Введение 3
1. Понятие и специфические особенности социального поведения подростков 5
1.1. Понятие и сущность социального поведения 5
1.2. Особенности социального поведения со сверстниками в подростковом возрасте 7
2. Эмпирическое исследование особенностей социального поведения подростков на примере общения 14
2.1. Планирование и организация исследования 14
2.2. Анализ и интерпретация данных исследования 16
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Читать дальше
Российские и зарубежные психологи выдвигают различные психологические
подходы к проблеме общения в подростковом возрасте, в частности. Существует
множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий. Авторы едины в
одном — общение в подростковом необходимо, оно может воздействовать на
характеристики психических процессов, психических состояний и свойств
человека, изменять их и перестраивать. В процессе общения личность
возникает, развивается и самоутверждается. В процессе общения
вырабатываются коммуникативные умения и навыки, формируются знания об
окружающих и о собственном «Я» путем сравнения. Став активной зрелой
личностью, человек через общение влияет на других не только налаживанием
контактов с различными людьми и передачей им информации, но и передачей
себя, своей личности.
Общение - главная потребность подростков. Во-первых, общение со
сверстниками - очень важный канал информации. Во-вторых, это специфический
вид механических отношений. В-третьих, это специфический вид эмоционального
контакта. В связи с этим подросток стремиться: устанавливать теплые,
содержательные отношения с окружающими; знакомиться с новыми, интересными
людьми; быть принятым и признанным в социальных группах; устанавливать
гетеросексуальные контакты; принимать и практиковать модели отношений с
противоположным полом; осваивать поведение, характерное для своего пола.
Экспериментально-практическая работа, проведенная в 6 «б» классе МОУ
«Х» г. N, показала, что референтной группой для данных подростков является
в большинстве случаев их сверстники. Значимость общения со сверстниками
отмечают 58,3% (14 человек).
Большинство членов коллектива чувствуют себя комфортно, отмечают
взаимопонимание, поддержку, доброжелательность в классе. Но некоторые члены
чувствуют себя не комфортно (в среднем 20,8%), отмечают конфликтность в
классе, нетерпимость к другому мнению, безразличие к совместной
деятельности, равнодушие к успехам и неудачам товарищей. Дружелюбное
отношение к одноклассникам отмечает 58,3%, а несогласие в коллективе - 62,5
%, неудовлетворены взаимоотношениями в классе — 54,2%; успешность класса
выделили лишь - 33,3%.
Таким образом, основная гипотеза нашего исследования подтверждается,
то есть: в рамках социального поведения подростков наибольшее значение
имеет общение, а также в качестве референтной группы выступает коллектив
сверстников.
Читать дальше
1. Абрамова Г.Е. Психологическое консультирование: теория и опыт. – М.:
Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с.
2. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: схемы: М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. - 2008.
3. Андриенко, Е.В.Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений/ Е.В. Андриенко; под ред. В. А. Сластенина. - М.:
Академия, 2002. - 264 с.
4. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и
практики. / Науч.-исслед.ин-т общей и педагогической психологии Акад.
пед.наук СССР. – М.: Педагогика, 1991. – 232 с.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. Для студ. Вузов. - 2-е
изд., - М.: Логос. - 2007.
6. Клейберт Ю.А. Психология девиантного поведения // Вопросы психологии.
– 1997. - № 5. С.141.
7. Коваленко, С.В. Психологические детерминанты развития межличностных
отношений в подростковом возрасте// Психология обучения. - 2007 - №9.
- с.64-72
8. Кон И.С. "Психология ранней юности". М., "Просвещение", 1989 - 256
стр.
9. Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста. - М.: Изд-во Эксмо,
2009.
10. Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб.пособие для студ. высш. учеб.
заведений/ А.В.Мудрик . - М.: Академия, 2004. - 300 с.
11. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Издательский центр
«Академия», 2009. – 184 с.
12. Мухина, В.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. - М.:
Академия, 2000 г.
13. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. – М.:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. – 528 с.
14. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: учеб.
пособие. - М.: ТУ Сфера, 2009 г
15. Петрова О.О. Возрастная психология: Конспект лекций. - Ростов н/Д.:
Феникс. - 2004.
16. Практическая психология образования/ под. Ред. И.В. Дубровиной. - М.:
1998.
17. Прейскурант Е.П. К вопросу о стратегиях социально-педагогической
превенции девиантного поведения подростков // Дети группы риска. С-П.
1998. – С.129-130.
18. Психология подростка: учеб. / под ред. А. А. Реана . - СПб. Прайм-
Еврознак, 2006. - 480 с.
19. Рогов, Е.И. Психология общения/ Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2001. -
335с.
20. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для
студентов высших пед. учебных заведений. – 3-е изд., перераб. и допол.
– М,: Издательский центр «Академия», 2008. – 336 с.
21. Эльконин, Д.Б.Психология развития: учеб. пособие для студ. вузов по
спец. "Психология"/Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2001. - 144 с.
-----------------------
[1] Психология подростка: учеб. / под ред. А. А. Реана . - СПб. Прайм-
Еврознак, 2006. – С. 274
[2] Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб.пособие для студ. высш. учеб.
заведений/ А.В.Мудрик . - М.: Академия, 2004. - 276
Читать дальше