В жизни предприятия кризисы или угроза кризисов - постоянное явление. Возникновению кризисного состояния предприятия предшествуют исходные экономические явления.
Существует большое количество мероприятия, которые позволяют предприятию выйти из состояния нестабильности или предотвратить его. Сделать это поможет грамотная система управления и контроля, как за деятельностью предприятия, так и за внешней средой. Ухудшение экономического положения предприятия обусловлено системой внешних и внутренних факторов.
В этой связи антикризисное управление призвано противостоять нестабильности резко изменяющихся условий хозяйствования. Преодоление кризисных явлений и ситуаций возможно лишь при формировании эффективного и быстро реагирующего на изменяющиеся условия антикризисного управления. Соответственно антикризисное управление охватывает все стадии развития кризисного процесса, в том числе и его профилактику.
Антикризисное управление необходимо рассматривать в качестве системы управления в условиях кризиса с соответствующей конкретизацией цели, принципов и элементов, обеспечивающих ее функционирование.
Антикризисное управление должно быть приспособлено, прежде всего, к решению принципиально новых проблем и выработке новых управленческих решений по предотвращению, смягчению или ликвидации в сжатые сроки кризисных явлений и ситуаций в большей степени, чем управление, используемое в обычном режиме хозяйствования. Специфическими особенностями антикризисного управления являются:
- возникновение задач, ранее не свойственных режиму функционирования хозяйственной системы и ее прошлому опыту;
- необходимость экстренной и обоснованной выработки системы антикризисных мер по предотвращению, минимизации или ликвидации последствий кризисных явлений, а также их немедленной практической реализации в процессе хозяйственной деятельности;
- подготовка и переподготовка управленческих кадров, перестройка стиля их деятельности применительно к резко изменившимся и принципиально новым, ранее неизвестным условиям хозяйствования.
Перед предприятием, стремящимся выйти из кризиса, стоят две задачи:
- устранить последствия кризиса - восстановить платежеспособность и стабилизировать финансовое положение предприятия;
- устранить причины кризиса - разработать стратегию развития и провести на ее основе реструктуризацию предприятия с целью недопущения повторения кризисных явлений в будущем.
На практике стратегии антикризисного управления реализуются посредством комплексов взаимосвязанных, постоянно адаптирующихся к изменяющимся условиям организационных, экономических, политических, технических, технологических и других антикризисных мероприятий, направленных на обеспечение устойчивой и эффективной хозяйственной деятельности. Такие комплексы мероприятий представляют собой не что иное, как системы антикризисного управления.
Общепризнанно, что в условиях кризиса не срабатывают стандартные инструментарии управления. Критерии принятия решений кардинально изменены: на главные позиции на смену принципам рациональности и перспективности вынужденно приходят принципы срочности и финансовой обеспеченности. Теория и практика банкротства подчеркивает важность срочного применения первоочередных мер, направленных на максимально быстрое восстановление платежеспособности и ликвидности должника, пренебрегая стратегическими интересами и целями. Возможно, ввиду этого сложилось, что ведущую роль в антикризисном управлении играет сегодня финансовый менеджмент, решающий задачи управления денежными потоками. Стратегический менеджмент является второстепенным элементом системы антикризисного управления, в банкротстве его подменяет долгосрочное планирование, целью которого на перспективу является полная финансовая стабилизация предприятия.
ООО «Мастер Ланч» - это кафе, расположенное по адресу: Московская обл., Климовск, ул. Молодежная, 15. «Кафе «Мастер Ланч» было открыто 20.08.2010 года, имеет 30 посадочных мест, несмотря на то, что в данном районе расположены места для отдыха (кафе, закусочные и др.), данное кафе пользуется спросом у населения и имеет своих постоянных клиентов.
Миссия кафе «Мастер Ланч» - это удовлетворение нужд современного человека в еде и отдыхе, хорошего время провождения, максимум внимания каждому гостю с тем, чтобы его пребывание было приятным и комфортным.
Кафе является предприятием с полным производственным циклом, на котором выполняются все стадии технологического процесса приготовления пищи, организуются универсальные рабочие места, характерные для бесцеховой структуры предприятия.
«Мастер Ланч» арендует помещение в крупном строительном магазине «Леруа Мерлен». В данном месте нет предприятий подобного типа и за счёт небольших цен, блюд быстрого приготовления, учитывая большую проходимость, так как кафе находится на входе в магазин, кафе является рентабельным.
Анализ деятельности предприятия показал, что предприятие прибыльно, активно развивается, так как за период с 2008 по 2010 гг. выручка кафе увеличилась в 2 раза. Наблюдается устойчивая тенденция роста стоимости имущества предприятия, причем предприятие не только покупает основные средства, но и строит собственное здание кафе рядом с торговым центром. Баланс предприятия неликвиден, так как много труднореализуемых активов платежеспособность предприятия снижается, также у кафе низкая кредитоспособность. При этом ООО “Мастер Ланч” не хватает собственных оборотных средств, финансовое положение предприятия не устойчивое, но сохраняется возможность, восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств, сокращение дебиторской задолженности и ускорения оборачиваемости запасов. Показатели рентабельности в 2010 г. Имеет отрицательную динамику снижения.
Оценка вероятности банкротства предприятия показала низкую вероятность банкротства.
На основании выявленных проблем в деятельности ООО «Мастер Ланч» одним из основных и наиболее радикальных направлений улучшения финансового состояния является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности и экономической эффективности его деятельности, а именно:
- рост объемов производства и реализации продукции (расширение рынка сбыта);
- повышение цен (увеличение качества продукции);
- ускорения оборачиваемости капитала и текущих активов;
- повышения рентабельности и обеспечения безубыточности работы предприятия;
- реализация продукции на более выгодных условиях.
Предприятию предложено несколько антикризисных стратегий деятельности, а также предложены следующие мероприятия:
- снижение запасов в стоимости ТМЦ на 20,2% за счет рекламной кампании;
Запасы снизятся на 100 тыс. руб.
- вложение нераспределенной прибыли в развитие предприятия, а именно проведение эффективной рекламной кампании.
Затраты на рекламу составят 763 тыс.руб. в год.
С помощью рекламной деятельности, выручка от реализации продукции увеличится на 15 % и составит 48458 тыс. руб.
При этом, оценивая эффективность разработанных мероприятий, мы выявили, что не смотря на то, что ликвидность предприятия все еще ниже нормативного значения, но ее показатели улучшились, а рентабельность увеличилась: производственной деятельности – на 4,5% (составила 7,5%), продаж – на 4% (составила 7%), всего капитала – на 31% (составила 53%) собственного капитала – на 835% (составила 886%), что говорит об эффективности предложенных мероприятий.