На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Современное развитие жилищно-коммунального хозяйства характеризуется высокой степенью монополизации рынка коммунальных услуг. Это является основной причиной всех существующих проблем в области ЖКХ. Задачей жилищной политики государства должно являться обеспечение граждан конституционным правом на жилье и доступность коммунальных услуг. Но ситуация такова, что жилищная политика не обеспечивает решение данных задач. Договоры на коммунальное обслуживание заключаются формально и не обеспечивают минимальных стандартов качества обслуживания. Не создан реальный механизм стимулирования ресурсосбережения.
Инвестиции в коммунальное хозяйство снижаются. Продолжает нарастать износ основных фондов, снижаются надежность и устойчивость систем инженерного обеспечения. При этом жилищная политика не обеспечивает интересы как необеспеченных, так и обеспеченных слоев населения. Для необеспеченных слоев населения главным является доступность базовых коммунальных услуг с оптимальным соотношением «цена-качество».
Для обеспеченных слоев населения главным является возможность получения расширенного комплекса коммунальных услуг повышенного качества. Сложившаяся структура ЖКХ способна обеспечивать узкий круг коммунальных услуг низкого качества по высоким и одинаковым для всех типов потребителей ценам. При этом у потребителя нет возможности выбирать уровень качества, ассортимент и качество услуг.
Одной из основных задач реформы ЖКХ является обеспечение гарантированного качества жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению. Однако необходимо отметить, что подходов к оценке качества услуг в сфере ЖКХ, достаточно много, однако все они имеют довольно ограниченную сферу применения, и могут «работать», например, или в условиях конкретных предприятий, или конкретных регионов. В ряде исследований, выделяются разнообразные мультипликаторы, для оценки качественной составляющей услуг ЖКХ, однако на государственном уровне, определенной методики нет.
Услуги ЖКХ представляют собой виды деятельности, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта.
Потребность в услугах ЖКХ возрастает под воздействием интенсивности труда, необходимостью повышения качества человеческого капитала, закона возрастания потребностей.
Уровень качества услуг ЖКХ различен на рынке услуг, но потребителю (покупателю) за неимением времени и опыта крайне можно определить этот уровень в момент покупки. Кроме того, он не знает предыстории предлагаемой ему услуги ЖКХ и обладает меньшей, чем продавец, информацией о качестве услуг.
Город Улан-Удэ — стабильно развивающееся муниципальное образование с достаточно развитым ЖКХ. Этому способствует слаженная работа администрации, в частности сотрудников комитета по управлению жилищно-коммунальным хозяйством. Указанный комитет является функциональным органом Администрации городского округа и подчиняется заместителю главы администрации города.
В ЖКХ города за период 1990-х – 2000-х годов произошли большие изменения – создана новая система управления жилищным фондом. На смену малоэффективным ЖЭУ, работающим по затратному принципу, пришли управляющие организации, товарищества собственников жилья. Форма управления многоквартирными жилыми домами через управляющие организации стала наиболее распространенной в г. Улан-Удэ. В настоящее время в городском округе Улан-Удэ функционируют 53 управляющих организаций. Часть собственников избрали способ управления многоквартирным домом путем образования ТСЖ.
Большое внимание в сфере ЖКХ города уделяется ежегодному проведению мероприятий по замене сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. В последние годы в жилищно-коммунальном комплексе городского округа системно и целенаправленно обеспечивается комплексный и программно-целевой подходы к решению проблем отрасли.
Основной целью управления сферой ЖКХ города является разработка и осуществление комплекса мероприятий, повышающих надежность функционирования всего городского хозяйства. Администрация города Улан-Удэ в своей деятельности по реформированию ЖКХ придерживается государственного курса модернизации сферы, но в силу сложности управления данной сферой имеются недостатки в реализации рассматриваемого процесса.
Уровень качества жилищно-коммунальных услуг находится в зависимости от состояния основных фондов, профессионализма и эффективности деятельности субъектов управления, методов государственного регулирования экономических отношений в сфере ЖКХ, а также от динамики изменения потребностей и платежеспособного спроса населения на услуги ЖКХ. В Улан-Удэ используется интегрированный подход к оценке качества услуг ЖКХ.
Оценка качества услуг ЖКХ города Улан-Удэ, в общих случаях, базируется на основе измерения следующих показателей: качества предоставляемых услуг, тарифов и цен на них, расходов на этапе эксплуатации и качества сервиса.
Эти факторы по каждому виду услуг могут сравниваться с установленными нормативами (регламентами) и стандартами, или по мере развития конкурентной среды – с аналогичными показателями конкурентов;
Основной проблемой системы оценки качества услуг в ЖКХ города Улан-Удэ является тот факт, что поставленные задачи снижения издержек, повышения качества услуг и их стоимости часто рассматриваются отдельно, без их взаимоувязки и системности.
Оценка эффективности деятельности ЖКХ и качества услуг должна проводиться с помощью системы показателей, характеризующих программные мероприятия в сфере ЖКХ города, наиболее эффективные формы управления жилищным фондом, а также конкурентоспособность и экономическую устойчивость предприятий и организаций в сфере ЖКХ.
Приоритетные направления совершенствования экономического механизма управления ЖКХ заключаются в формировании эффективной системы организации и условий договорных отношений, создании условий для развития конкурентных отношений и привлечения частного бизнеса на рынок жилищно-коммунальных услуг, создании экономической заинтересованности (мотивации) участников процесса предоставления услуг в снижении непроизводительных затрат за счет конкурсного их отбора и внедрении методов контроля и мониторинга оценки результатов и качества функционирования организаций ЖКХ.
Проблемной областью управления объектами ЖКХ являются несоответствие между высокой значимостью социально-потребительской функции, функцией генерирования денежных средств, функцией эксплуатационного и воспроизводственного управления и низкой надежностью реализации этих функций. Для контроля над эффективностью данных показателей предлагается перечень показателей конкурентоспособности жилищно-коммунального комплекс и возможности его расчета.
Предлагаемый методический подход, с одной стороны, отражает эффективность функционирования жилищно-коммунального комплекса через показатели динамики себестоимости и роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, уровень бюджетных расходов на дотации предприятий ЖКХ, снижение удельных издержек оказание услуг, общий объем текущего финансирования и инвестиций, уровень износа жилищного фонда систем инженерного обеспечения, объем затрат на энергосберегающие мероприятия, число получателей льгот и субсидий и т.д.
Подводя итог, отметим, что в целях повышения эффективности системы управления ЖКХ конкретного города (в нашем случае Улан Удэ) должна быть внедрена система управления информационными и финансовыми потоками в жилищно-коммунальном хозяйстве округа.
В связи с этим необходимо провести работу по разработке методических документов для реализации мероприятий по внедрению системы управления качеством ЖКХ, включающих в себя:
- разработку критериев оценки и требований к работе организации, управляющей жилищным фондом подлежащих отражению в договоре на управление;
- разработку индикаторов деятельности организации управляющей жилищным фондом;
- разработку индикаторов и критериев оценки качества информации, поступившей на пульт диспетчера, возможность проведения мониторинга на основе имеющихся, критерий качеств;
- разработку системы мониторинга оценки качества деятельности подрядных организаций, наличие единых унифицированных индикаторов и критерий оценки деятельности, являющихся приложением договоров.
Кроме того, отметим, что повысить эффективность системы управления ЖКХ невозможно без единой интегрированной информационной системы, без автоматизации и диспетчеризации производственных, эксплуатационных и ремонтных процессов, работы информационных расчетных центров по обслуживанию населения и субъектов хозяйствования в этой сфере.