У нас возможно даже изготовление презентаций на заказ в спб . Заходите на сайт и заполняйте форму.
. После принятия Судебных уставов функция прокурора заключалась в ходатайстве по определенным делам и трансформировалась затем в функцию по даче заключения по делу. Прокурор, давая заключение по делу, не являлся стороной в процессе, а помогал суду правильно разрешать его. Стороны по делу не могли возражать и обсуждать это заключение, а «обязанности суда по отношению к прокурору заключались лишь в том, что суд обязан был: а) своевременно препроводить дело прокурору; б) выслушать заключение; но заключение это для него не обязательно. Этим, по общему правилу, и ограничивались права и обязанности прокурора» В рассматриваемый период высказывались также предложения об устранении прокурора из гражданского процесса, но процессуалисты обращали внимание на тот факт, что если прокурор оставался бы только защитником интересов казны, то он превратился бы в ее адвоката, а не хранителя силы и точного разума закона. Участвуя в гражданском процессе прокуроры в качестве должностных лиц обязаны блюсти за соблюдением закона, представлять и охранять государственные интересы. Следующее обстоятельство, которое нужно учитывать при выявлении сущности участия прокурора в гражданском процессе, заключается в том, что он воспринимался как представитель власти. В период 1864–1917 гг. прокурор воспринимался как представитель государства с особыми полномочиями. Прокуроры состояли в должностях при судах, а совокупность этих лиц носила название прокурорского надзора. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, принятый в 1923 г., определил новые функции прокурора. В соответствии со ст. 2 ГПК РСФСР 1923 г. прокурор получил право начинать дело, а также вступать в уже начатый процесс по делу с целью охраны и защиты интересов государства или трудящихся. В этот период прокуратура рассматривалась как действенный орган по защите не только интересов государства, но и всех лиц, нуждающихся в такой защите. Циркуляр НКЮ РСФСР от 16 ноября 1922 г. № 132 «Об обязанности прокурора в отношении заключенных под влиянием нужды сделок» предписывал прокурорам вступать в процесс со всеми правами стороны для ограждения интересов общегосударственных, а также для защиты слабой в социальном отношении стороны. В 50-х гг. ХХ в. началось формирование нового понимания роли и места прокурора в гражданском процессе, он стал характеризоваться как процессуальный истец. Под термином «процессуальный истец» изначально понимали только лиц, возбуждающих дело в защиту прав и интересов других лиц в тех случаях, когда это было разрешено законом. Указанный термин первоначально не распространялся на прокурора в силу того, что по действующему в тот период ГПК РСФСР 1923 г. прокурор занимал в гражданском процессе самостоятельное положение. Более четкое определение границ участия прокурора в гражданском процессе реализуется в новом ГПК РСФСР 1964 г. Право прокурора на возбуждение дела было закреплено в ст. 4 ГПК РСФСР 1964 г., а само понятие прокурорского надзора в гражданском судопроизводстве получило легальное закрепление в ст. 12, в ст. 41 содержались основания участия прокурора в гражданском процессе. Внешняя регуляция участия прокурора в гражданском процессе получила закрепление в форме подачи заявления в защиту государственных и общественных интересов, а также прав и охраняемых законом интересов граждан. Прокурор сохранил общее право на участие в любом деле, но обязательное участие прокурора в судебном разбирательстве гражданских дел осуществлялось только в случаях, предусмотренных законом, а также в случае, когда необходимость его участия в деле признавалась судом. Прокурор, не являясь в материально-правовом смысле субъектом спора, защищает права и охраняемые законом интересы других лиц и имеет лишь процессуальный интерес в решении спорного правоотношения, и интерес этот сосредоточен на реализации одной государственной функции — надзора за соблюдением законности. Дальнейшие изменения законодательства происходят в 90-е гг. ХХ в. Так, в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. За прокурором сохранилось право на обращение в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц или на вступление в дело на любой стадии процесса, если этого требовала охрана прав и законных интересов граждан, общества и государства. При этом стоит обратить внимание на формулировку п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в котором делается акцент на «особое общественное значение» как основание права прокурора на обращение к суду. Понятие «особое общественное значение» делает возможным выступление прокурора в защиту как граждан, так и неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Однако в ст. 45 ГПК РФ 2002 г. включено положение о