Необходимо составить проект курсовой работы ? Заходите на сайт Work5 и заполняйте форму заказа.
.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательских умений дошкольников – представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательских умений детей: развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М Дьяченко), становление познавательных интересов (Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, М.Л. Семенова), развитие продуктивной (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина), творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова), расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л.С. Римашевская, О.В. Афанасьева), становление элементарного планирования, прогнозирования и гипотетичности (Л.А. Регуш, Г.И. Вергелес, А.Н. Соколов, О.К. Тихомиров, Е.Д. Френкель). Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника и совершенствования его исследовательской активности. Среди возможных средств развития исследовательских умений дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой. Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А.Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир). Содержательные аспекты детского экспериментирования нашли отражение в современных дошкольных образовательных программах («Детство», «Развитие», «Детское экспериментирование», «Наш дом - природа», «Ребенок в мире поиска»). Вместе с тем, до настоящего времени не сложилась целостная концепция развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании, раскрывающая сущность исследовательской активности, ее структуру и педагогические основы, обеспечивающие динамику ее становления в образовательном процессе современного дошкольного учреждения. Данный факт ощутимо затрудняет реализацию возрастного потенциала исследовательской активности дошкольника. Это подтверждается анализом практики, который показывает, что далеко не всегда в детском экспериментировании наблюдается нарастание исследовательской активности и стремления ребенка переходить к решению более сложных, интересных задач. Нередко, несмотря на наличие в дошкольных учреждениях «зон экспериментирования», детское экспериментирование носит формальный, ситуативный характер, у дошкольников наблюдается низкий уровень исследовательской активности. В результате развивающие возможности детского экспериментирования остаются нереализованными в практике дошкольного образовательного учреждения. Фактически не получила достаточного отражения значимая проблема взаимодействия детского сада и семьи в развитии экспериментирования и исследовательской активности на ступени старшего дошкольного возраста. Все это свидетельствует о том, что вопросы эффективного использования экспериментирования как педагогического средства развития исследовательской активности старших дошкольников до настоящего времени не решены в полной мере. Наблюдается противоречие между потребностью в формировании исследовательской активности старших дошкольников в реальной практике дошкольного образования и недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса развития исследовательской активности дошкольников в условиях разнообразного экспериментирования. Недостаточная разработка проблемы развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании и ее несомненная актуальность для теории и практики современного дошкольного образования послужили основанием для выбора темы данного исследования. Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогические условия эффективного процесса развития исследовательской умений у детей старшего дошкольного возраста (подготовительной группы детского сада) в экспериментировании. Объект исследования – процесс становления и развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании. Предмет исследования – экспериментирование старших дошкольников с предметами и материалами в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Гипотезу исследования составляет предположение о том, что процесс развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании может быть успешным при реализации следующих педагогических условий: - взрослыми поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к экспериментированию с учетом направленности детских интересов, и создается необходимая для экспериментирования предметно-развивающая среда. - процесс развития исследовательской активности строится как этапный, в котором дети целенаправленно включаются в ситуации (мини-исследования), обеспечивающие постепенное овладение исследовательскими умениями, необходимыми для успешного самостоятельного экспериментирования; осуществляется нарастание субъектных проявлений детей в экспериментировании; создаются ситуации обсуждения и взаимного обмена детьми опытом самостоятельного экспериментирования и совместного определения вариантов направления дальнейшего исследовательского поиска. Задачи исследования: 1. Проанализировать современные научные подходы к проблеме исследования, обосновать содержание и сущность процессов развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании. 2. Выявить особенности проявления исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании, определить и охарактеризовать уровни исследовательской умений. 3. Разработать и реализовать педагогические условия, обеспечивающие развитие исследовательских умений детей старших дошкольников в экспериментировании. 4. Определить эффективность разработанных педагогических условиях процесса развития исследовательских умений старших дошкольников в экспериментировании. Теоретико-методологические основы исследования: учение о роли активности и деятельности в становлении и развитии личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); концепция личностно-ориентированного педагогического процесса (А.Г. Асмолов, В.В. Сериков, Н.Ф. Голованова, Г.И. Вергелес, И.С. Якиманская, В.Я. Лыкова); концепция развития познавательной деятельности и познавательных интересов в дошкольном детстве (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, В.Г. Каменская, О.В. Дыбина, Л.М. Маневцова, И.Э. Куликовская, О.В. Афанасьева); исследования своеобразия методик руководства самостоятельной детской деятельностью (Р.С. Буре, Д.Б. Эльконин, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Н.Я. Михайленко, А.В. Третьяк, Д.В. Сергеева); Методы исследования: использовалась комплексная методика исследования, включающая изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; разработку и проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов; количественный и качественный анализ полученных данных. Основные этапы исследования: Первый этап (сентябрь-октябрь 2011 гг.) – поисково-творческий. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и теоретический анализ; постановка целей и задач, формулирование рабочей гипотезы исследования. Второй этап исследования (ноябрь-декабрь 2011 гг.) – опытно-экспериментальный. Проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента, выявление особенностей исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании, разработка и апробация поэтапной педагогической технологии развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании. Третий этап (январь 2012 гг.) – обобщающий. Анализ и обобщение результатов проведенного исследования. Оформление материалов исследования. База проведения исследования: эксперимент проводился на базе ГДОУ № 5 г. Санкт-Петербурга №5. В исследование приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на современные научные идеи психологии и педагогики; взаимодополняемостью используемых методов исследования; адекватностью методов научного поиска поставленным задачам исследования; количественным и качественным анализом фактов, на основе которых сделаны обобщающие выводы. Научная новизна исследования заключается в том, что: 1. определены сущностные и структурно-содержательные характеристики исследовательских умений и активности старших дошкольников в экспериментировании; 2. обоснованы педагогические условия, обеспечивающие развитие исследовательских умений старших дошкольников в экспериментировании; 3. разработана и экспериментально проверена поэтапная педагогическая технология процесса развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании; 4. доказана эффективность детско-взрослого взаимодействия в развитии исследовательских умений детей. Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: - уточнено понятие исследовательской умений старших дошкольников в экспериментировании и ее показатели; - определены принципы и педагогические условия организации процесса развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования; - определены исследовательские умения, освоение которых способствует развитию самостоятельности исследовательского поиска старших дошкольников в экспериментировании; - обоснована роль взаимодействия педагогов и родителей, основанного на ценностно-смысловом единстве в понимании значимости развития исследовательских умений детей и направленного на реализацию индивидуально-ориентированного подхода к ребенку в условиях организации экспериментирования в детском саду и семье. Практическая значимость исследования состоит определяться предложенными рекомендациями влияющие на развитие исследовательских умений у детей подготовительной группы в процессе экспериментирования. Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и заключение.