Введение 3 1. Теоретическое обоснование проблемы фонематического восприятия у детей с ФФНР 5 1.1. Понятие и сущность фонематического восприятия 5 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФНР 7 1.3. Особенности фонематического восприятия детей с ФФНР 14 2. Эмпирическое исследовании особенностей фонематического восприятия у детей с ФФНР 22 2.1. Организация исследования 22 2.2. Анализ результатов исследования 22 Заключение 38 Список использованной литературы 41 Приложение А 44 Приложение Б 45

Особенности фонематического восприятия у детей с ФФНР

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
100% уникальность
2012 год
137 просмотров
Романов А.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Теоретическое обоснование проблемы фонематического восприятия у детей с ФФНР 5 1.1. Понятие и сущность фонематического восприятия 5 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФНР 7 1.3. Особенности фонематического восприятия детей с ФФНР 14 2. Эмпирическое исследовании особенностей фонематического восприятия у детей с ФФНР 22 2.1. Организация исследования 22 2.2. Анализ результатов исследования 22 Заключение 38 Список использованной литературы 41 Приложение А 44 Приложение Б 45
Читать дальше
Нарушения речи многообразны. Они имеют различное выражение и зависят от причины и структуры дефекта. С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р.Е. Левина, Н.


Многим нужны ответы на экзамен , заказать их выполнение можно на сайте Work5.


.X. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико- артикуляционными признаками. Эти дети относятся к категории детей с фонетико-фонетическим недоразвитием речи. В эту категорию относят детей с ринолалиями функциональными и смешанными дислалиями и легкой формой дизартрии. Недоразвитие фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, письмом и чтением и как следствие программой начального обучения в целом. Таким образом, становится ясно, что вопросы изучения особенностей логопедической работы по преодолению несформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН приобрели особую актуальность. Проблема исследования. Полноценное развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН является одним из условий эффективности коррекции данных речевых нарушений, а также обучения и дальнейшей социализации в обществе детей данной категории. Но, к сожалению, технология данного процесса остается недостаточно разработанной. Цель работы – определить специфику фонематического восприятия у детей с ФФНР Объект работы – фонематическое восприятия Предмет работы – особенности фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФНР Задачи работы: 1. Определить специфику фонематического восприятия 2. Осуществить психолого-педагогическую характеристику детей с ФФНР 3. Определить особенности фонематического восприятия у детей с ФФНР 4. Спланировать и реализовать эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей фонематического восприятия детей с ФФНР 5. Осуществить анализ результатов исследования Структура работы соответствует цели и задачам исследования и включает введение, две основные главы, заключение, список использованной литературы и приложение.

