ю. Внешнеэкономическая деятельность. -М., Экономистъ, 2004.
13. Сафонов И.А. Внешнеэкономические связи России со странами Европы в контексте расширения ЕС. М, Экономика, 2003.
14. Спартак А.Н. Россия в международном разделении труда. Выбор конкурентоспособной стратегии. М., МАКС Пресс, 2004.
15. Атаев А.В. Современные тенденции и направления поддержки экспорта за рубежом и в России. Дис. к.э.н. М., ВНИКИ 2005.
Читать дальше