Введение 3
1. Естественнонаучные предпосылки превращения психологии в самостоятельную науку 4
2. Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологии 6
Заключение 9
Список литературы 10
Приложение 11
Читать дальше
Начало союзу психологии и естествознания было положено ещё во второй половине 19 века. Сюда относится: внедрение в психологию экспериментального метода (Г. Фехнер); выход в свет книги И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», в которой было показано, что психические явления не могут быть беспричинными и результат рефлекторной деятельности нервной системы; дальнейшее развитие рефлекторной теории Сеченова в учении И. П. Павлова об условных рефлексах.
Всё это составило научную основу психологических знаний. В настоящее время естественнонаучное обоснование усиливается за счёт углубленного изучения нейрофизиологических механизмов мозговой деятельности.
Огромное влияние на разработку основных проблем психологии оказали эволюционные идеи великого естествоиспытателя Чарльза Дарвина, изложенные в книге «Происхождение видов путём естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Они позволили выяснить роль психики в процессе приспособления живых существ к изменяющимся условиям среды, понять происхождение высших форм психической деятельности из низших, более примитивных. Дарвину удалось приложить идею эволюции всего живого к объяснению происхождения инстинктов животных, показав, что те же самые основные факторы, от которых зависит в процессе биологического развития изменение строения тела и отдельных его органов, являются движущими силами психического развития в филогенезе.
Итак, современная психология в своём развитии как самостоятельная наука обретает прочную естественнонаучную основу. Серьёзное изучение психологии предполагает познание законов естествознания (биологии, физиологии, неврологии, эволюционного учения).
Читать дальше
1. История современной психологии / Т. Лихи. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 448с.
2. Кукк В.А., Сергеев С.В., Решетников Б.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – 2-е изд. доп. и перераб. – Челябинск: Изд-во. ЮУрГУ, 2006. – 270с.
3. Марцинковская Т.Д. История психологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 544с.
4. Морозов А.В. История психологии. Учебное пособие для вузов. - 2-е изд. – М.: Академический Проект: Фонд «мир», 2005. – 288с.
5. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. — Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. — 622с.
Читать дальше