ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА РОМАНА ДЖ. ФАУЛЗА «ЛЮБОВНИЦА ФРАНЦУЗСКОГО ЛЕЙТЕНАНТА»………………………………………………..…9 1.1. Особенности сюжета и характеров центральных персона-жей…..11 1.2. Черты постмодернистской поэти-ки………………………………..16 ГЛАВА 2. ВИКТОРИАНСКАЯ ЭТИКА В РОМАНЕ «ЛЮБОВНИЦА ФРАНЦУЗСКОГО ЛЕЙТЕНАНТА»…………………………………………..20 ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………………….29 БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИ-СОК………………………………………..31

Этика викторианства и взгляд на нее с высоты 20 века в романе Дж.Фаулза «Любовница французского лейтенанта».

курсовая работа
Литература
25 страниц
100% уникальность
2012 год
220 просмотров
.
Эксперт по предмету «Поэтика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА РОМАНА ДЖ. ФАУЛЗА «ЛЮБОВНИЦА ФРАНЦУЗСКОГО ЛЕЙТЕНАНТА»………………………………………………..…9 1.1. Особенности сюжета и характеров центральных персона-жей…..11 1.2. Черты постмодернистской поэти-ки………………………………..16 ГЛАВА 2. ВИКТОРИАНСКАЯ ЭТИКА В РОМАНЕ «ЛЮБОВНИЦА ФРАНЦУЗСКОГО ЛЕЙТЕНАНТА»…………………………………………..20 ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………………….29 БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИ-СОК………………………………………..31
Читать дальше
Особенностью литературного процесса 60-70-х годов являлось интенсивное развитие философского жанра. По словам исследователя Зверева А.М., философский роман «самой действительностью повернут к осмыслению драматических коллизий сегодняшнего дня. Обособление нравственных и философских вопросов, готовность писателей пожертвовать многомерностью и непосредственной убедительностью картины ради притчевой композиции, потому что она открывает простор, чтобы впрямую обсуждать в произведении конкретные проблемы социальной и духовной жизни, этики и культуры» - таковы самые показательные стороны процесса интеллектуализации литературы. Стремление в рамках психологического романа решать сущностные вопросы бытия присуще целому ряду писателей-психологов: Дж, Конрад, Э.М. Форстер, Д.


Самый сложный этап в учебе это написание диссертации по юриспруденции. Чтобы облегчить это вы можете заказать написание диссертации у нас!


.Г. Лоуренс, Дж. Джойс ставили перед собой именно такие задачи. В 60-70-е годы потребность в такого рода поиске снова заявляет о себе. Среди откликнувшихся на нее был и один из ведущих английских прозаиков Джон Фаулз. Творчество Джона Фаулза — одно из наиболее ярких явлений современной литературы. Его произведения отличаются самобытностью, оригинальностью, исполнены огромного мастерства. Каждое из них — это целый мир, в котором самым причудливым образом сочетаются литературные традиции различных эпох. Достигается это во многом за счет использования писателем реминисценций. Благодаря им произведения Д. Фаулза приобретают особое звучание. Рассматриваемые в его творчестве проблемы, явления современной действительности осмысляются сквозь призму событий далекого прошлого и тем самым раскрываются в новых, а порой совершенно неожиданных гранях. Более того, обращение Фаулза к творчеству писателей, художественным традициям литературы предшествовавших эпох обусловило жанровое, стилистическое своеобразие его произведений. Ярким примером тому служит роман «Любовница французского лейтенанта». Данное произведение представляет собой своеобразный синтез времен. Джон Фаулз — писатель, оцениваемый критикой как «самый интересный и важный талант послевоенного периода», — родился в 1926 г. в Эссексе, в зажиточной семье, получил образование в Оксфордском университете, где специализировался в области романо-германской филологии, преподавал во Франции, Греции, Англии и оставил преподавание только в 1963 г., когда успех первого опубликованного романа «Коллекционер» позволил писателю всецело посвятить себя творчеству. Перу Фаулза принадлежат романы («Коллекционер», 1963; «Волхв», 1965; «Любовница французского лейтенанта», 1969; «Дэниел Мартин», 1977; «Мантисса», 1983; «Червь», 1985); стихи, сборники рассказов («Башня из черного дерева», 1974), литературно-философские работы («Аристос», 1964), эссе («Острова», 1978; «Дерево», 1979; «Загадка Стоунхенджа», 1980; «Кротовые норы», 1998). При всем многообразии тем и образов, богатстве художественного изображения, эти произведения объединяет ключевая для писателя проблема: обретение самосознания