Введение 3
1. Теоретическое обоснование проблемы внимания у детей с общим недоразвитием речи 5
1.1. Общая характеристика общего недоразвития речи 5
1.2. Особенности внимания детей с общим недоразвитием речи 11
2. Эмпирическое исследование особенностей внимания старших дошкольников с общим недоразвитием речи 16
2.1. Организация эмпирического исследования 16
2.2 Результаты исследования внимания у дошкольников с ОНР 18
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Читать дальше
Общее недоразвитие речи - это речевая патология, при которой нарушены
все компоненты речевой системы (фонетика, фонематика, лексика, грамматика,
связная речь) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.
Нарушение речи оказывает влияние на развитие интеллектуальной, волевой и
сенсорной сфер.
По мнению Р.Е. Левиной, одной из причин возникновения общего
недоразвития речи является нарушение внимания.
Внимание является базовым психическим процессом, «питающим» все другие
психические функции и виды деятельности. Внимание обеспечивает
организованный и целенаправленный отбор поступающей информации,
избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на
объекте или деятельности, а также направленность и избирательность
познавательных процессов. Вниманием определяется точность и детализация
восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и
продуктивность мышления и воображения. Таким образом, от внимания зависят
качество и результаты функционирования всей познавательной системы.
Выводы:
1. У дошкольников с общим недоразвитием речи, по сравнению с детьми в
нормативном развитии, недостаточно сформированы речь, словесно-логическое
мышление, зрительное восприятие, пространственные представления,
координация движений, память. Внимание характеризуется неустойчивостью,
быстрой истощаемостью, снижением объема, трудностями переключения и
распределения.
2. Результаты практического изучения внимания у дошкольников с ОНР
показали, что из двенадцати человек, только у троих детей (Маргарита А.,
Владислав З., Денис К.) средний уровень переключения и распределения
внимания. У всех остальных детей (Екатерина Г., Денис Е., Татьяна К.,
Кирилл К., Дмитрий М., Семен М., Роман М., Елизавета П., Егор Х) низкий и
очень низкий уровень развития переключения, распределения, продуктивности,
устойчивости и объема внимания.
4. Внимание - это одна из важнейших психических функций, которая
связана с умственным развитием ребенка и с познавательной деятельностью.
Развитие внимания зависит от позиции взрослого в общении с ребенком,
от организации деятельности дошкольника. Режим дня служит внешним средством
ее организации, облегчает переключение, распределение, концентрацию
внимания.
Читать дальше
1. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - с.3-203
2. Волкова Л.С.Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи //
Логопедия. – М.: Гуманитарный изд.ценр ВЛАДОС, 2004. – С.513 – 524.
3. Вопросы логопедии. Недостатки речи, чтения и письма у учащихся младших
классов / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Издательство академии
педагогических наук РСФСР, 1959. – 322с.
4. Дубровина, И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб.
заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A. M. Прихожан; Под ред.
И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 464
5. Калягин, В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М.: Академия, 2006. -
320 с.
6. Кобзарева, Л.Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко
выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения:
Практ. пособие / Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина. - Воронеж:
Учитель, 2001. - 80 с.
7. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред.
Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
— 680 с.
8. Матюхина М. В, Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и
педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов.
по спец. № 2121 "Педагогика и методика нач. обучения"/М.В. Матюхина,
Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.:
Просвещение, 1984. - 256с.
9. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях /
С.А. Миронова. – М.: Просвещение, 1991. – 208с.
10. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. пед. учеб.
заведений / Л.В. Кузнецовой, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под
ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2002. - 480 с.
11. Специальная дошкольная педагогика / Е.А.Стребелева, А.Л. Венгер, Е. А.
Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр
«Академия», 2002. – 312с
12. Филичева Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-
фонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. – М.:
МГОПИ, 1993. – 72с.
13. Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления / Серия
"Учебники для высшей школы". - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 608 с.
14. Черкасова, Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой
функции (диагностика и коррекция): Учебное пособие для студентов
педагогических университетов по специальности "Дефектология". - М.:
АРКТИ, 2003. - 192 с
Читать дальше