Глава 1. Теоретическое изучение грамматического строя речи у детей с ОНР 1.1 Развитие грамматического строя речи у детей в норме. 1.2 Психолого- педагогическая характеристика детей с ОНР 1.3 Особенности формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. Глава 2. Эмпирическое изучение грамматического строя речи у детей с ОНР. 2.1 Задачи и условия проведения опытной работы с детьми. 2.2 Анализ полученных результатов исследования. Заключение Список использованных источников Приложения

Особенности грамматического строя речи у детей с ОНР

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
100% уникальность
2012 год
134 просмотров
Ладнюк А.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Глава 1. Теоретическое изучение грамматического строя речи у детей с ОНР 1.1 Развитие грамматического строя речи у детей в норме. 1.2 Психолого- педагогическая характеристика детей с ОНР 1.3 Особенности формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. Глава 2. Эмпирическое изучение грамматического строя речи у детей с ОНР. 2.1 Задачи и условия проведения опытной работы с детьми. 2.2 Анализ полученных результатов исследования. Заключение Список использованных источников Приложения
Читать дальше
Актуальность исследования. Проблема формирования грамматического строя речи у детей с недоразвитием речи выступает одной из наиболее значимых в логопедии в настоящее время. Специфика процесса овладения грамматическим строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи (далее в работе ОНР) в сниженном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка. Правильность речи, как критерий, является и показателем готовности дошкольника к обучению в школе. При анализе структуры речевого дефекта ребенка существенным моментом является выявление уровня владения сложными грамматическими единицами и структурами. У детей с общим недоразвитием речи, несмотря на различную природу дефектов, имеются типичные проявления, которые указывают на системное нарушение речевой деятельности. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на неблагоприятное формирование у детей лексических и грамматических категорий родного языка. Своевременное формирование лексического и грамматического строя языка ребенка выступает одним из главных условий его полноценного речевого и общего психического развития, так как речь и язык выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения.


Даже если требуется заказать ответы на экзаменационные билеты в Екатеринбурге , наш сервис поможет вам.


. Исходя из вышесказанного, мы определили тему нашей работы – «Особенности грамматического строя речи у детей с ОНР». Цель исследования – изучить особенности грамматического строя речи у детей с ОНР. Объект исследования: речевая деятельность дошкольников с ОНР. Предмет исследования: специфика грамматического строя речи у детей с ОНР. Перед собой мы поставили следующие задачи: 1. Изучить развитие грамматического строя речи у детей в норме. 2. Провести психолого-педагогическую характеристику детей с ОНР. 3. Рассмотреть особенности формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. 4. Опытным путем исследовать грамматический строй речи у детей с ОНР. 5. Провести анализ полученных результатов исследования. Методы исследования: 1. Анализ научной литературы по проблеме особенностей грамматического строя речи у детей с ОНР. 2. Констатирующий эксперимент. 3. Количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в практике работы педагогов и логопедов, специализированных и массовых дошкольных образовательных учреждениях. Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась общими теоретическими положениями и их соотношением с практическими результатами, репрезентативностью выборки, использованием надежного инструментария и обработкой данных с последующей интерпретацией. Структура работы соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и приложения. Глава 1. Теоретическое изучение грамматического строя речи у детей с ОНР 1.1 Развитие грамматического строя речи у детей в норме

