ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА И СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 8 ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ПРИЮТА «ХОВРИНО» 14 2.1. ОСОБЕННОСТИ И ПОРЯДОК ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ПРИЮТЕ «ХОВРИНО» 14 2.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В ПРИЮТЕ «ХОВРИНО» 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

курсовая работа
Социология
35 страниц
100% уникальность
2012 год
108 просмотров
Шатохина К.
Эксперт по предмету «Социальная работа»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА И СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 8 ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ПРИЮТА «ХОВРИНО» 14 2.1. ОСОБЕННОСТИ И ПОРЯДОК ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ПРИЮТЕ «ХОВРИНО» 14 2.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В ПРИЮТЕ «ХОВРИНО» 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
Читать дальше
Современное российское общество на сегодняшний день существует в довольно сложной для психики каждого человека ситуации. Число людей, которые были вынуждены обратиться к психологу, за последние 4-5 лет очень выросло. Причиной подобного неврологического синдрома стали социальные катаклизмы, произошедшие в нашей стране и затронувшие не только отдельных лиц, но целые общественные слои.


Если ищите срочно онлайн дипломы , то обращайтесь на наш сервис.


. В группу риска попадают не только люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию - например, беженцы. Согласно заявлениям психиатров, около 80% выпускников детских домов имеют психические расстройства. Психологические проблемы наблюдаются и у воспитанников приютов. Персонал подобных заведений должен быть готов с первого же дня пребывания ребенка в учреждении оказать ему помощь и начать психологическую работу. Решить проблему социальной и психологической реабилитации можно на самом первом этапе - попадании ребенка в приют. Это обстоятельство предполагает довольно острую постановку проблемы развития службы психологической помощи, подготовки квалифицированных специалистов, которые владели бы технологиями работы с детьми и подростками. В общем, эффективность социальной работы в приюте зависит от ряда показателей: экономического благосостояния, материальной базы, верности принимаемых управленческих решений, уровня педагогической, психологической подготовки. Уровень психологической помощи в социальной работе является одним из важнейших факторов ее успеха. Психологические средства могут помочь сформировать доверие ребенка как к конкретному специалисту, таки к родителям и обществу в целом. Немаловажное значение имеют и формирование у ребенка социальных отношений, в которых ключевыми выступают психологические компоненты: интересы, потребности, чувства, установки, идеалы и др. Практическая психология и ее методы становятся важнейшей частью социальной работы. Например, методы социального научения предполагают использование механизмов социального восприятия, социального мышления. Психологические основы социальной работы берут свое начало из теории личности. Суть социальной работы связана с типизацией личностей, и в соответствии с этим педагог-психолог определяет тактику и стратегию своего поведения. На практике широко применимой становится теория акцентуации характеров. К примеру, психолог выявляет положительные и отрицательные черты характера, определяет конфликтогенные ситуации, а после этого подбирает психотехнические упражнения и дает педагогические рекомендации. Уже довольно долгое время в практике социальной работы применяют психологические методы. Их психологическая сущность направлена, тем не менее, на совершенствование социума, решение задач социализации. Существенные результаты в социальной работе достигаются при помощи методов психодиагностики, которые решают разнообразные проблемы в определении социально-психологических характеристик личности. В социальной работе часто встречаются на практике психологические консультации. К ним прибегают родители, обращающиеся в социальный приют. В ходе социальной работы психолог помогает ребенку сделать жизнь осмысленной, значимой, реализовать индивидуальность, оптимизировать жизненное пространство, развивать жизненные силы. Однако она не может проходить в одностороннем порядке, если у ребенка есть родители. Психологические консультации часто становятся выходом для семей, переживающих трудности. «Эффективность ресоциализации диктует необходимость социально-педагогического сопровождения каждого воспитанника с учетом его своеобразия и проблем, которые необходимо решить в процессе дальнейшего жизнеустройства»[1]. Несомненно, подобное