Поторопитесь заказать решение задач в Сургуте , пока нет дедлайнов.
. Действительно, исследование древнейшего периода возникновения и развития государства и права позволяет выработать более или менее четкие и ясные критерии понятия "право" вообще, тесную взаимосвязь его с возникновением государственного аппарата, социальной дифференциацией архаического общества и появлением института собственности. Вместе с тем теоретики и историки государства и права при изучении возникновения права в древнейших государствах сталкиваются с целым рядом проблем, связанных - прежде всего с недостатком письменных источников. Конечно, здесь на помощь приходят такие дисциплины как сравнительное правоведение и такая относительная новая отрасль знаний как юридическая антропология. Этнологи предложили целый ряд весьма ценных обобщающих критериев, характеризующих особенности развития архаического права, в частности, разделения его норм "по принципу либо объектов, либо субъектов правоотношения" , что является аналогом древнеримского деления права на вещи и лица. Однако, не используя четких и полных юридических критериев права, они часто не проводят более или менее определенную границу возникновения государства и права, иногда неправомерно называя предправом не только нормы позднеродового общества, но и архаическое право раннеклассовых государств, и даже вообще все добуржуазное право . Понятие "закон" иногда сводится ими лишь к понятию "запрета" и неправомерно приравнивается к первобытному табу . Многие ошибки этнологов связаны с тем, что они вообще склонны недооценивать необходимость изучения некоторых важнейших институтов древнейшего, в частности, европейского права. Действительно, юридическая антропология изучает преимущественно обычай, обычное право , в то время как генезис такого важного юридического понятия как закон, остается, как правило, вне рамок их исследований. Это понятие впервые было выработано в древнегреческом и римском обществе. Поэтому не случаен интерес западных теоретиков и историков права именно к генезису римского государства и права. В вопросе возникновения государства и права современные западные и отечественные юристы опираются именно на европейскую историю развития права, начиная с правовых учений Платона, Аристотеля, Цицерона и римских юристов . Говоря о роли и значении римского права в становлении и развитии современного европейского, так называемого "континентального" или "романо-германского" права, юристы обычно отмечают, что столь необычное долголетие древнеримского права связано с его универсальным, всеобъемлющим характером, основанным на логически ясной, стройной системе . Так, известный западный теоретик права Р. Давид отмечал, что "римский гений создал юридическую систему, не имеющую прецедентов» в мире" . Некоторые современные западные исследователи архаического римского права считают, что Законы XII таблиц не имели никакой внутренней системы и представляли собой примитивный набор приказов, запретов и правил судебной процедуры . Насколько правомерны подобные утверждения? Ведь основой всего цивильного права сами римляне всегда считали Законы XII таблиц . Отсюда вполне естественным было бы предположить, что уже в древнейшем римском своде законов были заложены какие-то основы этой системы. Таким образом, актуальность настоящего исследования состоит в том, что оно позволяет рассмотреть конкретные пути возникновения и развития римского права, выяснить, как в архаическом обществе, полном различных пережитков родового строя, складывались такие важные юридические понятия, как "ius" (право) и "lex" (закон). Не менее значимо и выявление основных закономерностей возникновения и развития права в древнейшем Риме. Цели и задачи исследования. Основной задачей работы является изучение истории создания Законов XII таблиц и анализ их внутренней структуры, т.к. это позволяет в значительной мере скорректировать устоявшиеся стереотипы о роли сословно-классовой борьбы плебса в развитии светского писаного права, о характере древнейшего цивильного права римлян. Это позволяет также – раскрыть такие важные институты архаического права как понимание под законом ясно выраженной и зафиксированной письменно воли народа, как принцип равенства граждан перед законом, как право апелляции к народу, как публичная и частная собственность и владение и т.д.