том, что защита прав, свобод и законных интересов граждан может быть осуществлена прокурором только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Обоснование участия прокурора в судебном разбирательстве в силу его особого общественного значения нормами ГПК РФ уже не предусмотрено, и, соответственно, он лишается права как на возбуждение дела, так и на участие в нем. Гражданский процессуальный Кодекс Российской Федерации, принятый 14.11.2002 года № 138-ФЗ (ред. от 29.12.2004) // СЗ РФ от 18.11.2002, № 46, ст. 4532, СЗ РФ от 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 20. (далее - ГПК РФ, Кодекс), который вступил в силу 1 февраля 2003 г. по-новому организовал участие прокурора в гражданском процессе. По сравнению с Гражданским процессуальным кодексом РСФСР, где прокурор имел право обратиться в суд с заявлением о защите прав и охраняемых законом интересов других лиц, и имел право вступить в дело на любой стадии процесса (ст. 41), в Кодексе РФ формы участия прокурора приобрели большую определенность. Целью написания данной работы выступает изучение и анализ участия прокурора в гражданском процессе. Оценка значения для гражданского процессуального права дачи прокурора заключения по гражданским делам. Глава 1 Роль и место прокурора в гражданском процессе Участие прокурора в гражданском процессе в последние годы подвергается критике как европейскими, так и российскими юристами. В одной из своих работ Д. Я. Малешин обращает внимание на то, что в российском обществе на протяжении всей истории его развития приоритет отдавался не индивидуалистическим, а коллективистским ценностям[1]. Поэтому «целью гражданского процесса при таких условиях является не только разрешение спора между сторонами, но и защита общественных интересов». В юридической науке имеется точка зрения, в соответствии с которой вопросы участия прокурора в гражданском и арбитражном процессах относятся к особой процессуальной деятельности. Д. Я. Малешин относит участие прокурора в гражданском процессе к самобытной черте российского гражданского судопроизводства, но при этом отмечает, что «значительные полномочия прокурора в советском гражданском процессе были предметом дискуссии и критики». Исходя из существующих правовых построений судопроизводства по гражданским делам, мы можем утверждать о том, что прокурор в гражданском процессе приравнивается к положению представителя, но его участие в нем обусловлено необходимостью защиты публичного интереса[2]. В связи с этим более корректным будет утверждение о том, что такое участие не является представительством в его классических процессуальных формах, а осуществляется в рамках общественно-социальной функции государства. Участие прокурора в уголовном производстве и защита им публичных интересов являются его естественной и традиционной деятельностью, в отличие от защиты частноправовых интересов лиц, чьи права или законные интересы нарушены. Некоторые ученые считают, что прокурор не должен участвовать в гражданском процессе. Большинство ученых и политиков не склонны поддерживать данную точку зрения, сводя научную дискуссию к вопросу об основаниях и пределах участия прокурора в процессе. Следует отметить помимо чисто правового механизма реализации процессуальных норм существуют и действуют социальный и психологические механизмы, которые влияют на принимаемое судом решение. Устранение субъективных факторов, связанных с особенностями восприятия правоотношений только одним лицом или с какими-либо упущениями в оценке рассматриваемых спорных отношений, и стремление к объективному разбирательству представляют собой существенные мотивы, объясняющие необходимость участия как прокурора, так и государственных органов в гражданском судопроизводстве. Роль прокурора независимо от формы одна — охрана публичного интереса правосудия. При посредничестве действий в защиту публичного интереса происходит защита нуждающихся в ней частных интересов. Участие прокурора в гражданском деле является внешним проявлением заинтересованности государства и общества в разрешении конкретного спора. Таким образом, роль прокурора по защите чужих прав и интересов сводится к его участию в гражданском деле. Подобное определение места прокуратуры в частноправовых отношениях имеет как правовой, так и культурно-исторический аспекты. В европейских странах существует развитое процессуальное законодательство, которое создает целую систему, обеспечивающую защиту нарушенных прав. Так, в законодательстве Швейцарии, Австрии, Франции, ФРГ и США в отдельных случаях в силу закона или соглашения допускается ведение дела частными лицами от своего имени, но в защиту чужих прав и интересов, развита система защиты групповых интересов, в том числе и частными организациями, действует эффективная система адвокатуры. Принцип индивидуализма