сотрудничество на практике социологии и психологии сказалось и на теоритическом уровне их взаимодействия. В учениях ряда теоретических школ, которые существуют в современной психологии, развиваются и крепнут гуманистические тенденции, пропагандирующие веру в человека как высшее создание на Земле, возможность его успешного саморазвития и самосовершенствования. В рамках теории социальной работы также формируются новые парадигмы, которые оказываются тесно связанными с психологическими процессами. Сегодня квалифицированный специалист в области социальной работы должен иметь значительную психологическую компетентность и подготовленность. Отечественная педагогика и психология имеет традиции активного изучения проблем развития личности ребенка. Масштабные исследования проводились в 60-90-е годы XX века. Одними из основателей этого направления можно назвать Л.И. Божович, Л.С. Выготского, М.Р. Гинзбурга, Л.Г. Десфронтейнес, И.С. Кона. Проблемы воспитания детей затрагивались в работах A.B. Мудрика, A.B. Петровского, М.М. Рубинштейна, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина, а также ряда зарубежных исследователей, среди которых: П. Блос, М. Кле, X. Ремшмидт, Э. Эриксон и др. Уделялось внимание и развитию знания о девиантном поведении подростков. Этому посвящены работы следующих педагогов и психологов: М.Л. Алемаскина, Б.Н. Алмазова, С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, Г.Г. Бочкаревой, Б.С. Братусь, А.Д. Глоточкина, И.В. Дубровиной, B.C. Мухиной, В.Г. Степанова, Л.Б. Филонова и др. Подробное изучение этих вопросов велось и в психологической области. Профилактика возникновения девиаций, механизмы раннего распознавания личностных изменений, которые ведут к девиантному поведению, разработка способов практического решения проблемы заставляла ученых работать над выявлением личностных особенностей, детерминирующих возникновение отклонений в поведении (В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Е.В. Заика и др.). Вопросы перевоспитания несовершеннолетних освещены в работах М.А. Алемаскина, И.П. Башкатова, A.C. Белкина, Л.И. Беляевой, Л.М. Зюбина, А.И. Кочетова, И.А. Невского, В.М. Обухова и других. И в последние годы работа по данным направлениям не останавливалась. Психологами и педагогами был выполнен ряд исследований по диагностике девиантного поведения: работы Ю.М. Антонян, В.М. Бехтерева, Е.Л. Иванова, Д.Д. Исаева, Д.Н. Исаева, А.Г. Ковалёва, И.С. Кона, В.Т. Кондратенко, А.Е. Личко, И.А. Невского, В.Ф. Пирожкова, Д.И. Фельдштейна и др. Проблема развития личности в воспитательно-образовательном процессе сохраняет значимость в психолого-педагогических исследованиях. Большинство исследователей (Т.В. Анохина, А.Г. Асмолов, Г.А. Берулава, А.Б. Добрович, ИВ. Дубровина, Л.А. Петровская, Д.Б. Эльконин и др.) подчеркивают значительную роль педагогов и психологов образовательного учреждения в личностном становлении воспитанника. В современных психологических концепциях делается акцент на том, что проблема развития личности воспитанников социальных приютов должна решаться целостно, что требует системного подхода к выявлению и учету особенностей самих детей и окружающей их среды до поступления в социальный приют. Необходимо понимание природы детских проблем и механизма их формирования (Л.В. Байбородова, В.В. Барабанова, Л.Г. Жедунова, Н.П. Иванова, МЛ. Ковальчук, Е.В. Орлова, В.А Поварницына, В.В. Рысьев и другие). Одним из направлений деятельности практического психолога социального приюта является психологическое сопровождение развития личности воспитанников. Теоретические и практические аспекты психологического сопровождения достаточно полно отражены в работах современных ученых (А.Г. Асмолова, А.Ф. Березина, Л.Я. Газмана, И.В. Дубровиной, И.Б. Котовой, СВ. Кривцова, А.Г. Лидерса, E.H. Шиянова и др.). Особое внимание исследователи обращают на механизмы, направления, виды, способы и условия оказания психологической помощи и поддержки подросткам общеобразовательных и интернатных учреждений. Настоящее исследование направлено на изучение психологических методов, используемых в социальной работе, проводимой в детском приюте. Постановка такой цели предполагает решение ряда следующих задач: 1. Рассмотрение места психологического знания в современной социальной работе; 2. Выделение психологических методов, применяемых в социальной практике; 3. Характеристика работы, проводимой в приюте для детей и подростков «Ховрино»; 4. Исследование психологических методов, имеющих место на занятиях с детьми в приюте «Ховрино». Объектом исследования является приют для детей и подростков «Ховрино». Предмет исследования – психологические методы в социальной работе, проводимой в приюте «Ховрино».

