В результате нашей работы, мы пришли к выводу о том, что в реальной
жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.
В процессе кризиса трех лет происходит психологическое отделение
ребенка от взрослого, именно это становится причиной для создания новой
социальной ситуации развития. Ребенок уже не находится только внутри
семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. В данном
случае, центром социальной ситуации выступает взрослый как носитель
общественной функции (взрослый - летчик, доктор и т.д.). Наряду с этими
обстоятельствами, ребенок, еще не в состоянии продуктивно участвовать в
жизни взрослых, он еще слишком мал. Данное противоречие находит свое
разрешение в игре, как в ведущей деятельности ребенка этого возраста. Игра
выступает единственной деятельностью, позволяющей смоделировать жизнь
взрослых и учиться моделям поведения в ней.
Возрастные кризисы выступают закономерными и необходимыми этапами
развития ребенка. Необходимо заметить, что нередко кризисы сопровождаются
проявлениями отрицательных черт поведения (конфликтность в общении,
упрямство, негативизм). Источник этого явления заключается в противоречии
между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и ранее
сложившимися видами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими,
приемами педагогического воздействия.
Первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса трех лет,
- негативизм. В то же время, необходимо отличать детский негативизм от
обычного непослушания. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с
тем, что предлагают ему взрослые. В то же время, если ребенок не голоден, а
его заставляют, есть – это не будет являться негативизмом. Это будет
отрицательной реакцией на требование взрослых, на то, что он по определению
не хочет делать.
Еще одним важным симптомом является своенравие. Оно заключается в
тенденции ребенка к самостоятельности. Теперь ребенок хочет все делать сам.
Многие зарубежные исследователи говорят о том, что зачастую родители
стремятся, все же выполнять за ребенка действия, которые он делает неумело
или медленно (застегивают куртку, убирают тарелку со стола), тем самым еще
более провоцируя ребенка на своеволие.
В младшем дошкольном возрасте происходит формирование первых
представлений о труде человека, как необходимом виде деятельности, не
только взрослого, но и ребенка, в период кризиса необходимо учитывать все
эти особенности, нельзя считать, что ребенок не интересуется ничем, и
ничего не хочет. Это кардинально ошибочная точка зрения.
Ребенка семи лет отличает, прежде всего, утрата детской
непосредственности. Главную роль в утрате непосредственности принадлежит
недостаточной дифференцированностьи внутренней и внешней жизни. Переживания
ребенка, его желания и выражение желаний, иными словами поведение и
деятельность, обычно представляют у дошкольника еще недостаточно
упорядоченное целое. У взрослого жизнь сильно дифференцирована, поэтому
поведение взрослого человека не производит впечатления столь
непосредственного и наивного, как поведение ребенка.
В семилетнем возрасте начинает возникать структура переживаний, когда
ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит»,
«я добрый», «я злой», иными словами у него возникает осмысленная
ориентировка в собственных переживаниях. С появлением новых видов
деятельности, с возникновением новых связей с окружающими у ребенка
возникают и некоторые новые критерии, как своих одноклассников, так и
самого себя. Суждения взрослого становятся фундаментом для размышлений
ребенка на тему оценивания окружающих людей.
У ребенка этого возраста возникает обобщение чувств, иными словами,
если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает
аффективное образование, характер которого так же относится к единичному
переживанию или аффекту. Здесь мы сталкиваемся с понятием самооценки
дошкольника. Развитие самооценки у детей, по мнению П.Т. Чаматы, проходит в
два этапа: на первом этапе, ребенок, при оценки своих действий
ограничиваются главным образом, именно ими, то есть, тем, что он совершает.
На втором этапе в область самооценки начинают включаться внутренние
состояния и моральные качества личности. Формирование второго, высшего
этапа самооценки начинается в подростковом возрасте и продолжается в
течение всей жизни человека по мере накопления социального опыта и
дальнейшего умственного развития.
В ходе нашей работы, нами были решены следующие задачи:
1. Изучены новообразования младшего дошкольного возраста.
2. Рассмотрена характеристика кризиса трех лет.
3. Исследовано развитие ребенка в старшем дошкольном возрасте.
4. Проанализирован кризис семи лет.