как необходимого условия достижения свободы. Вопрос о принадлежности Фаулза к постмодернизму не поддается однозначной трактовке. Несомненно наличие в его произведениях тех экспериментальных форм, которые характеризуют феномен постмодернизма. Говоря о постмодернизме, Фаулз не принимает его «крайностей», но считает возможным использование интеллектуального инструментария этого течения, свободно оперируя спонтанным письмом с нюансами грамматологии Дерриды и мифологии «по Барту». При этом главное, считает автор «Любовницы...» и «Волхва», заключается не во владении техникой, — а она, надо признать, у Фаулза блестящая, но в мировоззренческих установках писателя. Некоторые исследователи считали важнейшим признаком постмодернизма «дегуманизацию планеты и конец человечества». В противоположность этому основу мировоззренческих и творческих позиций Фаулза составляет гуманизм, свою писательскую задачу автор «Коллекционера» и «Любовницы французского лейтенанта» видит в духовном совершенствовании и обновлении человека. Писатель верит в возможности разума, являющегося, по его мнению, условием и критерием свободного движения. В одном из интервью он признался: «Я гуманист номер один. Я верю в гуманизм, который в философском смысле потерпел крах». И все же мировоззренческие установки Фаулза во многом близки постмодернистским. Это протест против тирании окаменелых социальных и духовных норм, привычных критериев оценки изменившейся действительности. Это развенчание представлений об абсолютной истине и абсолютной власти. В обоих случаях признается необходимость многовариантных форм человеческого бытия и конечность человеческого существования, необходимость научиться жить с этим знанием. И даже понимание гуманизма как «философии компромисса» очень близко постмодернистскому поиску компромисса как условия человеческого выживания. Роман «Любовница французского лейтенанта» будучи созданием писателя, не до конца разделяющего постмодернистское представление о мире, вне всяких сомнений является прекрасной иллюстрацией постмодернистского исторического романа. Это лишь доказывает, что творчество такого талантливого и глубокого художника слова, как Джон Фаулз, не терпит однозначных оценок, не может ограничиваться рамками одной идейно-эстетической системы, даже такой многообразной, как постмодернизм. Роман был написан в шестидесятые годы ХХ столетия. Описываемые же в нем события развиваются в Викторианскую эпоху. А при характеристике героев, раскрытии их внутреннего мира Д. Фаулз обращается к реалиям XVII-XVIII веков. Работа над романом по характеру была близка к научному исследованию. Потребовалось погружение в эпоху, изучение быта, одежды, исторического фона, но и в этом процессе отразилась дерзость современного, далеко не музейного отношения к прошлому: «Нечего пытаться написать роман, который «забыл» написать кто-то из великих викторианцев, novel - значит «новое» , - отмечал Д. Фаулз по этому поводу. Задачи нашего исследования могут быть сформулированы следующим образом: Рассмотреть нравы эпохи, представленной автором в романе. Проанализировать авторские приемы, с помощью которых Д. Фаулз изображает викторианство в романе. Объект исследования - викторианская эпоха, представленная в романе Д. Фаулза «Подруга французского лейтенанта» При написании работы мы использовали следующие методы и приемы: • исследование текста «вслед за автором»; • работа с критическими источниками, в частности, работ Н.В. Арнольда, Н.Я. Дьяконовой, С.И. Филюшкина, Н.Ю. Жлуктенко; • культурно-исторический, сравнительный анализ текста. Анализу романа "Женщина французского лейтенанта" посвящена обширная и серьезная литературоведческая литература. Однако мнения исследователей существенно расходятся как по поводу природы и жанра романа, так и его внутренней интерпретации. Роман "Женщина французского лейтенанта" интерпретируется исследователями то как исторический роман или ромэнс (romance) (например, И. Кабановой в ее диссертации "Тема художника и художественного творчества в английском романе 60-70-х гг. (Дж. Фаулз и Б.С. Джонсон)" - 1986 г.), то как роман духовного поиска (например, В. Фрейбергс в диссертации "Творческий путь Дж. Фаулза", 1986 г.), то как роман-эксперимент. Так, характеризуя роман в целом, В.