Читать дальше
В основе ФФНР лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме. Система фонем оказывается у ребенка не полностью сформированной (редуцированной) по своему составу. Ребенок не опознает тот или другой акустическический или артикуляторный признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или другого признака звук узнается неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов. Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему. В ходе подготовки к эксперименту нами были проанализированы методики предложенные Волковой Л.С., Голубевой Г.Г. Коноваленко В.В., Коноваленко В.С. После этого нами были выбраны наиболее эффективные, на наш взгляд методики, на основе которых в дальнейшем был построен констатирующий эксперимент. В ходе анализа данных полученных в результате констатирующего эксперимента нами было выяснено, что у детей с ФФНР имеются нарушения фонематического восприятия следующего характера: . Нарушение фонематического восприятия распространяется не на все звуки которые отсутствуют, заменяются или смешиваются в речи конкретного ребенка. . 37,5% детей имеют нарушения восприятия только тех звуков, которые заменяются или смешиваются у них в речи; . У 62,5% детей кроме того имеют место нарушения фонематического восприятия звуков которые правильно произносятся как в изолированном варианте, так и в речевом потоке, но различаются тонкими акустическими или артикуляторными признаками. . Нарушения фонематического восприятия наблюдаются при любом предъявлении материала (в изолированном варианте, слоговых, цепочках, при предъявлении слов для дифференциации и самостоятельном отборе картинок на заданный звук); . В некоторых случаях имеет место завуалированный дефект фонематического восприятия, при относительном благополучии фонетического произношения, оказывается нарушенным восприятие большого количества звуков. Однако в большинстве случаев имеется зависимость, чем больше звуков нарушено в произношении, тем больше и в восприятии. . Наиболее часто наблюдается нарушение восприятия аффрикат ц -87,5% и ч – 87,5 % что связано как с артикуляционными так и с аккустическими трудностями восприятия данных звуков. Как правило эти звуки воспринимаются детьми как один из звуков входящих в их состав (ц- как т или с, ч как ть) . 75% детей имеют нарушение восприятия твердости и мягкости шипящих звуков ш и щ, . 37,5% детей имеют нарушение восприятия р – л . 75% детей испытывают затруднения при дифференциации звуков по звонкости – глухости. . У 37,5% детей наблюдаются трудности при дифференциации гласных у- ю (йу воспринимают как у), а-я ( йа как а), о-ё ( йо как о). . 100% детей не могут отличить правильное произношение от нарушенного в том случае если имитируется их собственный произносительный дефект ребенка; . 50% детей могут отличить правильное произношение от нарушенного в том случае если имитируется дефект отсутствующий в их речи и на правильно воспринимаемых ими звуках. . 50% детей способны выделить звук из начала и конца слова как в прямом, так и в обратном слоге, 25% только в обратном слоге в начале и конце слова, 37,5% если звук находится в середине слова и 25% не владеет элементарной формой звукового анализа. . Дети с ФФНР нуждаются в целенаправленной коррекционно-развивающей работе по развитию фонематического восприятия. Эффективная коррекционная работа невозможна без тщательного выявления особенностей фонематического восприятия Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные доказывают, что предположение о том, что у детей с ФФНР будет наблюдаться недоразвитие процессов фонематического восприятия верна.
Читать дальше
1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно- методическое пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: Детство- пресс, 2005. — 48 с. 2. Базжина Т. В. Становление речи и усвоение языка ребенком. - М.: Изд. Московского университета, 1985. 3. Белякова Л.И. Специальная педагогика. М: Владос 2006г 400с 4. Бельтюков В. И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1984. - № 5. 5. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968. 6. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. - М.: Астрель, 2006. 7. Волкова Л. С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Владос, 2004. 8. Волкова Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей. М: Изд-во «Сайма», 1993г 300с 9. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - СПб.: Изд. РГПУ, 2008. 10. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Спб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000,270с 11. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб. - метод. пособие. - М.: Соц. Полит. журн., 1994.] 12. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. 13. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа, 1967, вып. 2 (122). 14. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. - СПб.: Питер, 2008. 15. Львов М. Р. Основы теории речи : учеб. пособие / М. Р. Львов. - М.: Академия, 2000. - 248 с. 16. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. Москва. Педагогика. 1995г- 360с 17. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р. Е. Левиной М.: «Просвещение» 1967. 18. Правдина О. В. Логопедия. Учебное пособие для дефектологических факультетов педвузов. М.: «Просвещение»,1969. 19. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. - СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 32 с. 20. Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. – М.: Просвещение,1988. 21. Усанова О.Н. Специальная психология. Спб: Питер 2006г 400с 22. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. - М.: Изд. Института психотерапии, 2001. - 240 с. 23. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 80 с. 24. Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного звукопроизношения» - М.: Просвещение,1989. 25. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». – М.: Просвещение, 1989, - 239 с 26. Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. – М.: Просвещение,1988. 27. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи : учеб. пособие. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 240 с. 28. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи : учеб. пособие. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 240 с. 29. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А.Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с. 30. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Вопросы психологии восприятия и мышления / Отв. ред. Б. М. Теплов. – М.: – Л., 1948. 31. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М.: 1969. 32. Якобсон Р. Избранные работы. - М.: 1985.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image