В ходе нашего исследования мы выявили, что ценность социальна по своей природе и имеет объектно-субъектный характер. Классификация ценностей по разным основаниям довольно динамична. С изменением условий и жизни в целом, ценности могут переходить из одного вида, из одного ряда значимости в другие. Также могут возникать новые ценности, или наоборот, утрачивать свою значимость. Мы придерживаемся точки зрения о том, что нет универсального списка ценностей, значимого и релевантного для любых респондентов и любых социальных групп.
Ценность выполняет две связанные функции - жизнеутверждающую (обеспечивает привлекательность деятельности) и мотивирующую (побуждает к ее выполнению, преодолению препятствий). В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека.
Результатом процесса самореализации является обретение подлинной личностной зрелости. Характер мотивации человека оказывает большое влияние на качество акме человека, на его содержание, формы его выражения, на сам процесс его достижения, на длительность периода акме и на состояние и поведение человека, когда этап акме оказывается им пройденным.
В нашем исследовании принимали участие 60 испытуемых (30 из них средний возраст – 28 лет, ранняя взрослость; и 30 человек – средний возраст 40 лет, средняя взрослость). Образование респондентов от средне – специального до высшего. Во второй группе, все респонденты состоят в браке. Все требования к проведению и процедуре исследования соблюдались.
В ходе исследования нами были получены следующие результаты по методике Рокича: наиболее значимыми для испытуемых Группы № 1 являются такие категории, как свобода, любовь, и уверенность в себе. Тогда как испытуемые средней взрослости, при более стабильном социальном положении, выстроили иерархию следующим образом – жизненная мудрость, свобода, любовь.
Следующим этапом нашей работы, явился анализ ценностей профессиональной самореализации и личной жизни. Результаты распределились следующим образом: наиболее значимой категорией для группы № 1 явилась категория – «Интересная работа», затем – «Активная деятельная жизнь». В группе № 2 на первое место вышла категория «Общественное признание» 77 %, на второе – «Развитие» - 67 %. Сравнивая данные двух групп, мы можем увидеть, что в перовой группе испытуемые не выделили как особую ценность – общественное признание, тогда как во второй группе, данная категория занимает первое место. Группы инструментальных ценностей: наиболее значимыми этическими ценностями в группе № 1 оказались категории «Ответственность» и «Самоконтроль». Тогда как на первое место во второй группе вышла категория – «Широта взглядов» и на второе – «Независимость». Среди ценностей дела, в полной выборке группы № 1, наибольшую значимость получила категория «Исполнительность», затем – «Смелость в отстаивании своего мнения». В группе № 2 – на первое место вышла категория «Образованность» и «Аккуратность».
Индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности: распределение результатов следующее. Среди индивидуалистических ценностей наиболее значимой для группы № 1, оказалась категория «Твердая воля», среди конформистских ценностей – «Самоконтроль», и среди альтруистических «Терпимость». Тогда как во второй группе - среди индивидуалистических ценностей наиболее значимой оказалась категория «Рационализм», среди конформистских ценностей – «Широта взглядов» и среди альтруистических, также «Терпимость».
Исследуя ценности самоутверждения, ценности принятия других, мы получили следующие результаты: среди ценностей самоутверждения наибольшую значимость в первой группе, получила категория - «Независимость», а среди ценностей принятия других «Терпимость».
Тогда как во второй группе – на первое место среди ценностей самоутверждения вышла категория - «Образованность», а среди ценностей принятия других – «Честность».
Таким образом, в результате проведенной методики, мы можем констатировать, что наиболее значимыми ценностями в группе № 1 для испытуемых являются: здоровье, материально обеспеченная жизнь, интересная работа, твердая воля и терпимость. В группе № 2, средней взрослости – здоровье, жизненная мудрость, свобода, любовь, развитие, честность.