Нынешний кадровый рынок в информационной технологии напоминает эпоху
всеобщего дефицита с ее длинными очередями. И работодатель, подбирая
квалифицированного специалиста, оказывается около полупустого прилавка.
Спрос превышает предложение: рынку не хватает узкоспециализированных и
бизнес ориентированных кадров, они буквально на перечет. Поэтом организации
вынуждены заботиться о подготовке собственных кадров и усиленно
инвестировать в них информационных технологиях.
Темпы развития телекоммуникационного рынка в России таковы и
конкуренция на нем столь высока, что действующие игроки столкнулись с явным
дефицитом квалифицированных кадров. На нехватку и трудности с поиском
специалистов жалуются не только организации, но и директора, особенно
крупных холдингов с филиалами организации.
Квалифицированных специалистов в сфере инновационных кадровых
технологий на всех катастрофически не хватает. И это становится важным
фактором конкурентоспособности бизнеса. Впрочем, кадровый дефицит -
проблема не только российского рынка информационных кадровых технологий.
Специалистов не хватает во всех странах, расположенных к западу от
России, дефицит квалифицированных сетевых специалистов отмечается
практически во всех исследованных странах, и в будущем он будет только
возрастать. Сфера образования не успевает за рынком, и к 2008 году
европейским предприятиям и организациям будет не хватать около полумиллиона
профессионалов в сфере сетевых технологий. Между тем до 2010 года четверть
ВВП стран ЕС и 40% роста производительности труда будут достигнуты именно
благодаря сектору инновационной кадровой технологии.
Россия в кадровом рейтинге занимает пока 16-е место с дефицитом в 11
тыс. 400 сетевых специалистов, но уже к 2008 году она опустится до 25-го
места, а дефицит возрастет до 60 тыс. человек (24,5%). Но не хватает не
только сетевых инженеров, в дефиците также менеджеры по продажам
информационных технологий продуктов и услуг, программисты, руководители
проектов, архитекторы баз данных, специалисты по ERP-системам.
Именно эти специалисты, согласно совместному исследованию рынка труда
в сфере инновационной кадровой технологии сейчас наиболее востребованы. И
требуются не просто специалисты с высоким уровнем знания бизнеса и опытом
работы в разных областях, поскольку бизнес знания становятся все более
важными для принятия инвестиционных решений в сфере инновационных кадровых
технологий.
Дефицит кадров и рост уровня зарплат профессионалов сопровождается их
искусственным завышением, зачастую специалист с небольшим один-два года
опытом работы и еще не развитыми самостоятельными навыками переоценивает
свою ценность на рынке. Бывают случаи, когда человек публикует два варианта
своего резюме: например, на менеджерскую позицию среднего уровня в
информационной технологической службе и на позицию консультанта по ERP, при
этом ожидаемый уровень дохода во втором случае на 25–30% выше, чем в
первом. Опыт показывает, что кандидаты с завышенной самооценкой труднее
включаются в деятельность организации.
Технические специалисты сейчас больше всего стремятся получить
очередную квалификационную степень, развитие же компании-работодателя их
мало интересует, жалуется директор по работе с кадрами компании, а многие
из них останавливаются в своем профессиональном росте на уровне инженеров-
проектировщиков, способных действовать в рамках своей узкой специализации.
Между тем происходящие качественные изменения технологического
информационного рынка требуют не только знания технологий, которые
использует заказчик, но и умения интегрироваться в его бизнес, чтобы
предлагать адекватные решения. Так что нынешняя ситуация с инновационными
кадрами выглядит довольно печально.
Зато активное развитие переживает рынок услуг по подбору персонала, по
результатам уже упоминавшегося исследования, его объем сейчас в сфере
инновационных технологий составляет $6,4 млн., а может достигнуть $42 млн.,
если все организации, потенциальные клиенты кадровых агентств, будут
подбирать через них около 70% персонала. Проникновение рекрутмента в
индустрии инновационной кадровой технологии довольно велико: в 2005 году
55% компаний пользовались услугами кадровых агентств, тогда как в 2004 году
этот показатель был равен 32% .
В ход пошли и самые современные кадровые технологии организаций,
например, довольно активно пользуются услугами по массовому подбору,
лизингу персонала и аутстаффингу. Довольно часто крупные компании, особенно
производители потребительских продуктов, не хотят отвлекаться на
вспомогательные функции, в частности создавать у себя большие кадровые
отделы, и часть задач отдают сторонним подрядчикам. Компании же, берущие на
аутсорсинг какую-либо функцию, заодно «аутсорсят» и персонал, который эту
функцию обеспечивает. Правда, это бизнес не кадровых агентств, а крупных
информационный технологий организаций.
Безусловно, организации стремятся удерживать у себя профессионалов
любой ценой, особенно хороши в борьбе за лучшие кадры специальные программы
обучения и комплексные мотивационные пакеты. Наполнение мотивационного
пакета зависит от статуса сотрудника, что свидетельствует о достаточно
четко выстроенной мотивационной политике в большинстве инновационных
технологий организации.
В целом же компенсационный пакет один из самых полных среди всех
российских отраслей: медицинская страховка, оплата мобильного телефона и
питание стали для него уже привычными атрибутами, каждая третья
обеспечивает своим сотрудникам возможность заниматься спортом, а также, в
качестве фактора долговременного удержания, выдает кредиты.
Нужно заметить, что хорошими специалистами сразу не становятся,
поэтому компании, нацеленные на долгосрочное развитие, инвестируют
значительные средства в свой персонал, и прежде надо понять, кого и зачем
удерживать специалистов, носителей уникальных компетенций или социальных
ролей в компании совсем немного.
В условиях кадрового дефицита и хронического отставания системы
образования от потребностей рынка у организаций остаются два пути решения
кадрового вопроса: переманивать специалистов у конкурентов, рискуя в свою
очередь оказаться в положении брошенного, или пытаться вырастить их внутри
компании. Хотя это длинный путь, но, по-видимому, наиболее подходящий для
организации.