Читать дальше
Анализ реальной практики показывает, что готовых образцов работы с каждым ребенком, схем правильного консультирования родителей и педагогов не существует, невозможно выработать типовой подход к группе детей. В процессе практического взаимодействия и занятий определяется оптимальное соотношение методов и приемов, наиболее эффективное в каждом конкретном случае. Тем не менее, возможно определение ряда принципов социально-психологической работы, которым необходимо следовать: 1. Способность отличить главное от второстепенного. В основе этого умения лежит технология выбора наиболее важных мотивов и побуждений и отказа от несущественных. Если выбор становится сознательным психическим действием, то мы освобождаемся от многочисленных, не стоящих внимания проблем и можем объективнее оценивать обстановку и эффективно решать различного рода кризисные ситуации. 2. Внутреннее спокойствие, которое в то же время вовсе не исключает энергичность и активность человека. Однако основной упор здесь стоит сделать на сохранении сложившейся системы личностных ценностей, иерархии мотивов, ясности ума и четкости поведения, т.е. создание оптимальной психической раскованности, способствующей лучшей самоорганизации личности. 3. Эмоциональная зрелость и устойчивость. Эмоции выступают своеобразным и обязательным фоном для развертывания мотивационных и волевых процессов, в основе которых лежат принципы высокой нравственности. 4. Определение меры воздействия на события. Способность по объективным причинам усиливать или сдерживать мотивацию в зависимости от складывающейся ситуации, событий, обладающих собственной внутренней логикой развертывания. 5. Способность оценивать проблему с различных точек зрения становится особенно полезным в ситуации, когда человек должен сопоставить, оценить, соединить разные мотивы своего поведения. 6. Готовность к любым неожиданным событиям предполагает наличие гибкости, своевременного и адекватного реагирования на внешние изменения, но, естественно, при этом не следует нарушать основное ядро личностной мотивации. Это умением предполагает также способность воспринимать действительность такой, какая она есть, а не такой, каковой человеку хотелось бы ее видеть. Следование этому принципу способствует сохранению психической устойчивости даже в случаях, лишенных, с точки зрения индивида, жизненной логики и внутреннего смысла. 7. Желание выйти за рамки проблемной ситуации предполагает постоянное стремление к решению своих противоречивых отношений с миром, к поиску новых, более содержательных мотивов жизнедеятельности, что дает возможность личности повысить жизненную устойчивость в экстремальных ситуациях. 8. Наблюдательность. Большинство ненужных, бесполезных реакций, мыслей и действий отпадут, если человек научится беспристрастно наблюдать за собой со стороны. Когда человек приучает себя к оцениванию своих желаний, побуждений, мотивов, ему становится легче управлять ими и регулировать их. 9. Дальновидность означает предохранение человека от ситуативного подхода к решению актуальных проблем и заставляет отвергать непродуктивные, с точки зрения будущего развития событий, способы мотивации, блокировать формирование и развитие конфликтогенных мотивов. 10. Желание понять других означает выработку способности понимать мотивацию других, прислушаться к иному, пусть даже противоположному мнению, что не только облегчает общение, но и помогает предвидеть поведение людей в той или иной ситуации. 11. Способность извлекать положительный опыт из всего происходящего. Это качество позволяет критически оценивать ныне действующие мотивы, а также те, которые только начинают входить в общую систему мотивации, определяющую перспективу жизнедеятельности человека. Именно здесь бывает важно учесть причины прежних неудач и ошибок и своевременно отказаться от сомнительных и неконструктивных побуждений. Психологическое сопровождение развития личности подростков в социальном приюте будет эффективным, если: • планирование и реализация психологического сопровождения в социальном приюте осуществляется с учетом особенностей контингента воспитанников подросткового возраста и самих условий социального приюта; • в структуре психологического сопровождения согласованы целевой, содержательный, технологический, оценочно-результативный компоненты деятельности практического психолога на основе субъект — субъектных отношений с воспитанником; • основой работы практического психолога является разработанная программа психологического сопровождения развития личности подростков, находящихся в социальном приюте; • критериями эффективности психологического сопровождения развития личности подростков в социальном приюте выступают позитивные изменения в уровне коммуникативности, самопринятия и самореализации воспитанников.