защищает человека от чрезмерной активности государства, которое должно поддерживать правопорядок, защищать интересы каждого от нарушений со стороны других лиц, обеспечивать выполнение своих обязательств[3]. Задача обеспечения стабильности в обществе, стоящая перед государством, реализуется в деятельности его структур, к которым относятся и органы прокуратуры. Таким образом, прокурор, участвуя в судебном разбирательстве по гражданским делам, выступает от лица государства, которое гарантирует защиту основных прав и свобод человека и гражданина. Принятием Федерального закона от 5 апреля 2009 г. № 43-ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», часть первая ст. 45 ГПК РФ была дополнена положениями, в соответствии с которыми прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов гражданина в том случае, если это касается вопросов защиты нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования[4]. Приведенные изменения соответствуют сложившимся представлениям о роли и значении прокурора в частноправовых отношениях. 1.1 Формы участия прокурора в гражданском процессе Прокурор обладает широким спектром процессуальных прав. Он имеет право изучить материалы дела, задавать на судебном заседании вопросы другим участвующим в деле лицам, предъявлять доказательства и участвовать в исследовании этих и других доказательств, заявлять отводы и другие ходатайства, экспертам, свидетелям, а также давать заключения по всем вопросам, которые возникают в ходе судебного разбирательства, опротестовывать решения, а также совершать процессуальные действия, которые предоставляются законом (ст. 30, 41 ГПК). Прокурор, как и все участники гражданского процесса, обязан добросовестно пользоваться принадлежащими ему правами, и быть объективным в исполнении своих обязанностей. В ст. 45 ГПК РФ определены несколько форм участия прокурора в гражданском деле. 1. Первая из них представляет из себя обращение прокурора в суд в защиту законных интересов, прав, свобод граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 45); 2. Вторая - вступление прокурора в процесс, начатый по инициативе других лиц, дача им заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий (ч. 3 ст. 45). Рассмотрим подробно каждую форму участия. 1. Когда прокурор вступает в гражданский процесс, он подает заявление или исковое заявление и далее участвует в процессе в качестве заявителя или истца. Ч. 3 ст. 45 ГПК РФ описывает процесс вступления прокурора в гражданский процесс и предоставление заключений по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Если прокурор, будучи извещен о месте и времени рассмотрения дела не явился в суд, то это не может служить препятствованием разбирательству дела. То есть прокурор приобретает статус участника в деле при вступлении в процесс для вынесении заключения по делу. Таким образом, если прокурор не вступил в гражданский процесс, он не является участником дела, не наделяется его правами и не может нести его обязанностей. Не смотря на то, что Гражданским процессуальным кодексом это не предусматривается, прокурор должен вступать в дело только по определению суда или судьи. При наличии дел о восстановлении на работе, о выселении, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, судья обязан поставить об этом в известность прокурора, а если дело назначено к судебному разбирательству, судья обязан направить соответствующему прокурору извещение о месте и времени рассмотрения дела. Извещение должно рассматриваться только как «приглашение» для прокурора вступить в судебный процесс. При этом, согласно ч. 3 ст. 45 ГПК РФ: «Неявка прокурора, которого известили о времени и месте рассмотрения дела, не может служить препятствием к разбирательству дела» второе предложение нужно воспринимать как правило, по отношению к положениям ст. 167 ГПК РФ Эти положения регламентируют последствия неявки на судебное заседание лиц, участников дела, и касаются только последствий неявки прокурора, который уже вступил, (то есть совершил для этого процессуальные действия) в процесс для дачи заключения по делу. Вступлением в процесс, несомненно, считается принесение апелляционного или кассационного представлений, которые и являются активными действиями. Следует отметить, что это право, законодатель связывает только с участием прокурора в процессе, а не с потенциальной возможностью участия, которая является следствием из получения извещения о том, что в производстве суда есть дело, о месте и времени судебного разбирательства. Необходимо также учесть и лишение суда в настоящее время права привлекать по собственной инициативе к участию в деле прокурора. В действующем Кодексе такой нормы нет. Суд имеет право привлечь прокурора к участию только в делах, касающихся государственных органов и органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 