В заключении хотелось бы привести следующие выводы:
1. Анализ динамики объема производства показал, что динамика продаж обладает ярко выраженными пиками и спадами продаж, как в стоимостном так и в натуральном выражениях. Аналогичным росту и снижению соответствует динамика цены на продукцию. При этом за 12 периодов средний уровень продаж равен 332 шт. Средний темп роста продаж составил 99,9%, средний темп роста цены 99,7%.
2. Анализ сезонности путем расчета индексов сезонности показал, что продукция предприятия «зимнего» спроса и наибольшие продажи достигаются в 1 (индекс сезонности равен 116%) и 4 кварталах (индекс сезонности равен 105%) ежегодно.
3. Факторный анализ объема производства в стоимостном выражении показал, что уменьшение объема продаж снижает объем продаж в стоимостном выражении и наоборот, а уменьшение цены снижает объем продаж стоимостном выражении.
4. Факторный анализ объема продаж был проведен тремя способами: методом цепных подстановок, интегральным и логарифмическим методами. Все эти методы показали аналогичные (но не тождественные) результаты, что произошло из-за сложности расчетов и точности округления.
5. Анализ состава и структуры затрат и себестоимости продукции показал, что в те периоды, когда предприятие имеет малые объемы продаж доли затрат меняются обратнопропорционально. Так, в 3 и 7 периодах доли постоянных затрат практически вдвое больше доли переменных затрат. Это связано с уменьшением масштабов производства. При этом в составе переменных затрат резко падает доля материалов и резко повышается доля заработной платы административных работников. В пиковые продажи доля переменных затрат больше, чем постоянных. Например, в периоде 1 доля переменных затрат составляет 61%. Исключая эти случаи, в остальном, доли переменных затрат и постоянных тождественны друг другу.
6. Сравнительный анализ затрат за смежные 11 и 12 периоды показывает, что переменные затраты снизились на 59% по сравнению с 11 периодом, одновременно с этим снизились и постоянные затраты – на 55%. При этом, большему снижению подверглись материалы и сдельная заработная плата основных производственных рабочих. В составе постоянных затрат большему снижению электроэнергия – на 100%. В общем себестоимость снизилась на 57%. На снижение себестоимости повлияло в равной мере снижение переменных затрат на 27% и снижение постоянных затрат на 30%. Большое влияние на снижение себестоимости оказало снижение заработной платы административного персонала – на 21%.
7. Маржинальный факторный анализ себестоимости показал, что уменьшение переменных затрат на 62,6 рублей привело к снижению себестоимости на 62,6 рублей. Увеличение постоянных затрат на весь объем продукции на 20457 рублей привело к увеличению себестоимости на 269,1 рублей. Увеличение объемов производства на 470 единиц привело к снижению себестоимости на 336,8 руб.
8. Маржинальный факторный анализ совокупных затрат показал, что снижение переменных затрат на 62,6 рублей привело к снижению совокупных затрат на 4758 рублей. Увеличение объемов производства на 470 единиц увеличило совокупные затраты на 20445 рублей. Увеличение постоянных расходов на 20457 рублей привело к увеличению суммарных затрат на 20657 рублей.
9. Анализ содержания затрат на производство единицы продукции показал, что продукция материалоемка (доля материалов больше 30%). Постатейный анализ затрат показал, что общее уменьшение норм расхода материалов дает дополнительную прибыль в размере 82173 руб., а общий рост цен на материал дает снижение прибыли на 86099 руб. Одновременное снижение норм расхода материала и рост цен на материал дает снижение прибыли на 3926 руб.
10. Анализ материальных затрат показал, что большие резервы снижения себестоимости кроются в снижении норм расхода материалов. Более того, снижение норм расхода материалов приводит к увеличению прибыли
11. Принятие управленческих решений возможно на основе маржинального анализа затрат и себестоимости продукции.
12. Расчет порога безубыточности показывает, что предприятие при данных ценах должно производить в 11 периоде 11 единиц продукции, а в 12 периоде – 254 единиц для того, чтобы покрыть переменные затраты и затраты на продукт. Если не брать во внимание цены, то предприятие должно реализовать продукции на 2759 рубля в 11 периоде и 29210 рублей в 12 периоде.
13. Расчет порога рентабельности показывает, что предприятие для того, чтобы получать нормальную (нулевую) прибыль должно производить в 11 периоде 57 единиц продукции и 416 единиц в 12 периоде. В стоимостном выражении производство должно равняться 15208 рубля в 11 периоде и 47958 рублей в 12 периоде.
14. Расчет запаса финансовой прочности определил, что предприятие имеет в 11 периоде 5388 рублей превышения выручки над порогом рентабельности, а в 12 периоде – 14832 рублей превышения.
15. Расчет кромки безопасности показал, что предприятию до экономической неэффективности необходимо потерять в 11 периоде 41 единицу выпуска, а в 12 периоде – 287 единиц выпуска.
16. Расчет отношения кромки безопасности к фактическому объему определил, что в 11 периоде предприятие может снизить производство на 54%, а в 12 периоде на 52,5%.
17. Анализ факторов изменения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия показывает, что увеличение постоянных расходов на 20457 рублей привело к увеличению критического объема на 123 шт. Снижение цены на 156 рублей привело к увеличению критического объема на 3160 шт. Снижение удельных переменных издержек на 63 рубля привело к снижению критического объема на 2924 шт.
18. Зона безопасности для предприятии в 11 периоде составила 65шт., в 12 периоде 292 шт.
19. Расчет операционного рычага показал, что при росте выручки на 1% в 11 периоде прибыль вырастет на 385%, а в 12 периоде при росте выручки на 1% прибыль вырастет на 420%. Запас финансовой прочности при этом составил 26% в 11 и 23,6% в 12 периодах.
20. Основными резервами увеличения прибыли в данном случае является снижение себестоимости, что возможно благодаря уменьшению норм расхода материала, а также доли постоянных расходов.