Теперь, в соответствии с поставленной целью, сформулируем основные выводы нашей работы.
Безработица и иммиграция – «слабые места» экономической модели ФРГ. В настоящее время ФРГ является импортером рабочей силы. В конце 90-х годов Германия приняла более половины миграционных потоков ЕС, подписала с рядом стран соглашения о привлечении сезонной и временной рабочей силы. На сегодняшний день иностранцы составляют почти десятую часть населения страны.
Миграционные процессы в Германии обусловлены в основном экономическими причинами: высокие заработная плата и уровень развития производства привлекают в страну большое количество иностранных рабочих, а экспорт трудовых ресурсов связан главным образом с вывозом капитала.
Большое значение для развития немецкого производства имеет временная миграция, в то время как ассимиляционная ограничивается правительством Германии и, как правило, не способствует удовлетворению спроса на рабочую силу в стране.
В настоящее время в Германии трудятся свыше 2 миллионов иностранцев, без которых ее экономика не может обойтись. При этом в стране насчитывается 1,2 миллиона вакантных мест, а безработица составляет 8% трудоспособного населения, что эквивалентно 4 миллионам человек (часть безработных этой цифрой не учитывается, поскольку они замаскированы досрочным выходом на пенсию, мерами по переквалификации или социальной помощи). Каждый четвертый переселенец приехал в ФРГ из стран Евросоюза. Примечательно, что среди иммигрантов, число которых в 2000 году достигло 7,3 миллиона человек, доля безработных и получателей государственных трансфертов выше, чем среди коренного населения страны.
Недостаток труда в Германии обусловлен тем, что труд просто слишком дорогой. Высокий уровень безработицы среди малоквалифицированной рабочей силы можно рассматривать, как плату за успешное сопротивление германских профсоюзов попыткам дифференцировать оплату труда, поставив ее в зависимость от уровня квалификации. Иначе говоря, безработицу, как среди коренного населения, так и среди иммигрантов, стимулирует «слишком великодушная система социального обеспечения», в то время как «социальная помощь должна стимулировать деятельность, а не праздность». Полная занятость может быть обеспечена только реформированием рынка труда: большей дифференциацией заработной платы, а также большей свободой в области политики ее формирования. Поэтому опасения в частности Шредера, что в результате трудовой миграции граждане Германии потеряют рабочие места, необоснованно. К тому же разрешение на трудоустройство выдается иностранным гражданам в основном при наличии вакантных мест.
Последствия иммиграции в Германию неоднозначны. С одной стороны, она позволяет решить проблему старения населения. Примерно через 30 лет количество пожилого населения вдвое превысит долю молодежи. Прогрессирующее демографическое «старение» населения Германии таит серьезные проблемы. Они касаются экономической динамики и солидарности поколений. Происходит «столкновение» приезжей молодежи и местного пожилого населения. Иммигранты, занимая рабочие места, вызывает недовольство коренных жителей. Иммиграция положительно сказывается на рынке труда и системах социального обеспечения. Таким образом, тенденция увеличения числа иммигрантов обуславливается высоким качеством жизни, безопасности, потребностями в рабочей силе, перспективами и решениями демографической ситуации.
При этом население страны стареет и сокращается, а потоки мигрантов увеличиваются. Возникает необходимость в приспособлении к новым реалиям, экономики, инфраструктуры, социального обеспечения. Создаются и обновляются законодательные акты, регулирующие потоки миграции, правила въезда в страну и получение гражданства. В миграционном законодательстве отмечена тенденция к переносу акцентов с «гастарбайтеров» на «новых граждан», остающихся в стране надолго, хорошо образованных, молодых, активных. Для решения этой задачи Германии придется привлекать иммигрантов в конкурентной борьбе с другими индустриально развитыми странами.
Итак, несмотря на высокий уровень развития производительных сил и широкое использование в производстве трудосберегающих технологий, на современном этапе в Германии ощущается острый недостаток рабочей силы. Это объясняется комплексом причин: особенность международной специализации Германии предполагает наличие высококвалифицированных работников, но в силу проблемной демографической ситуации и недостатков системы социального обеспечения, коренное население страны не обеспечивает достаточное количество трудовых ресурсов, поэтому правительство Германии проводит политику привлечения квалифицированной рабочей силы из-за рубежа.
С другой стороны, Германия, как страна с высоким уровнем жизни и благоприятными социально-экономическими условиями, находясь в центре Европы, привлекает огромное количество иммигрантов из различных стран мира. Как следствие, имеет место и политика сдерживания иммиграционных потоков. Что касается экспорта рабочей силы Германией, то этот процесс не является масштабным и связан главным образом с временным выездом немецких специалистов в результате экспорта капитала (прямые инвестиции), а также в рамках различных научно-исследовательских программ наднационального уровня.
Поэтому, ввиду высокой значимости фактора труда для обеспечения устойчивого развития страны, в Германии осознают политику миграции как политику будущего, разработка и реализация которой в значительной степени определяет перспективы качественного улучшения производственного процесса и становления новой экономики.