Читать дальше
1. Айви Е., Айви М.Б., Саймен Л.Д. Консультирование и психотерапия: Сочетание методов теории и практики. Новосибирск, 1992. 2. Аксенова, Л.И Социальная педагогика в специальном образовании/ Л.И. Аксенова. - М., 2001. - 108с. 3. Альжев Д.В. Социальная педагогика. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. 4. Андреева, И.Н. Онтология по истории и теории социальной педагогики. М., 2001 . - 345с. 5. Андреева Г.М. Социальная психология.— М.: Аспект Пресс, 2004. 6. Асаджиоли Р. Психосинтез. М., 1993. 7. Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. История социальной педагогики.// Н.Ф.Басов и др. М.,2005. - 278с. 8. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2008. 9. Гриценко В.В. Социально-психологический практикум. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2004 — 184 с. 10. Гуслякова Л.Г., Демина Л.Д. Психология и социальная работа. Барнаул, 1991. 11. Долгополова А.В. Практикум. Социальная психология. - Самара. Самарский университет. 2002 г. - 68 с. 12. Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Введение в практическую социаль-ную психологию. - М. , 1999, 195 с. 13. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьева О.В. (ред.) Введение в практическую социальную психологию. 3-е, исправленное изд. М.: Смысл, 1999. —377 с. 14. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы учебное пособие для ВУЗов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002г. 15. Кантор В.З., Калягин В.А., Корчагина Г.А. Социально-реабилитационные технологии: Учебно-методический комплекс. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 181 с. 16. Клецина И.С. Практикум по социальной психологии. – Спб.: Питер Год: 2008. 17. Козлов А.А., Иванова Т.Б. Практикум социального работника.// А.А. Козлов, Т.Б. Иванова Ростов-на-Дону, 2001. - 206с. 18. Козлов В.В. Психотехнологии в социальной работе /Сб. под ред. Козлова В. В. – Ярославль: МАПН, 1998 – 201 с. 19. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога - практика: Справочно-энциклопедическое издание. - М.: ПЕР СЭ, 2007. 20. Курбатов В.И. 110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы. – М: Кнорус, 2011. – 190 стр. 21. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. – М.: Академия, 2009. 22. Маслоу Абрахам Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. Татылбаевой А.М. Вступительная статья Чубарь Н.Н. – СПб.: Евразия, 2001. – 478 с. 23. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 208 с. 24. Медведева Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы. – М.: изд. МГСУ, 2002г. 25. Мокшанцев Р.И. Конфликтология в социальной работе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 320 стр. 26. Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты. Советы воспитателям и опекунам.// Е.И.Морозова М., 2002. - 55с. 27. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2005. 28. Наместникова И.В. Этические основы социальной работы. – М: Юрайт, 2011. – 368 стр. 29. Необычная психотерапия: (Психотерапевтические техники Милтона Эриксона). - М., 1986. 30. Никитина Л.Е. Социальная педагогика. – М.: Акад. Проект, 2007. 31. Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008. 32. Общая психодиагностика / Ред. А.А. Бодалев и др., М, 1986. 33. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 368 с. 34. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия / Пер. с англ. Т.Рожковой, Ю. Овчинниковой, Г. Пимочкиной. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 512 с. (Серия «Психологическая коллекция»). 35. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе// В.М.Сафронова. М., 2002. - 398с. 36. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы к групповой работе с людьми. - СПб., 1992. 37. Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.// Л.К.Сидорова М., 2004. - 100с. 38. Словарь социального педагога и социального работника. Мн., 2003. - 236с. 39. Социальная работа: Теоретические основы подготовки социальных работников. - М., 1992. 40. Социальная работа, теория и организация /Под ред. П.П. Украинец. Мн., 2005 . - 381с. 41. Теория и методология социальной работы. Учебное пособие для высших учебных заведений. Под ред. Проф. С.И. Григорьева, Изд-во "Наука" 1994. 42. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. М.: Тула, 1993. Т. 1,2. 43. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Под ред. Профессора П.Д. Павленка. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2006г. 44. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. Со-держание и методы психосоциальной практики. – М: Юрайт, 2010. – 400 стр. 45. Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика. – М.: Владос, 2009. 46. Якушев А.В. Социальная защита. Социальная работа. Конспект лекций. - М: А-Приор, 2010. – 144 стр.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image