Введение 3
География транспортного комплекса России 4
Выводы 18
Список литературы 19
Читать дальше
Современная Россия обладает мощным, многоотраслевым, полифункциональным транспортным комплексом, на ее территории представлены все виды транспорта. По общим объемам перевозимых грузов и пассажиров, по величине грузо- и пассажирооборота Россия наряду с США и Китаем входит в лидирующую тройку государств. Однако столь значительные объемы работы отечественного транспорта во многом обусловлены одним из самых топливо- и сырьеемким в мире хозяйственным комплексом и гигантскими расстояниями перевозки грузов.
Максимальный объем грузооборота отечественного транспорта — 5890 млрд. т/км был достигнут в 1990 г. Затем в годы экономического кризиса он стал стремительно сокращаться (почти в 2 раза) и лишь начиная с 1999 г. его рост возобновился.
Для России с ее значительными континентальными пространствами, суровым климатом и крупными перевозками грузов на большие расстояния первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими удельными издержками грузоперевозок, большой пропускной способностью и высокими скоростями.
Поэтому в условиях России наиболее экономичны и эффективны для массовых перевозок грузов на большие расстояния железнодорожный и трубопроводный транспорт, на них и падает основной объем грузооборота — 93% в 2007 г.
Для РФ, имеющей огромные расстояния между западной и восточной границами, значение транспорта особенно велико. Транспортная политика становится важной составляющей общегосударственной стратегии, и особое значение приобретает задача сохранения ЕТС как инструмента этой политики.
Транспорт всегда был и остается «геополитической доминантой» России, способствующий экономическому и политическому возрождению страны, сохранению её единства и дальнейшей интеграции.
Читать дальше
1. Экономическая география России: Учебное пособие. – М.: Юнити, 2009. - С.230-249.
2. Перепелюк А. В., Бондаренко В. О., Мироненко Л. А.. Экономика промышленного транспорта: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1987.-С. 336.
3. Экономическая и социальная география: Справочные материалы. –М.: Просвещение, 2009. - С.102-110.
4. Громов Н. Н., Панченко Т. А., Чудовский А. Д. Единая транспортная система: Учебник для вузов. – М.: Транспорт, 2007. – С. 304-306.
5. Аксенов И. Я. Единая транспортная система: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2001. - 383с.
6. Терешина Н. Л. Конкурентоспособность железных дорог: региональные аспекты // Железнодорожный транспорт, 2000. - №6. - С. 51-54.
7. Экономическая география транспорта / Под ред. М. М. Казанского. – М.: Транспорт, 2001. - 280с.
8. Экономическая и социальная география России / Под ред. А. Т. Хрущева. - М.: КРОН-ПРЕСС, 2007. - С.282-302.
9. Экономическая и социальная география России: Основы теории и практики: Учебное пособие / Под ред. Гребцовой. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – С.316-367.
10. Региональная экономика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Т. Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, Юнити, 2005. - С.140-148.
11. Козьева И. А., Кузьбожев Э. Н. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие для вузов. – Курск: КГТУ, 2000. - С. 121-130.
Читать дальше