Введение 3
1. Теоретическое обоснование проблемы фонематического восприятия у детей с ФФНР 5
1.1. Понятие и сущность фонематического восприятия 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФНР 7
1.3. Особенности фонематического восприятия детей с ФФНР 14
2. Эмпирическое исследовании особенностей фонематического восприятия у детей с ФФНР 22
2.1. Организация исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования 22
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Приложение А 44
Приложение Б 45
Читать дальше
В основе ФФНР лежит недостаточная сформированность фонематического
слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в
состав слова фонем, сличения акустических признаков звуков и принятие
решения о фонеме. Система фонем оказывается у ребенка не полностью
сформированной (редуцированной) по своему составу. Ребенок не опознает тот
или другой акустическический или артикуляторный признак сложного звука, по
которому одна фонема противопоставлена другой. Вследствие этого при
восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе
общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или другого
признака звук узнается неправильно. Это приводит к неправильному восприятию
слов. Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому
говорящему, так и слушающему.
В ходе подготовки к эксперименту нами были проанализированы методики
предложенные Волковой Л.С., Голубевой Г.Г. Коноваленко В.В., Коноваленко
В.С. После этого нами были выбраны наиболее эффективные, на наш взгляд
методики, на основе которых в дальнейшем был построен констатирующий
эксперимент.
В ходе анализа данных полученных в результате констатирующего
эксперимента нами было выяснено, что у детей с ФФНР имеются нарушения
фонематического восприятия следующего характера:
. Нарушение фонематического восприятия распространяется не на все
звуки которые отсутствуют, заменяются или смешиваются в речи
конкретного ребенка.
. 37,5% детей имеют нарушения восприятия только тех звуков,
которые заменяются или смешиваются у них в речи;
. У 62,5% детей кроме того имеют место нарушения фонематического
восприятия звуков которые правильно произносятся как в
изолированном варианте, так и в речевом потоке, но различаются
тонкими акустическими или артикуляторными признаками.
. Нарушения фонематического восприятия наблюдаются при любом
предъявлении материала (в изолированном варианте, слоговых,
цепочках, при предъявлении слов для дифференциации и
самостоятельном отборе картинок на заданный звук);
. В некоторых случаях имеет место завуалированный дефект
фонематического восприятия, при относительном благополучии
фонетического произношения, оказывается нарушенным восприятие
большого количества звуков. Однако в большинстве случаев имеется
зависимость, чем больше звуков нарушено в произношении, тем
больше и в восприятии.
. Наиболее часто наблюдается нарушение восприятия аффрикат ц
-87,5% и ч – 87,5 % что связано как с артикуляционными так и с
аккустическими трудностями восприятия данных звуков. Как правило
эти звуки воспринимаются детьми как один из звуков входящих в их
состав (ц- как т или с, ч как ть)
. 75% детей имеют нарушение восприятия твердости и мягкости
шипящих звуков ш и щ,
. 37,5% детей имеют нарушение восприятия р – л
. 75% детей испытывают затруднения при дифференциации звуков по
звонкости – глухости.
. У 37,5% детей наблюдаются трудности при дифференциации гласных у-
ю (йу воспринимают как у), а-я ( йа как а), о-ё ( йо как о).
. 100% детей не могут отличить правильное произношение от
нарушенного в том случае если имитируется их собственный
произносительный дефект ребенка;
. 50% детей могут отличить правильное произношение от нарушенного
в том случае если имитируется дефект отсутствующий в их речи и
на правильно воспринимаемых ими звуках.
. 50% детей способны выделить звук из начала и конца слова как в
прямом, так и в обратном слоге, 25% только в обратном слоге в
начале и конце слова, 37,5% если звук находится в середине слова
и 25% не владеет элементарной формой звукового анализа.
. Дети с ФФНР нуждаются в целенаправленной коррекционно-развивающей
работе по развитию фонематического восприятия. Эффективная
коррекционная работа невозможна без тщательного выявления
особенностей фонематического восприятия
Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные доказывают, что
предположение о том, что у детей с ФФНР будет наблюдаться недоразвитие
процессов фонематического восприятия верна.
Читать дальше
1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-
методическое пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: Детство-
пресс, 2005. — 48 с.
2. Базжина Т. В. Становление речи и усвоение языка ребенком. - М.: Изд.
Московского университета, 1985.
3. Белякова Л.И. Специальная педагогика. М: Владос 2006г 400с
4. Бельтюков В. И. О закономерностях развития речевой функции в
онтогенезе // Вопросы психологии. - 1984. - № 5.
5. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.,
1968.
6. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. - М.: Астрель, 2006.
7. Волкова Л. С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. 5:
Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Владос, 2004.
8. Волкова Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей. М: Изд-во
«Сайма», 1993г 300с
9. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - СПб.:
Изд. РГПУ, 2008.
10. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у
дошкольников. Спб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000,270с
11. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб. - метод.
пособие. - М.: Соц. Полит. журн., 1994.]
12. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр
«Академия», 2002.
13. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей //
Специальная школа, 1967, вып. 2 (122).
14. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. - СПб.: Питер, 2008.
15. Львов М. Р. Основы теории речи : учеб. пособие / М. Р. Львов. - М.:
Академия, 2000. - 248 с.
16. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. Москва.
Педагогика. 1995г- 360с
17. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р. Е. Левиной М.:
«Просвещение» 1967.
18. Правдина О. В. Логопедия. Учебное пособие для дефектологических
факультетов педвузов. М.: «Просвещение»,1969.
19. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического
восприятия и навыков звукового анализа. - СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000.
– 32 с.
20. Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. – М.:
Просвещение,1988.
21. Усанова О.Н. Специальная психология. Спб: Питер 2006г 400с
22. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. - М.: Изд.
Института психотерапии, 2001. - 240 с.
23. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим
недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для
логопедов и воспитателей. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 80 с.
24. Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного звукопроизношения» -
М.: Просвещение,1989.
25. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения:
Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец.
№ 03.08 «Дошк. воспитание». – М.: Просвещение, 1989, - 239 с
26. Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. – М.:
Просвещение,1988.
27. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи : учеб.
пособие. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
28. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи : учеб.
пособие. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
29. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П.
Зернова, И. А.Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240
с.
30. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем
возрасте // Вопросы психологии восприятия и мышления / Отв. ред. Б. М.
Теплов. – М.: – Л., 1948.
31. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М.: 1969.
32. Якобсон Р. Избранные работы. - М.: 1985.
Читать дальше