Введение…………………………………………………………………………...3
1 Общая характеристика философии Платона………………………………….4
2 Понятие сословий в обществе. Справедливость……………………………...5
3 Платон и диалог «Законы»……………………………………………………..9
4 Наследие Платона: последователи идей……………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………….13
Список используемой литературы……………………………………………...15
Читать дальше
В данной работе мы рассмотрели политические и правовые учения Платона.
На основе проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы:
Платон (427-347 гг. до н.э.) – один из величайших мыслителей не только
античности, но и всей истории философии, политических и правовых учений.
Родоначальником идеализма был Платон. Философ утверждал, что истинным
бытием можно считать мир идей. Отдельно взятая вещь – это среднее между
бытием и небытием. Вези – это тени идей.
В «Государстве» идеальным государственным строем у Платона является
аналог космоса и человеческой души. Платон говорит, что у души человека
есть три начала. И государство также включает в себя три сословия. Если
душе присуще разумное начало, в идеальное государство содержит правителей-
философов. Яростное начало в душе соответствует воинам в государстве.
Вожделеющему началу в душе соответствуют землевладельцы и ремесленники,
которые представляют низшее сословие.
Деление социума на сословия Платон считает условием устойчивости
государства как совместного поселения граждан. Переход самовольно из
низшего сословия в воины или философы недопустим. Это является
преступлением. Каждый человек, считает философ, должен заниматься своим
делом, которое предназначено ему природой. Это Платон называет
справедливостью.
В идеальном государстве существует три начала, как считал Платон:
1) Совещательное. Представлено философами, или элитой общества.
Философы не могут совершать недостойных поступков, как считал Платон.
Философы – это не законодатели. Они решают проблемы государственной и
общественной жизни, занимаются воспитанием и наукой. Власть – это их
обязанность. Философы обязательно должны пройти военную службу, после уже
они проходят обучение разным наукам. После пятидесяти лет философы
становятся правителями.
2) Защитное – воины (стражи). В такое сословие происходит отбор
детей с отличными физическими данными и с яростным началом. Стражи обязаны
защищать государство. Они не могут прикасаться к деньгами, золоту, серебру
и иметь любую собственность. Дети и жены у стражей общие.
3) Деловое. К ним относятся ремесленники и земледельцы. Деловое
начало не должно вмешиваться в управление и вообще в государственную
деятельность. Задача ремесленников и землевладельцев – обеспечение
государства нужным благами (пища, орудия труда и пр.).
Перечислим отличие диалога «Законы» от «Государства»:
1) Платон теперь отказывается от того, чтобы философы и воины
обладали коллективной собственностью.
2) Платон отказывается от деления граждан на сословия. Теперь
Платон говорит по делении граждан по имущественному цензу.
3) Потребности производства в земледелии должны быть обеспечены при
помощи рабов. В «Законах» Платон уделяет рабам больше внимания, чем в
«Государстве».
4) Платон говорит о смешанной государственной форме и сочетании
моральных способов осуществления власти с правовыми способами.
Итак, политическая и правовая доктрина Платона имела цель
законсервировать полис как государственное устройство, оставить его
независимость в экономике, предотвратить расширение территорий государства.
Читать дальше
1) Барсуков В.В. Философия. Конспект – Минск, 2002
2) Гусев Д. А. Философия. – М.: Менеджер, 2010.
3) Ильин В. В. Философия. – М.: Академический проект, 2000.
4) История философии: Запад-Россия-Восток. – М.: «Греко-латинский
кабинет», 2010.
5) Каверни Б. И. Философия: вопросы и ответы. – М.: Юриспруденция,
2010.
6) Канке В. А. Философия: исторический и систематический курс. – М:
Логос, 2001.
7) Мареев С. Н., Мареева Е. В., Арсианов В. Г. Философия XX века
(истоки и тоги). – М.: Академический Проект, 2010.
8) Философия. – М.: Гардарики, 2010.
9) Хомелев Г.В. Философия. – СПб, 2005
Читать дальше