Введение.............................................................................................................3
1. Понятие «национальной культуры»............................................................5
2. Понятие и типология правовых систем.....................................................12
3. Формирование системы права как начальный этап развития культуры.....................................................................................................................16
Заключение......................................................................................................28
Список использованной литературы.............................................................30
Читать дальше
Эволюционное развитие многих стран свидетельствует о том, что определённые гарантии прав и свобод человека создаются на основе развитости институтов гражданского общества и демократического правового государства. В российском обществе продолжается процесс формирования новой государственности, становления правового государства и открытого гражданского общества. Изменения произошли и в правовой системе, и в национальной культуре российского общества. В связи с изменившимися социально-политическими условиями требуется качественно новая правовая культура граждан, темпы формирования которой не соответствуют современному состоянию общественно-политической системы. Данное обстоятельство требует научного осмысления тех трансформаций, которые происходят в правовой и политической сферах общественной жизни.
Национальная культура общества – это составная часть созданных им духовных ценностей. Среди значимых элементов данной категории можно назвать и определённый уровень правового сознания, и развитую правовую систему, и эффективное независимое правосудие, надёжные гарантии прав и свобод гражданина, прочные правовые традиции, юридическую грамотность граждан и многие другие факторы, которые определяют правовую жизнь государства.
Национальная культура выступает как социальное явление, имеющее ярко выраженную целевую направленность, охватывающее всю совокупность наиболее значимых ценностных компонентов правовой реальности. Она является неотъемлемым компонентом цивилизованности общества, взаимосвязанности правового государства и гражданского общества.
Гражданскому обществу, как отмечают исследователи , соответствует такая духовно-ценностная система, в которую включены гражданские права и свободы демократической ориентации: личная свобода, справедливость, неприкосновенность и безопасность граждан, право свободного существования и функционирования независимых объединений и др. Эта ценностная система способна функционировать в современном обществе, основанном на индивидуалистических принципах социального бытия. Для российского же общества характерно наличие принципа коллективизма, который является мощным духовным элементом социума. Данное противоречие не позволяет принять в качестве жизнеполагающих принципов основные положения гражданского общества. И если в эпоху политических и экономических трансформаций активно действующие субъекты – государство, политические партии, элиты – понимают и принимают необходимость правовых ценностей гражданского общества, то российское общество в основной своей массе ещё не готово к изменениям.
Таким образом, формирование и развитие национальной культуры гражданского общества должно способствовать повышению активности участия граждан в формировании властных структур, законодательном процессе.
Однако демократические реформы в России повлияли не только на изменения в политической системе государства, но и на общественное правосознание. Как справедливо отмечает Л.Е. Лапаева, многовековой опыт авторитаризма и государственного произвола породил правовой нигилизм у абсолютного большинства россиян.
Вопросы национальной культуры должны стать основой для создания условий роста и значимости права в жизни формирующегося гражданского общества в России.
Читать дальше
1. Актуальные теоретические проблемы правовой системы общества. Право и политика./ Бобылев А.И., Минниахметов Р.Г./ М., 2004. - 254с.
2. Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., "Былина", 1997. - 394с.
3. Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение. – 2000. – № 2. – 274 с.
4. Давид Р. Жоффре-Спинози К. Введение в основные правовые системы современности. М., 1996. - 301с.
5. Добрынина Е. Россия как она есть // Российская газета. – 2007. – 122 с.
6. Иванников И.А. Концепция правовой культуры // Правоведение. 1998. № 3. – 154 с.
7. Кистяковский Б.А. В защиту права.//"Вехи", М.,91, - 149с.
8. Карташов В.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Ч. 1. Ярославль., 1995. - 264с.
9. Макеев В.В., Працко Г.С. Духовная культура как нормативно-регулятивная система. // Право и культура: проблема взаимосвязи. Ростов-на-Дону, 1996. - 275с.
10. Марченко М.Н. Курс сравнительного правоведения. М., 2002. - 387с.
11. Малько А.В. Саломатин А.Ю. Сравнительное правоведение. Учебно-методический комплекс. М., 2008. - 397с.
12. "Население России 1997" Пятый ежегодный демографический доклад. М.,98. - 187с.
13. Невважай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение. – 2000. – № 2. – 487 с.
14. Общая теория права. Курс лекций//Под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993. - 657с.
15. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права, - № 3 - 2004 г.
16. Правосознание и государственность (круглый стол) // Государство и право. 1997. №7. - 264с.
17. Право и правовая система. Правоведение./ Алексеев С.С./ М., 1980.- 269с.
18. Право и культура. УДН., М., 2002. - 287с.
19. Правовые культуры: история, эволюция, тенденции развития: материалы межвузовской научной конференции. 26 марта 2003г. М., 2003. - 25с.
Читать дальше