Введение 3 1. Теоретическое обоснование проблемы тревожности и ее проявления в дошкольном возрасте 6 1.1. Феномен тревожности в отечественной и зарубежной психологической науке 6 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР 10 2. Эмпирическое исследование тревожности и ее проявления у старших дошкольников с ОНР 13 2.1. Организация эмпирического исследования 13 2.2. Анализ результатов исследования 14 Заключение 21 Список использованной литературы 23

Тревожность и её проявления у старших дошкольников с ОНР

курсовая работа
Психология
25 страниц
100% уникальность
2012 год
126 просмотров
Бабина Т.
Эксперт по предмету «Социальная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Теоретическое обоснование проблемы тревожности и ее проявления в дошкольном возрасте 6 1.1. Феномен тревожности в отечественной и зарубежной психологической науке 6 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР 10 2. Эмпирическое исследование тревожности и ее проявления у старших дошкольников с ОНР 13 2.1. Организация эмпирического исследования 13 2.2. Анализ результатов исследования 14 Заключение 21 Список использованной литературы 23
Читать дальше
Настоящее время характеризуется увеличением числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социологических потребностей. В «возрастные пики тревожности» тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния.


Всё время занимает подготовка магистерской диссертации в Тюмени ? Work5 поможет освободить время.


. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Особенно важна данная работа для детей с общим недоразвитием речи. Цель работы - изучить особенности проявления тревожности у детей с ОНР по сравнению с нормой. Объект работы – тревожность старшего дошкольника. Предмет работы – тревожность и ее проявление у старших дошкольников с ОНР. Субъектами исследования являются десять респондентов в возрасте от 6 до 7 лет. Выборка исследования включает пять респондентов с сохранными речевыми навыками и умения (два мальчика и три девочки, средний возраст – 6.4)и 5 респондентов с общим нарушением речи IV уровня и один с ОНР III уровня (четыре мальчика и одна девочка, средний возраст – 6.2). Теоретической основой исследования выступают работы таких исследователей, как: В.Н. Астапов, Л.И. Божович, Р.Е. Левиной, А.М. Прихожан, Т.Б. Филичевой и др. Основная гипотеза исследования: уровень тревожности у старших дошкольников без речевых нарушений сравнительно ниже и находится в нормативном диапазоне в сравнении с старшими дошкольниками, имеющими ОНР. Задачи работы: 1. Определить специфику феномена «тревожность» трудах отечественных и зарубежных авторов 2. Определить психолого-педагогические особенности детей с ОНР 3. Спланировать и реализовать эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей тревожности и ее проявления у старших дошкольников. Данная исследовательская работа имеет большое теоретическое и прикладное значение, так как в последнее время психологу центра все чаще приходится находить ответы на вопросы родителей и педагогов о состоянии тревожности детей, например: что делать, если ребенок боится отвечать у доски, волнуется во время выступлений, боится темноты, ощущает чувство страха перед незнакомыми людьми и т.д. Структура и объем работы - работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.

Читать дальше
В соответствии с поставленной в данном исследовании были решены следующие задачи: 1) Выполнен теоретический анализ источников по рассматриваемой проблеме. 2) Исследованы особенности проявлений тревожности у детей старшего возраста в норме и с ОНР. Были установлены причины повышенной тревожности у исследованных дошкольников; В понимании природы тревожности у зарубежных авторов можно проследить два подхода - понимание тревожности как изначально присущее человеку свойство и понимание тревожности как реакции на враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных условий жизни. В отечественной психологии большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать ее дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики. Данная исследовательская работа имеет большое теоретическое и прикладное значение, так как в последнее время психологу центра все чаще приходится находить ответы на вопросы родителей и педагогов о состоянии тревожности детей, например: что делать, если ребенок боится отвечать у доски, волнуется во время выступлений, боится темноты, ощущает чувство страха перед незнакомыми людьми и т.д. Количество таких вопросов неуклонно растет, так как проблемы нарастают, и психолог призван оказать своевременную психологическую помощь: провести диагностику, выработать рекомендации и основные направления коррекционно-развивающей работы. При работе по коррекции тревожности важен принцип комплексного подхода. Коррекционно-развивающая работа будет эффективной лишь при совместной работе психолога, педагога и родителей. Именно в старшем дошкольном возрасте возможна коррекция отклонений в личностном росте, т.к. тревожность является одним из тормозов успешности гармоничного развития личности старшего дошкольника, поэтому так важна работа психолога именно в этом направлении. Таким образом, на основании проделанной работы мы можем заключить, что основная гипотеза исследования подтверждается, то есть уровень тревожности у старших дошкольников без речевых нарушений сравнительно ниже и находится в нормативном диапазоне в сравнении с старшими дошкольниками, имеющими ОНР.
Читать дальше
1. Астапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал, 1992г. т. 13 №5 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) М., Просвещение, 1968 с. 231-235 3. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. // Вопросы психологии, 1969г., №1 4. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей //Специальная школа. 1967. №2(122). 5. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование - 1988 №2 - с. 15 6. Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1994 – C.72 7. Суворова В. В. Психофизиология стресса. – М., 1975г. – C. 82 8. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи // Логопедия. / Под ред. Волковой Л.С. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов. Том 5. - М., 2003 9. Фрейд З. психология бессознательного. - М.; 1989 - с. 57 - 104 10. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов, 1997 - с. 84 11. Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.60-64.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image