В. Ивашева пишет: "Женщина французского лейтенанта" - роман-эксперимент: автор как бы беседует с читателем, вмешиваясь в повествование, демонстрируя свое присутствие в нем и создавая иллюзию романа в романе. Он воскрешает прозу 19 в., персонажи его копируют известных героев Диккенса, Теккерея, Харди, Бронте и других классиков реализма, но в свете ХХ в. "Женщина французского лейтенанта" обнаруживает типичные черты художественной прозы нашего времени - философическую тенденцию, осложненность структуры, искания в области формы реалистической" . Давая оценку проблематики этого романа в целом, А. Долинин справедливо отмечает, что "никого из своих героев Фаулз не заставил делать свой выбор в ситуации столь сложной и трудной, столь чреватой гибельными последствиями, как Чарльза Смитсона, главного героя романа "Подруга французского лейтенанта" . А в заключение анализа делает вывод: "... хотя взгляды Фаулза противоречивы, хотя он подчас преувеличивает значение морально-этической и биологической сфер бытия в ущерб сфере социальной, общая гуманистическая направленность его романа, его вера в торжестве "человека в человеке", его страстная критика буржуазного конформизма не может не вызвать у нас сочувствия и уважения" . При всем обзоре критической литературы следует отметить, что российские и украинские литературоведы (например, И. Кабанова , В. Фрейсберг ) были более всего склонны к оценкам прозы Дж. Фаулза в контексте реалистической традиции. Английские же и американские исследователи (в частности, С. Лавди и др.) скорее более благосклонны к идее постмодернистской основы поэтики писателя. Представление о Дж. Фаулзе как о тотально постмодернистском писателе формируется в последнее время (например, в обзорах И. Ильина , В. Курицына ). В критических источниках существует несколько точек зрения относительно рассмотрения Фаулзом викторианской эпохи. Так, С.И. Филюшкина считает, что Фаулз рассматривает викторианскую эпоху как определенную социокультурную систему, предписывающую человеку жесткий набор норм поведения и способов моделирования действительности. Н.Ю. Жлуктенко, вводя понятие «рефлексии» над викторианской эпохой, считает, что данный роман сродни сатирическому. По мнению Н.Я. Дьяконовой, строгая карательная викторианская модель с ее панической боязнью плоти, с ее дуазизмом души и тела, с ее подавлением природных инстинктов и влечений не вызывает у Фаулза никакого сочувствия, ибо для писателя физическое и духовное в человеке неразделимо слиты, но даже эта мораль кажется ему предпочтительнее нравственной распущенности, которая на самом деле не освобождает, но выхолащивает, дегуманизирует чувство. Запрет же, по мысли Фаулза, способен одухотворять страсть, придать ей дополнительную остроту и глубину.

Читать дальше
Своеобразие поэтики романа состоит в том, что, постоянно вызывая читателя на сотворчество, Фаулз устанавливает с ним непосредственный контакт, широко пользуясь такими коммуникативными единицами, нас текстовые и внетекстовые авторские комментарии, включая в эти последние разнообразные цитаты в виде эпиграфов и снабжая текст развернутым аппаратом сносок, частично документальных, которые создают у читателя впечатление большой научной достоверности читаемого. Мы пытались показать, каким образом роман Фаулза повествует о духовном мире жителей викторианской Англии, о ее социальных устоях, культуре, о господствовавших тогда нравственных, религиозных, научных представлениях и порожденной ими психологии персонажей. На периферии романа появляются даже реальные исторические лица - поэты Данте-Габриэль и Кристина Россетти. В многочисленных внетекстовых и текстовых комментариях собран огромный научно-публицистический, исторический, литературный материал, иллюстрирующий особенности эпохи. Это создает впечатление достоверности, подлинности. Накапливая такой материал, Фаулз, однако, отказывается от исторического романа в его классической, скоттовской форме. История как таковая, воспроизведенная с педантизмом антиквара, может вызвать отвлеченный, умозрительный, но не эмоциональный интерес для людей XX в., вовлеченных в поток исторических изменений, Гораздо более стремительных и радикальных, чем все, которые им предшествовали. Современный романист может вызвать живой читательский интерес и сопереживание, лишь показывая, что, несмотря на огромные исторические