Глава 1. Управление в сфере социальной защиты населения на государственном и муниципальном уровнях
1.1. Управа района Вешняки города Москвы и социальные направления ее деятельности
1.2. Деятельность Управления социальной защиты населения района Вешняки в качестве территориального органа Департамента социальной защиты населения города Москвы
1.3. Взаимодействие органа местного самоуправления и органа государственной власти в сфере социальной защиты населения на примере района Вешняки города Москвы
Глава 2. Оценка системы управления социальной защитой населения района Вешняки города Москвы
2.1. Преимущества и недостатки сложившейся в районе Вешняки системы управления социальной защитой населения
2.2. Предложения по улучшению деятельности органов, осуществляющих социальную защиту населения на территории района Вешняки города Москвы
Заключение
Список использованных источников
Приложение. Структура Управы района Вешняки города Москвы.
Читать дальше
Выводами по теме настоящего исследования я считаю следующие теоретические и практические положения.
Муниципальный район Вешняки города Москвы не наделен полномочиями по осуществлению на территории района полномочий по социальной защите. Однако, несмотря на то, что по сути социальная защита населения не входит в полномочия муниципальной власти, в структуре Управы создан отдел по социальным вопросам, в полномочия которого входят следующие функции:
• Разработка и реализация муниципальной политики в сфере социальной защиты жителей района;
• Нормативно-правовое регулирование деятельности подведомственных учреждений и иных организаций в сфере деятельности отдела.
• Формирование муниципальных программ социального развития.
• Адаптация межмуниципальных, республиканских и федеральных программ, направленных на развитие социальной сферы района.
• Контроль выполнения государственных и муниципальных социальных нормативов и стандартов.
• Реализация мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Функции по социальной защите населения осуществляются Управлением социальной защиты населения района Вешняки, которое структурно, через Управление социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы, подчинено департаменту социальной защиты населения города Москвы.
Таким образом, управление социальной защитой населения осуществляется органам исполнительной власти, которые имеют вертикальную систему власти и подчинения.
Анализ деятельности Управы района Вешняки города Москвы и Департамента социальной защиты населения города Москвы позволяет выделить три сферы взаимодействия органа местного самоуправления и государственных органов исполнительной власти в осуществлении социальной защиты людей:
4) информационный обмен и информационное взаимодействие;
5) пересечение в осуществлении мер социальной защиты теми и теми в рамках полномочий, установленных действующим законодательством;
6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления по вопросам оказания ими мер социальной защиты за счет местного бюджета.
В настоящее время в разных субъектах Российской Федерации сложились две системы управления социальной защиты. Одна предполагает наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения с одновременной передачей бюджетам муниципальных образований субвенций.
Вторая система предполагает внутреннее построение по принципу «вертикаль», где территориальные органы на местах являются государственными органами исполнительной власти и напрямую подчиняются вышестоящим органам на уровне субъектов Российской Федерации. Так работает система социальной защиты в Москве, где одним из низших звеньев является Управление социальной защиты района Вешняки города Москвы.
Автором внесены предложения о рассмотрении вопроса о наделении органов местного самоуправления полномочиями в сфере социальной защиты населения, поскольку это позволит избежать дублирование функций на государственном и муниципальном уровнях, значительно сэкономить бюджетные средства и улучшить качество предоставляемых государственных услуг.
Читать дальше
Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
3. Закон города Москвы от 06.11.2002 № 56 (ред. от 28.07.2011) «Об организации местного самоуправления в городе Москве»// «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 55, декабрь, 2002.
4. Постановление Правительства Москвы от 19 декабря 2006 г. N 1009-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте социальной защиты населения города Москвы» (с последующими изменениями)
http://www.znaytovar.ru/gost/2/Postanovlenie_1009PP_Ob_utverz.html.
5. Атаманчук Г.В. Функционирование государственного аппарата управления М., 2005.
6. Волгин И.А. Социальное государство: Учебник / И.А. Волгин, Н.Н. Грищенко, Ф.И. Шариков. – М.: Дашков и К, 2004
7. Зарембо Т. Ф., Савинов А. Н. Организация работы органов социальной защиты. Издательство «Академия» 2010. 192с
8. Кузнецов В.В., Ваховский В.В. Местное самоуправление в системе государственного управления: Учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 127 с.
9. Материалы сайта http://veshnyaky.info/content/?id=17
10. Мониторинг государственных и муниципальных услуг в регионе как стратегический инструмент повышения качества регионального управления: опыт, проблемы, рекомендации / Под общ. ред. В.В. Маркина, А.В. Осташкова. - Москва, Изд-вo Эксклибрис Пресc, 2008. - 321 c.
11. Рагозина Л. Полномочия органов местного самоуправления: практика и проблемы//Практика муниципального управления. 2006. № 11.
12. Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под ред. В.Г.Зотова - СПб .: Лидер, 2005. - 493 с.
13. Холостова Е.И. Социальная работа и социальная политика. Изд. «Дашков и К», 213с.
14. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. М.: Юрист, 2005. – 379с.
15. Широков А.Н., Юркова С.Н. Муниципальное управление. Учебник. Гриф УМО МО РФ. М: КноРус, 2010. - 248 с.
Читать дальше