Читать дальше
Таким образом, в результате нашей работы, мы пришли к выводу о том, что речь не является врожденной, она проходит процесс своего развития в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем общего развития. Ребенок усваивает родной язык со строгой закономерностью, данный процесс можно охарактеризовать рядом определенных черт, которые можно выделить для всех детей. Прежде чем говорить о патологии речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, учитывать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Процесс формирования грамматического строя речи (словоизменения, синтаксической структуры предложения) происходит лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. При формировании словоизменения ребенок, в первую очередь, должен уметь разделять и определять грамматические значения, так как, прежде чем начать пользоваться языковой формой, ребенку необходимо понять, что она значит. При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих взрослых, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в соей собственной речи. Детей с ОНР можно часто охарактеризовать как малоактивных, инициативы в общении они обычно не проявляют. Наличие общего недоразвития у детей с ОНР приводит с стойким нарушениям деятельности общения. Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: как, правило, движения у них плохо координированы, скорость, и четкость их выполнения довольно низкая, для дошкольного возраста. Наибольшие трудности проявляются при выполнении движений ребенком по словесной инструкции. Отклонение от нормы у таких ребят проявляется на занятиях, в игровой, бытовой и прочей деятельности. При общем недоразвитии речи формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Детерминирована данная закономерность тем, что грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил. Нарушения речи проявляется в неправильном усвоении ребенком предложных конструкций и имеет свои особенности. В русском языке, значения, которые выражаются предложными конструкциями, разнообразны и очень сложны. Особенно большую трудность для детей с ОНР представляют инвестированные предложения, предложения пассивные, а также сложноподчиненные предложения. Нарушения синтаксиса проявляются как на уровне глубинного, так и на уровне поверхностного синтаксиса. На глубинном уровне нарушения синтаксиса проявляются в трудностях овладения семантическими компонентами, в трудностях организации семантической структуры высказывания. Следующим этапом нашей работы явилось опытное изучение особенностей грамматического строя речи у детей с ОНР. В нашем исследовании принимали участие 15 детей от 4,9 до 5,7 лет с ОНР (средний возраст – 5,2 года) ДОУ № 78 (ул. Луначарского, 102). В результате проведенной опытной работы с детьми, мы выявили. Наиболее распространенные ошибки можно охарактеризовать заменой окончания – ом, окончанием – а, например «завалило снега», или вообще уход от использования окончания родительного, творительного и предложного падежа, даже без предлога. При учете того, что задание было использовать данные слова в заданной форме, при такой тактике, оно считалось нами, как выполненное неверно. Два человека – 13 %, допустили неверное использование грамматических форм во всех словосочетаниях в предложении. Предлоги детьми использовались довольно редко, даже при просьбе употребить их в предложении – меньшие трудности вызывал лишь союз «и», в то время, как «но», чаще всего пропускался детьми. Проводя анализ предложений составленных детьми, мы выявили, что употребление существительного в родительном падеже без предлогов и с предлогами вызывает трудности у семи детей – 47%. Дательный падеж без предлогов (и с предлогами) употребляют неверно шесть детей (40 %), винительный падеж без предлогов (с предлогами) используется неверно семью детьми – 47%, творительный - восьмью – 53%. Предложный падеж имени существительного, как правило, использован верно, встречались рассказы, в которых дети вместо «о» или «про» использовали предлог «за», но при этом выявляется верная форма сопоставления с данным предлогом, то есть дети просто изменяли падеж, но сопоставление происходило верно. Наиболее частые ошибки возникающее в процессе пересказа – использование предлога «на» вместо «в»; полное отсутствие предлога «сквозь», «из-за», «через»; пропуск предлога «для». В ходе нашей работы, нами были решены следующие задачи: 1. Изучено развитие грамматического строя речи у детей в норме. 2. Проведена психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР. 3. Рассмотрены особенности формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. 4. Опытным путем исследован грамматический строй речи у детей с ОНР. 5. Проведен анализ полученных результатов исследования.
Читать дальше
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000. 2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 1999. 3. Артёмова Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. - М., 2005. 4. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб: Детство-пресс, 2001. 5. Белая В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», АСТ «Астрель» Москва», 2004. 6. Белякова Н.А. Предупреждение речевых нарушений: Уч.-метод. пособия для самостоят. работы студентов отделения логопедии дефектологического факультета по специальности «Логопедия».- М., МПГУ, 2004.-95 с. 7. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 1997. 8. Громова О. Е. Новый подходы к раннему выявлению детей с задержкой речевого развития. // Логопед.- 2004. - № 4.-с.4-8. 9. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни // Ярославский Педагогический Вестник. - №7. - 2004. 10. Елисеева М. Б. Классификация речевых ошибок детей с ОНР. // Логопед.-2006. - № 1.- с.30-34. 11. Жаренкова Г. И Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи. / Хрестоматия по логопедии. В 2 кн. / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. – М.: Владос, 1997. 12. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2008. 13. Иваненко С.Ф. Логопедическая работа в доречевой период и на первом уровне общего речевого развития. //Нарушение речи у дошкольников - М., 1972. 14. Крылова Л. Л. Преемственность в работе логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи// Дефектология.- 1991.- №3. с.21-22. 15. Лебедева С.А. Детская практическая психология. – Шуя, ШГПУ, 2003. 16. Мещерякова Л. В. Формирование связной речи у дошкольников с ОНР. // Логопед.- 2005. - № 2.-с.25-29 17. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. - М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – кн. 1: Общие основы психологии. 18. Нищева Н.В. Диагностика речевого развития с целью осуществления индивидуального сопровождения //Дошкольная педагогика. - № 1. – 2003 19. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. Лисина М.И. - М: Педагогика, 1985. 20. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. / Под ред. Т.В.Волосовец. - М., 2002. 21. Прокофьева Г.А. Перспективное планирование работы психолога ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2004. 22. Работа над лексическим значением слова // Вуз школе. - Борисоглебск: БГПИ, 2003. 23. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., исп. — Москва.: «Просвещение», 1979. 24. Речевые секреты /Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1992. 25. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. - М., 2003. 26. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду - М.: Просвещение, 1981. 27. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание пятое переработанное. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002. 28. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. - СПб., 1998. 29. Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: ЛИНГВА-Центр, 2003. 30. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледж, воспитателей детского сада. // Под ред. Г.А. Урунтаевой, – М.: Просвещение: Владос, 1995. 31. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Гном», 2000. 32. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Под ред. М.М.Алексеева. - М., 2002. 33. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. - М.: Владос, 2001.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image