сдвиги - в социальном устройстве, материальной культуре, вкусах, в отношении к проблемам пола и морали,- психология «обитателей» викторианской Англии не так уж сильно отличается от современной. Различие, как не раз повторяет Фаулз, проявлялось более в поведении, манере держаться, одеваться и говорить, в принятых речевых метафорах. Параллели, неутомимо приводимые Фаулзом, вплоть до настойчивого подчеркивания изменений в смысле слов и их оттенков, установление современных соответствий понятиям старого времени приближают к читательскому сознанию эпоху, отдаленную от нынешней на 100 лет. В изображении Фаулза болезненный конфликт, омрачивший отношения его героев, имеет двойственный характер. С одной стороны, он носит на себе отпечаток классовой и нравственной ограниченности викторианской эпохи и приводит к несчастным последствиям, которые в иных общественных условиях не могли бы возникнуть. С другой стороны, показывая и комментируя социальную обусловленность конфликта и тем самым создавая, в отличие от господствующей на Западе традиции, действительно исторический роман, Фаулз в то же время выводит этот конфликт за рамки чисто викторианские. Для Фаулза - это видно из всех его книг - невоспитанность души, самососредоточенность есть устойчивая тема, отражающая устойчивость существенных социально-психологических структур. Меняются формы проявления этих «констант», они приводят к разным последствиям, но при ее подвижности и изменчивости они в сущности остаются постоянными причинами. Исторический роман Фаулза есть одновременно и роман философский, Строенный на осмыслении прошлого в неразрывной связи с предшествующими и последующими эпохами. История становится в нем необходимым ключом к пониманию современности и в то же время к пониманию сложнейших проблем самоопределения личности. Соединяя чрезвычайную сложность и видимость простоты, серьезность мысли и легкость тона, сильное нравственное чувство и отсутствие традиционного морализирования, используя и пародируя художественные завоевания двух столетий, осмеивая викторианскую этическую узость XIX в. релятивизм XX в., Фаулз воссоздает характерные черты обеих эпох романе своеобразного, парадоксального историзма.
Читать дальше
БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Аникин Г.В. История английской литературы. - М., 1987 2. Долинин А. Паломничество Чарльза Смитсона // Фаулз. Дж. Подруга французского лейтенанта. - Л.: Художественная литература, 1985. – С.7. 3. Жлуктенко Ю.В. Английский психологический роман ХХ века.- Киев, «Высшая школа», 1988 4. За и против человека: Идейно-эстетическая борьба в культуре запада 70-х годов. - М., Сов. писатель, 1980. 5. Зверев А.М. За и против человека: Идейно-эстетическая борьба в культуре запада 70-х годов. - М., Сов. писатель, 1980, с. 187. 6. Ивашева В.В. Литература Великобритании // История зарубежной литературы ХХ в. (1945-1980) / Под ред. Л.Г. Андреева. - 2 изд. - М.: Изд-во МГУ, 1989; 7. Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ века. - М., 1991 8. Ивашева В.В. Что сохраняет время? - М., 1979 9. Ивашева В. Английский реалистический роман Х1Х века в его современном звучании. - М., «Художественная литература, 1974 10. Ильин И. Посмодернизм // Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. - М.: Интрада, 2006; 11. Кабанова И. Тема художника и художественного творчества в английском романе 60-70-х гг. (Дж. Фаулз и Б.С. Джонсон). Автореф. дисс.... канд филол. н. - М., 1986. 12. Курицын В. К ситуации постмодернизма // Новое литературное обозрение. - 1995. - № 11. – С.220. 13. Михальская Н.П. Английский роман ХХ века. - М., 1975 14. Николаев П.А. Введение в литературоведение. Режим доступа: philol.msu.ru 15. Фаулз Д. Заметки о неоконченном романе / Пер. с англ. И. Бессмертной // Иностранная литература. 2002. № 1. С. 242. 16. Фаулз Д. Любовница французского лейтенанта. СПб., 1993. С. 17. 17. Филюшкин С.Н. Современный английский роман. - Воронеж, издательство воронежского университета, 1988 18. Фрейбергс В. Творческий путь Дж. Фаулза. Автореф. дисс.... канд филол. н. - М., 1986. 19. Loveday S. The Romances of J. Fowles. - L., 1985.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
реферат
Анализ журнала The New York Times
Количество страниц:
10
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image