47). В п. 3 ст. 35 Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» , принятый 17.01.1992 № 2202- 1 (ред. от 22.08.2004), (далее - Закон о прокуратуре) до настоящего момент закреплено право прокурора вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита интересов общества или государства и прав граждан, которые охраняются законом. Прокурор, может вступить в гражданский процесс в предусмотренных законом случаях для дачи заключения по делу, на стадии судебного разбирательства до окончания рассмотрения дела по существу (а если совсем строго, то до дачи заключения государственными и муниципальными органами, если они участвуют в деле), а также на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. 1.2 Основания участия прокурора в гражданском процессе Основанием участия прокурора в гражданском процессе, является наличие публичного интереса. Так, в свое время В. М. Гордон обращал внимание на то, что «роль прокурора независимо от формы одна — охрана публичного интереса правосудия. При посредничестве действий в защиту публичного интереса происходит защита нуждающихся в ней частных интересов»[5]. Публичность предопределяет направленность права на достижение конкретной цели и имеет обязывающий характер по отношению к определенным лицам и отношениям, устанавливая те или иные правила поведения или предписания и обязывая действовать в интересах определенных групп или лиц. А участие прокурора в гражданском деле является внешним проявлением заинтересованности государства и общества в разрешении конкретного спора. Так же основанием участия прокурора в гражданском процессе является его компетенция и является по своему содержанию государственным, но не носит всеобъемлющего характера, а сосредоточен на реализации одной государственной функции — надзора за законностью[6]. Если в ходе судебного разбирательства косвенно затрагиваются публичные интересы, но рассматриваемое дело при этом не входит в перечень дел, по которым участие прокурора является обязательным, и он не сможет принять участие в судебных заседаниях при рассмотрении дела в судах первой и второй инстанций, то возможности прокурора повлиять на принимаемое судом решение значительно сократятся. Глава 2 Прокурорский надзор за законностью исполнения постановлений по гражданским делам При изучении вопроса об участии прокурора в гражданском процессе привлекает внимание исполнение судебных решений, которые выносятся по заявлениям и искам прокуроров. Следует отметить, что обязанности прокурора не включают проведение проверок исполнения всех решений вынесенных судом по гражданским делам. Прокурор, участвующий в гражданском процессе обычно ограничивается проверкой исполнения судебных решений, связанных с жалобами граждан и жалобами других лиц, участвующих в процессе. Ст. 441 Кодекса говорит, прокурор имеет право обжаловать в суде действия судебного пристава. В обязанности прокурора входит обеспечение надзора за законностью исполнения судебных решений. Прокурор имеет право при необходимости опротестовать решения суда по вопросам исполнения и действия исполнителей. При обеспечении надзора за законностью исполнения судебных решений, прокурор должен руководствоваться положениями Федерального закона «Об исполнительном производстве», от 2 октября 2007г. и ГПК РФ. В законе "Об исполнительном производстве" не рассматривается вопрос о принесении протеста на действия судебного пристава-исполнителя, поэтому меры реагирования имеют чаще всего форму представлений. В то же время опротестовать действия пристава в суд возможно в соответствии со с. 441 ГПК РФ. Прокурор сам выбирает форму прокурорского реагирования. Следует отметить, что протест на действия судебного пристава-исполнителя нужно подавать не руководителю подразделения судебных приставов округа, а непосредственно в суд. Представление об устранении нарушений закона в адрес должностного лица должно оформляться в соответствии со ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре» от 17 января 1992г. В задачи всех прокуроров входит обеспечение эффективного надзора за исполнением норм закона при осуществлении приставами своих функций, которые связаны с процедурой реализации важных конституционных прав и свобод граждан и организаций, и при исполнении ими мер принуждения. В соответствии со спецификой работы судебных приставов, работа по организации надзора распределяется между всеми структурными подразделениями прокуратуры, которые осуществляют надзор за тем, как исполняются законы и осуществляют надзор за законностью правовых актов. Также прокуратура осуществляет надзор за соблюдением закона при осуществлении судебными приставами-исполнителями своих полномочий. А также за соответствием нормативных норм, которые издает Главный судебный пристав РФ федеральным законам.